Ответ на вопрос, что такое рай в сегодняшнем представлении большинства россиян, нам дает интернет. Стоит только набрать в поисковике слово «рай», как множество самых разных ссылок предстает нашему взору. К примеру, «Парфюмерный рай» или «Хлопковый рай» (название компании, занимающейся продажей постельного белья), «Цветочный рай» (соответственно, название компании, продающей цветы), есть даже ссылка с указанием места расположения рая — «Электронный рай на Пражской» и так далее. По этому поводу можно привычно заметить, что все это свойственно эпохе постмодернизма, и добавить, что наши представления о рае сегодня весьма измельчали.
Наш современный рай скорее сравним с рогом изобилия, символом богатства и плодородия. Рог изобилия становился атрибутом Плутоса, олицетворявшего богатство, Геи, богини Земли, Фемиды, Геракла, Фортуны (богини Судьбы) и т. д. И в этом смысле представления известной части россиян можно назвать вполне языческими. Кстати, религиовед Мирча Илиаде в сноске к параграфу о мифах и поверьях славянских народов, говоря об иранских влияниях на религиозные представления древних славян, замечает, что «слово рай… до приобретения христианского смысла означало то же, что бог (“богатство”)»1.
Гигантская статуя Будды Амиды (Амитабхи) в Камакуре (Япония). XIII век н.э.
Каким же мыслило рай человечество? Каждая религия, сопровождавшая ту или иную цивилизацию, оставила нам свои картины рая. Они весьма разно-образны. Это Поля Камыша (Иалу) древних египтян, послужившие прообразом древнегреческих Елисейских Полей (Элизий). Это и Дворец Павших (Валгалла) воинственных и свирепых викингов, и небесная страна древних славян Ирий, где зимуют птицы. Но поскольку формат статьи не позволяет нам охватить все представления, то мы остановимся лишь на основных религиях, которые исповедуют люди, живущие в России: буддизме, иудаизме, христианстве и исламе.
В буддизме, где нет ни всемогущего Бога, ни вечной личностной души, высшей целью всех стремлений человека считалось освобождение от круговорота рождений и смерти (сансары) и выход в нирвану (небытие, умиротворение). Известный религиовед Евгений Торчинов пишет, что «нирвана в буддизме — некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия». По мнению буддистов, в строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это постижение некоей безусловной истины. Сутта-питака2 характеризует нирвану как «освобожденный разум, не имеющий более привязанностей». Такое освобождение достигается собственными усилиями человека, через самоспасение.
В I веке н. э. буддизм раскололся на два направления — Тхераваду («Учение старцев») и Махаяну («Большая колесница»). С точки зрения Тхеравады, школы раннего буддизма, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц — монашество. А вот с точки зрения Махаяны нирвана доступна и мирянину, и в учении отдельных ее школ впервые появляется понятие ада и рая. К примеру, в учении школы Чистой Земли (ее еще называют школой сил другого, в отличие от школ собственных сил) освобождение от сансары достигается не собственными силами, а благодаря спасительной силе будды Амитабхи (букв. «бесконечный свет»). Он же и создал рай. В раю (сукхавати — «счастливая земля») обитатели достигают нирваны и становятся бодхисатвами (теми, кто облегчает страдания людей, ведет их за собой по пути спасения). Райское блаженство, как и муки ада, предназначались для всех существ, включая и богов, а пребывание в аду считалось временным и было лишь передышкой перед очередным кармическим перерождением, т. е. новой земной жизнью.
В иудаизме3 главной священной книгой является Тора, в которой мы и находим описание земного рая, плодового сада (Ган Эдена), созданного Богом. Там среди плодовых деревьев вместе с животными и птицами жили сотворенные Богом первые люди Адам и Ева. Вкусившие запретный плод Древа познания добра и зла люди были изгнаны из рая. Однако в иудаизме нет понятия первородного греха в том смысле, в каком оно известно в христианстве. Бог проклинает Адама как ослушника (см.: Быт 3:17). Иудаизм видит причину греха не в падшей природе человека, а в пагубном влиянии внешней злой силы. Согласно иудейской традиции, человек, обладающий свободой выбора, способен и обязан преодолеть влечение греха.
Еврейская энциклопедия сообщает нам, что слово «пардес» (рай) встречается в библейских и талмудических источниках, однако почти никогда оно не означает небесной обители. Слово «рай» в значении «обитель блаженных» впервые появляется в Новом Завете (см.: Лк 23:43). Старейший же еврейский источник (конец I века н. э.), в котором упоминаются рай и ад, приводит предсмертное изречение Иоханана бен Заккая: «Передо мною два пути: один ведет в рай, другой в геенну».
В апокалиптической еврейской литературе4 рай и геенна становятся потусторонним вознаграждением или наказанием евреям за земную жизнь.
В раввинистической литературе есть множество мнений по поводу обитателей рая и ада и сроков пребывания в аду. Широко распространено мнение, что каждому еврею уготовано место и в саду Эдемском, и в геенне. Умерший займет одно из них соответственно делам, которые он делал в этой жизни. Но грешники терпят наказание в аду лишь в течение двенадцати месяцев, после чего их уничтожают. Однако рабби Акива считал, что даже грешники после искупления своих грехов в аду присоединятся к праведникам в раю. Есть и «особые» грешники, которые терпят вечные муки, — это те, кто отрекся от своего народа или отверг основы еврейского учения.
В раввинистической литературе встречаются наивные и чувственные образы рая: праведники изображаются сидящими за золотыми столами или под роскошными балдахинами и участвующими в роскошных пирах. Однако Рав (III век н. э.), один из почитаемых учителей Вавилонии, отрицал это: в мире грядущем (олам ха-ба), считал он, не будет ни чувственных наслаждений, ни деловых отношений, ни соперничества между людьми; праведники будут восседать в венцах, наслаждаясь сиянием Божественного присутствия. В раю праведники не отдыхают, а ходатайствуют перед Богом о приближении дня избавления, их к этому призывает Мессия, также пребывающий там в ожидании этого великого дня. Почетное место в раю отводится погибшим мученической смертью за веру, в том числе погибшим во время крестовых походов.
Описание рая и ада встречается и в средневековой иудейской литературе, где рай и ад изображают разделенными на семь кругов. Души умерших направляются в определенный круг в соответствии с заслугами людей или тяжестью их грехов.
Учение ислама говорит, что Всевышний Аллах уготовил для праведников то, что не видел еще ни один глаз, не слышало ни одно ухо и не чуяло ни одно сердце. В раю растут всевозможные растения (см.: Коран, 98:8) и текут четыре реки — из воды, молока, вина и меда (см.: Коран, 47:15). Хадисы5 дополняют образ рая. Один из них сообщает, что в этом саду есть много деревьев с золотыми стволами, другой — что рай состоит из ста ступеней, между которыми расстояние в сто лет, третий — что он создан из серебряных и золотых кирпичей, а на них — благоухающий мускус.
Согласно исламскому учению, рай становится вознаграждением всякому верящему в Аллаха и совершающему благие дела. Коран описывает его как сад, где мужчины-праведники отдыхают от трудов: живут с черноглазыми девственницами гуриями и пьют непьянящее вино. Эта чувственность, согласно мусульманским толкованиям, не омрачена грехом (праведник по своей природе идентичен первозданному Адаму) и является оправданием воскресения во плоти. Одетые в зеленый шелк, атлас, парчу и золото праведники возлежат на коврах с зелеными подушками в шатрах из драгоценных камней гигантской величины. В этом описании, как считают некоторые религиоведы, ислам «имеет своим источником… зороастризм, сходным образом описывающий участь праведных»6.
Некоторые исламские толкователи отвергают буквальное понимание чувственных образов рая и видят в них аллегорию. А мистическое крыло ислама, суфизм, напротив, трактует их как завесы, скрывающие вечную божественную красоту. Суфизм провозглашает, что суфии служат Аллаху не из-за боязни ада или желания рая, «их цель не рай… не дворцы и не райские гурии. Мечта их — лицезреть Всевышнего»7. Хафиз Ширази (1326–1390), великий персидский поэт-суфий, писал:
«Нищему у Твоей двери
Не нужны восемь райских садов,
Пленник Твоей любви
Свободен от обоих миров».
Суфий мечтает о том, чтобы его «я» полностью растворилось в видении предвечного света Бога. Для него воскресение во плоти утрачивает значимость, поскольку духовное воскресение уже в этой жизни становится его главной целью.
Понятие рая богословы разделяют на «неосознанный рай» (прародина человечества, например Эдем) и «осознанный рай» (состояние после прохождения через смерть и конец мира — Царство Небесное). Географическим месторасположением «неосознанного рая» считаются Месопотамия или Индия.
Витражи Базилики Сен-Дени (XIII в.), символ Небесного Иерусалима
Согласно христианскому учению, жившие в Эдеме Адам и Ева были бессмертны и безгрешны. Вкусив плод Древа познания добра и зла, человек утратил вечную жизнь в совершенной природе, стал подвержен греху, времени, страданиям и смерти. Тогда Бог закрыл рай для людей, поставив у Эдемского сада «херувима и пламенный меч обращающийся» (Быт 3:24).
Для христианского искусства рай с самого начала был одним из самых излюбленных образов, он вобрал в себя все прекрасное, что только смог найти человек на земле. Грядущее же Царство Небесное — рай совсем иной, ведь к прежнему Эдему вернуться уже нельзя. Описание Нового Рая мы встречаем в Откровении Иоанна Богослова: это великолепный город с высокими стенами, который спустится от Бога с неба. Указаны даже его параметры — длина и ширина по 12 тысяч стадий (около 2200 км), толщина стен 144 локтя (около 65 метров). В этом городе двенадцать ворот, по трое с каждой стороны. Внутри города — улицы и истекающая от престола Христа живая вода, которая питает Древо жизни. Храма нет, ведь здесь Сам Господь Бог, и Слава Его освещает город вместо солнца и луны.
Размышляя о значении образа грядущего рая христиан, религиовед Юрий Максимов пишет: «Если сад (Эдем. — Ред.) есть по существу целиком творение Божие, то образ города как создания человеческого знаменует участие человечества в Царствии Божием. Употребление образа города в описании Царствия Небесного означает, что человечество соучаствует в спасении: “сей город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых” (св. Андрей Кесарийский)»8.
Христианин — соучастник нового творении Божия. Принимая искупительную жертву Христа за свой грех, человек омывается от греха и обретает возможность соучастия в своем преображении (теозисе). Он становится новым творением во Христе. Царство Небес зарождается внутри него и через него распространяется на других людей. Преображенный человек сохраняет свои личностные качества, и его «я» не уничтожается, не исчезает и не растворяется при соединении с Богом при жизни и после смерти: «Тайна Боговоплощения, позволяющая христианам уповать на “целокупное преображение человеческой личности”, является оправданием воскресения, с точки зрения христианства»9.
Спасенные Христом после смерти и воскресения наследуют Царство Небесное для вечной жизни в новом мироздании. В Библии говорится, что там не будет ни болезни, ни смерти, ни печалей. Но «ни о каком вечном отдыхе, сопряженном с получением тех или иных удовольствий, в Библии нет и речи. Господь поселяет Адама в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его (см.: Быт 2:15), а о жителях Небесного Иерусалима сказано, что будут служить Ему (см.: Откр 22:3). Пребывание в раю, по Библии, неизменно связано с некой деятельностью со стороны человека и изображается… как постоянная динамика восхождения от славы к славе. Эта деятельность… “не является принудительной обязанностью, необходимой для выживания, но представляет собой органичное продолжение Божественного творческого акта, раскрытие творческой способности, присущей человеку как образу Божию и, следовательно, как личности”10»11.
Так почему мы никак не построим рай на земле, несмотря на то что каждая из религий провозглашает его конечной целью бытия? Можно думать, что ответ на этот вопрос кроется в очень разных представлениях людей о рае как о конечной цели нашего существования. Видимо, превратить мир в фаланстер, имея различные представления о конечном пункте назначения, весьма проблематично. Это не значит, однако, что нам нужно отказаться от деятельности в этом направлении. Нет, нужно хранить и возделывать землю, природу, способствовать улучшению жизни людей во всем мире.
Но дело даже не в том, захотим ли мы строить рай на земле или нет, договоримся ли мы о его устройстве или нет. Чтобы сделать это, нужны разум, воля, творческая энергия, сила любви особого порядка, какими, увы, мы не обладаем. Царство Небесное грядет, и залог этого в том, что оно в трудах и скорбях уже зарождается внутри тех, кто любит Господа и ждет Его пришествия. Будет же оно таким, каким замыслил и сотворит Его Всевышний, а Он говорит: «Се творю все новое!» (Откр 21:5).
1 Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Т. 3. Критерион. — М., 2002. — С. 35.
2 Часть сборника религиозных буддийских текстов (сутр), создание которых приписывают Будде и его сподвижникам.
3 Все сведения об иудаизме взяты нами из Электронной еврейской энциклопедии http://www.eleven.co.il/
4 Литература откровений, возникшая в иудаизме после прекращения деятельности пророков. Между апокалиптической и талмудической литературой есть много точек соприкосновения. Апокалиптически дуальное членение всего сущего на тот и этот мир было принято всем еврейством. Многие эсхатологические взгляды являются общими для Талмуда и апокалиптической литературы. Некоторые произведения апокалиптической литературы оказали влияние на мидраши и на Зогар.
5 Хадис — изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммеда, переданные через сподвижников пророка. Сумма хадисов образует Сунну, текст, авторитетный для всех мусульман и составляющий одну из основ шариата (совокупности религиозных, морально-этических и правовых норм ислама).
6 Максимов Юрий. Образ рая в христианстве и исламе. http://krotov.info/libr_min/m/maksimov.html
7 http://www.sufizm.ru/tariq/priznak/
8 Максимов Юрий. Образ рая в христианстве и исламе. http://krotov.info/libr_min/m/maksimov.html
9 Там же.
10 Там же. (Ссылка в тексте на Яннарас Христос. Вера Церкви. — М., 1992.— С. 122. — Ред.)
11 Там же.
Автор: Екатерина Гуляева, Алексей Гроссман
Фото: fotobank.com, wikipedia.org