Тема

Ускользающая территория счастья

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 35/Ускользающая территория счастья

Ускользающая  территория счастья

Территория рая, на которую можно ступить и обрести все те радости и наслаждения, о которых только можно мечтать, — одна из самых сокровенных и таинственных надежд человечества. «Проект» безмятежного места, где люди могли бы вкусить столь недостающее им в земной жизни блаженство, известен под разными именами. Библия называет это место Эдемом, древние греки обозначили его как Элизиум, на севере Европы оно звучало как Валгалла, а у нас на Руси известно как сокрытый до поры град Китеж. Мы также знаем о Царстве Иоанна Пресвитера, расположенном где-то в Индии, и существует легенда, что одной из причин, побудивших Колумба искать путь в Индию с другой стороны земного шара, что привело к открытию нового континента — Америки, было как раз желание добраться до этой таинственной райской территории. Так что открытием Америки мы обязаны райской мечте Колумба. В Индии же расположено другое райское место — Шамбала. Мусульмане говорят о своем рае, а Данте дает непревзойденную по изобразительности картину рая, расположенного на небесных сферах.

Земной рай, или идеальное государство, строился также отдельными личностями. Великий мыслитель Платон пытался построить свой рай, воплотить идеальное государственное устройство на земле. Райские «проекты» оставили нам такие выдающиеся умы, как Томас Мор и Кампанелла. Менее лучезарные проекты и воплощения рая на земле связаны с именами Маркса, Ленина, Сталина, Геббельса…

Но у всех этих и множества других попыток выстроить на земле райскую территорию при всем разнообразии точек зрения на то, как она должна выглядеть, есть одна общая черта — все они потерпели неудачу. Не удалась ни одна.

И сразу же возникает вопрос: почему? Неужели территория рая на земле действительно невозможна? Возможны территории насилия, страдания, нестерпимого каторжного труда, войн, возможна территория «макдоналдсов», мавзолеев, полигонов — а райская территория невозможна? Нет ли тут какого-то перекоса? Не обречено же земное человечество, в конце концов, лишь на робкие попытки создания места, в котором людям было бы хорошо жить, в котором душа бы их пела от полноты и счастья, реализуя лучшие свои дары и возможности — которые тем не менее никогда не принесут желанного результата. А реальный результат придет от фашизма, социализма, войн, испорченной экологии, царства вражды, в лучшем случае взятого в рамки политкорректностью или законом.

Но ведь еще Чаадаев заметил, что слова молитвы Господней «Да приидет Царствие Твое» направлены на «сейчас», на осуществление воли Божией «на земле, как на небе», и делает вывод: молитвенная просьба направлена не на посмертие, а на земное существование. И когда Христос говорит, что «Царство небесное внутри вас» (вариант: «среди вас»), имеется в виду, что оно, Царство, находится среди учеников прямо сейчас, а не расположено за смертным порогом. Одним словом, из содержания Евангелия можно делать вывод, что это Царство (где царь — Бог) доступно на земле, а не только в иносуществовании. И тут возникает мучительное противоречие — одно из тех, с которыми так часто сталкивается искренний и вдумчивый читатель Священного Писания: с одной стороны, царство истины и света обещано Богом к воплощению на земле, а с другой — ни одна из попыток его осуществления не удалась. Конечно, можно сойтись на том, что здесь — тайна, недоступная человеку, но не будет ли такая постановка вопроса уходом от проблемы, за которой таится самое волнующее, самое тревожащее и прекрасное откровение — о рае на земле?

В начале перестройки у меня появилась возможность побывать за границей. До этого я там никогда не был и не предполагал, что буду. И для меня, как и для многих граждан СССР, Запад был до какой-то степени эквивалентом рая, был связан с такими именами, как Хемингуэй, Данте, Сервантес. Запад таил в себе то, чего мы были лишены в нашей стране, — красивую одежду, красивые, беззаботные лица, улицы, запруженные машинами самых разных марок, знакомых по кинофильмам, и за долгие годы «занавеса» он приобрел в сознании многих советских людей фантастические формы, приближенные к формам некой райской утопии.

И вот я сижу в Вене на скамейке, усталый и вымотанный после длительного перелета и прогулки по городу с экскурсоводом, жду, пока утрясется вопрос о проживании, и не чувствую никакого вдохновения при мысли, что вот она — Вена. И тут как нарочно из-под скамейки выбирается огромная крыса, каких и на родине-то не часто встретишь, и медленно пересекает улицу ленивой трусцой. Здесь мне стало окончательно нехорошо. Меня не волновало больше ни то, что это город Моцарта, ни то, что я сижу в центре запретной и райской Европы, ни знаменитые венские парки и дворцы. Рая не произошло. Помню, что меня это тогда сильно потрясло, ведь я так его ждал. И вот несколькими днями позже, умудренный грустным опытом отсутствия рая в западных городах, я сидел в кафе над Барселоной и почти равнодушно всматривался в морской пейзаж, окаймленный горами. И вот тут-то и случился — Рай. Я не ждал его и не сразу понял, отчего же мне вдруг стало так легко, светло и блаженно. Куда делись разочарование, усталость, недоверие! А вместо этого  округа сияла и переливалась сказочными красками и пейзажами, а душа пела. И лишь немного позже я понял, что случилось. Пейзаж, горы и море, сильно напоминал края моего детства — Сочи. Видимо, это обстоятельство и послужило спусковым крючком, в результате что-то произошло в душе, и я оказался в детстве, а через ощущение детства — в райских областях мира. И тогда я впервые пришел к мысли, что рай — это не территория. Что рай ­— это то, что расположено в сердце. И я понял, правда, немного позже, что за раем можно гоняться до бесконечности, и он всегда будет ускользать от тебя и не даваться в руки, отдаляясь как линия горизонта. Что любая попытка «иметь» рай, войти в него физически — обречена. Его нельзя получить, потому что он не объект, не территория, не то, что можно взять в руки, не то, что дается в виде наследства, ордена, награды или должности. Потому что рай расположен в никогда и нигде, точно так же, как Бог. Взять рай атакой, физическим перемещением — это все равно что добиться Богообщения, переместившись из одного географического пункта в другой — ну скажем, из Москвы в Индию. Или из Москвы в монастырь в глубинке. Чаще всего это не приносит желаемых результатов. Нельзя войти в рай. Нет той границы на земле, где могла бы кончиться тяжкая земная жизнь, а по пересечении ее — начаться райская, блаженная. Весь целиком рай расположен в сердце, в координатах «нигде и никогда», в том смысле что эта область живет вне времени и вне пространства. «Царство небесное внутрь вас есть…», как говорит Евангелие.

Что ж, выходит так, что территория рая на земле все-таки невозможна? И приходится с этим смириться, грустно отметив, что прекрасная утопия миновала, что еще одно заблуждение прошло?

Да ничего подобного.

Нельзя ступить на физическую территорию рая в «небрачной одежде», но можно создать физическую территорию рая. Здесь ведь все дело в векторе. Если вектор направлен на «иметь», направлен на себя самого, к которому идут какие-то райские вещи снаружи, то эта попытка обречена на неудачу. Но если вы собрали всего себя на том, чтобы отдавать, то это совсем другой процесс. Если вы большую часть жизни — через молитву, созерцание, действия — осуществляете посылание в мир любви, помощи, сострадания, милосердия, то вы образуете райскую территорию для любого, кто захочет в нее войти. Сколько раз, общаясь с людьми верующими, добрыми и праведными, я испытывал облегчение от многочисленных забот, неразрешимых ситуаций, тягостных проблем. Они куда-то уходили, а вместо них появлялись любовь, радость, чувство сопричастности Целому. Такой человек (отдающий любовь) выстраивает вокруг себя физическую территорию рая, потому что даже предметы вокруг него смотрятся по-другому, и если вы имели дело с праведниками, вы, скорее всего, обращали на это внимание. Солнце рядом с таким человеком — живое, звери — сказочные, роса — блестит на весь мир, а беды отступают. А если таких людей будет больше, то и территория рая расширится по всей земле. Вы думаете: откуда же взять столько праведников? Начните с себя. Именно вы можете создать территорию рая, отдавая и любя, именно вы — тот праведник, в котором она сокрыта, в котором она таится и только и ждет, когда ее позовут, чтобы начать неудержимое расширение, вовлекая в себя все новые области земли. Делая это, вы войдете в Рай. Если же вы намерены найти его в каком-то другом месте, человеке или вещи, даже самой прекрасной, — затея окажется тщетной. Рай расположен — в нигде и никогда, там же, где Бог. Там же, где ваша душа. Вне адской области эгоизма, зависти, отчаяния — нашей обжитой области. И именно поэтому достижение рая не такая уж легкая затея. Для того чтобы оказаться «там», нужно выйти из привычного эгоистического образа жизни, и усилия, прикладываемые для этого, сродни усилиям Одиссея, возвращающегося с моряками на родину, — вот оно, истинное путешествие к островам Блаженных. Путешествие это внутреннее, но свет, который его сопровождает, идет от вас наружу, окутывает множество людей, стоящих на земле. Потому что свет этот — тот самый, что соединяет небо и землю. Тот самый, что формирует на земле территорию рая.

 

Автор: Андрей Суздальцев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone