Тема

Ora et labora: воплощая невидимое Царство

Михаил Дубровский
Журнал/Архив/Номер 35/Ora et labora: воплощая невидимое Царство

Ora et labora: воплощая невидимое Царство

Когда начинается духовная жизнь? Мне думается, в тот момент, когда человек осознает, что с миром, в котором он живет, что-то не так. Только тогда, когда осознаешь этот трагический разрыв между тем, как есть, и тем, как быть должно, вдруг ощущаешь свою глубинную нужду в Боге, и молитва «Да приидет Царствие Твое и да будет воля Твоя!» обретает подлинный смысл. Но в этот момент мы обретаем и возможность преодоления этого разрыва, ведь преодолеть это несоответствие можно лишь Духом Божиим. История знает множество попыток социальных преобразований, каждая из которых была движима стремлением построить лучший мир. Однако несмотря на прогресс в науке, производстве, здравоохранении и в других областях человеческой жизни, цель эта до сих пор не достигнута.

Каждый раз, переживая этот разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть, христианин утверждается в том, что никакими человеческими усилиями эту пропасть не преодолеть: наш мир испорчен и обречен. Мы не можем достичь гармонии между людьми, народами, государствами, между человеком и природой. И самим с собой не сладить: не удается достичь полноты мира и свободы даже внутри себя. Все это свидетельствует о том, что нет надежды на преодоление данного несоответствия здесь, в нашем мире, — только лишь в будущем. Так не лучше ли человеку оставить все попытки изменить мир к лучшему? Ответ мы находим в словах молитвы: «Да будет воля Твоя — на земле, как и на Небе». Слова этой молитвы подразумевают наше соучастие с Богом в исполнении Его воли, показывают, что христианин не вправе жить пассивно, ожидая того момента, когда Божье вмешательство в конце времен положит конец человеческой истории и утвердит на земле Царство Неба. Христос призывает нас быть Ему свидетелями, а это означает, что Он предлагает нам прожить активную и творческую жизнь!

Христианин живет в двух мирах, принадлежа и этому веку, и будущему. Духовная жизнь возможна, если только мы устремляемся к обоим этим горизонтам: напряженно ожидаем Пришествия Христова, жаждем жизни будущего века и одновременно активно действуем в этой жизни, здесь и сейчас. Жить такой жизнью — задача сложная, но необходимая. Потеря перспективы вечности приводит к потере самой веры. А отрыв от существующей реальности превращает христианство в музей. Поэтому утрата любого из этих горизонтов ведет к утрате сокровенного смысла христианства и отдельным человеком, и обществом в целом.

«Слово стало плотью и обитало с нами…» — именно воплощение Сына Божьего открыло нам реальность иного, настоящего, подлинного мира. Во Христе мы видим: предвкушение и надежда каждого человека, что однажды жизнь обретет смысл и полноту, — не пустые мечты, в их основе лежит предузнавание реальности Царства Небесного. Проповедь Христа — это не рассказ о прекрасном, но недоступном мире: Вечная Реальность вторглась в земную жизнь и проявилась в исцелении Христом больных, насыщении голодных и утешении тех, у кого разбиты сердца. Христос делал это в прошлом, Он делает это и сейчас.

Но сегодня Он делает это через своих последователей — тех, кто однажды уже пережил встречу с Ним. Мы призваны быть свидетелями Христа — не просто рассказывать о Нем, но явить своей жизнью и особенно своим трудом на земле реальность Неба. Труд, работа — это то, что изначально было дано человеку как способ воплощения Царства Божьего. Вот почему Адам и в раю должен был трудиться! Повеление «хранить и возделывать сад» — это призвание открыть в этом мире славу Божью. После грехопадения характер труда изменился, но его смысл остался прежним: это не только и даже не столько способ обеспечения, но прежде всего возможность через творческий акт явить в творении Творца, открыть путь спасения. А значит, работа, труд — это столь же неотъ-емлемая часть духовной жизни, как и молитва!

Нам нужно по-новому открыть для себя смысл труда, деятельности на этой земле. Благовестие совершается не только через евангелизационные мероприятия и социальные проекты. Большую часть жизни мы проводим, занимаясь совершенно другими делами. И наша работа должна стать самым эффективным способом проявления небесной реальности. Но этого не произойдет, пока мы относимся к работе лишь как к источнику дохода или в лучшем случае как к возможности благовестия коллегам.

Я вспоминаю разговор с одним братом, посвященным христианином, который занимался строительным бизнесом. В его представлении работа становилась служением Богу в тот момент, когда он приносил пожертвование в церковь. Но он не мог понять, как может быть служением сам процесс строительства и ремонта… Мы провели довольно много времени, рассуждая о том, в чем смысл его работы. Итог был весьма неожиданным: мой друг смог увидеть, что в тот момент, когда он входит в квартиру, она «безвидна и пуста», а после того, как труд закончен, она становится «хороша весьма»! Это же повторение процесса творения в миниатюре! Любой труд и может, и должен быть таким творческим актом. Но это возможно, если мы в нашей деятельности видим и перспективу вечности, и задачи сегодняшнего дня.

Это значит, что нам нужно молиться о том, чем мы заняты в этой жизни, а в своем труде воплощать то, что мы пережили с Богом в молитве. Наша деятельность на земле — это та точка, в которой должно происходить соединение Неба и земли. И тогда наш труд становится служением Богу. Такое отношение к труду позволяет нам не только иначе относиться к времени, которое мы проводим на рабочем месте. Работа становится способом воплотить реальность Царства Божьего в этом мире. А значит, сделать его доступным и другим людям. Мир от этого не станет раем, но надежда людей на лучший мир получит зримое подтверждение. И не потому ли, что это слишком редко происходит, люди сейчас больше склонны искать надежду не в Вечности, а в этой, земной жизни?

1Ora et labora (лат.) — «Молись и трудись», девиз Бенедикта Нурсийского, основавшего в 529 году орден бенедиктинцев.

 

Автор: Михаил Дубровский
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone