Интервью с Геннадием Андреевичем Сергиенко, паcтором Второй московской церкви ЕХБ, выпускником Далласской и Фуллеровской семинарий, доктором богословия
— В современном мире много говорят о свободе. Например, говорят, что свободу дают деньги. Есть ли в этих словах смысл? Дают ли свободу знание, образование? Что вы думаете об этом?
— Текст из Евангелия от Иоанна говорит нам, что познание истины освобождает человека. И в определенном смысле всякое познание несет в себе освобождающий посыл, но особенно — знание духовное. Познавая, человек освобождается от предрассудков, от страхов, перед ним открываются новые возможности для самореализации. Знание открывает путь к престижу и признанию в обществе. Одновременно с этим знание может стать причиной надменности в человеке; человек может преувеличивать возможности познания.
Связь между материальными благами и свободой достаточно иллюзорна. С одной стороны, материальная обеспеченность дает человеку возможность получить хорошее образование, продвинуться по социальной лестнице и т. д.
С другой стороны, если вникнуть в смысл распространенного выражения «человек при деньгах», то возникает закономерный вопрос: так деньги при человеке или человек при деньгах? Часто наша человеческая, Адамова, природа приводит к тому, что мы оказываемся заложниками денег. Деньги начинают господствовать над нами. И мне думается, что в большинстве своем люди не готовы и не способны правильно распорядиться финансами. На этот счет в Послании к Тимофею содержится весьма здравый совет всем нам: надо быть довольным тем, что у тебя есть, использовать эти блага по максимуму и не жить мечтами.
Я думаю, что деньги сами по себе не есть источник зла. А вот склонность к сребролюбию — она, конечно, порабощает, и, увлекаясь стремлением к обогащению, люди не используют свой шанс по-настоящему реализовать себя.
— Как человеку понять, что же такое свобода? Может ли свобода быть абсолютной (делаю, что хочу), или все же можно быть лишь свободным от чего-либо (чего-то не делаю по каким-либо причинам)?
— В своем взгляде на этот вопрос я исхожу из Священного Писания, где сказано, что человек сотворен Богом. Поэтому я убежден, что истинная свобода для человека заключается в том, чтобы жить — в соответствии с замыслом Творца и со своим предназначением — аутентичной, естественной, настоящей и подлинной жизнью. Приходя в этот мир, человек встречается с множеством обстоятельств, страхов, зависимостей, условностей, порабощающих свободу и не позволяющих ему жить в соответствии с Божьим замыслом. Так что мы не абсолютно свободные существа, но мы можем продвигаться от состояния несвободы к свободе.
Значение Евангелия в том, что во Христе мы обретаем свободу стать человеком, личностью — мыслящей, творящей, дающей, свободной от собственного эгоизма. Мы эгоистичны по своей природе и заинтересованы получать, а не отдавать, хотим, чтобы нас любили, но мы не готовы любить других. Евангелие способно перевернуть жизнь человека так, чтобы он смог произвести кардинальную переоценку ценностей, пересмотреть жизненные ориентиры, повернуться лицом к людям.
Появляясь на свет, мы наследуем от наших предков привычку прятаться от Бога. В Книге Бытие есть эпизод, где после грехопадения Бог зовет Адама: «Адам, где ты?» А тот прячется. Прячемся и мы, потому что несем в себе комплекс вины и видим в Боге того, кто ищет нас, чтобы наказать. Но Евангелие несет падшему человеку весть: не бойся! Одна и та же весть звучит из уст ангелов на Рождество и по воскресении Христа: «Не бойтесь, Я возвещаю вам великую радость». Это освобождающая радость для нас, и она состоит в том, что ныне я могу освободиться от комплекса уязвленной, греховной совести и войти в состояние мира с Богом.
— Писание говорит о том, что свободу дает человеку истина. Как вы понимаете эти слова Христа? Что это за истина?
— Истина — это не слово, не сумма полученных знаний, а личность Самого Христа. Он Сам — Слово, которое стало плотью. Он стал осязаем и доступен. И если Сын освободит, истинно свободны будете. Я подчеркиваю это, потому что в христианских кругах, особенно в евангельских, есть такая тенденция — при нашем благоговейном отношении к Писанию — делать особый упор на изучении Слова. И в целом это здравое желание. Но при этом надо помнить, что истина сокрыта в самой личности Христа, и именно Он освобождает нас. И если мы используем Писание как путеводитель ко Христу, мы поступаем правильно. Слово — это посредник, свидетель, который должен вести нас ко Христу. Эта Встреча — блудного сына с Отцом — и есть тот самый момент освобождения, момент прозрения, когда мы входим в состояние свободы от греха, от зависимостей, от страхов, которые преследуют нас.
— Есть мнение, что в жизни все предопределено и Бог наперед знает путь каждого из нас. Так как же Писание (и Ветхий, и Новый Заветы) все же говорит о свободе человека?
— Удивительно, насколько это болезненная тема в русском евангельском обществе как здесь, в России, так и в церквах рассеяния. Ирония заключается в том, что через 500 лет после того, как появляется учение Жана Кальвина о предопределении, эта волна накрывает нас. Уже весь западный мир успокоился и не пытается решить этот парадокс, представленный в Писании: суверенность Бога, с одной стороны, и наличие свободы воли человека — с другой. Но нам неудобно сидеть на двух стульях, и мы хотим определенности. Однако в Священном Писании обе эти истины представлены в равной степени: Бог предстает как суверенный правитель, но за человеком оставляется право выбора и право нести последствия этого выбора.
Когда я учился в Далласской семинарии, которая в основном придерживается кальвинистского направления богословия, в моем понимании произошла некоторая коррекция: я больше начал видеть участие Бога в спасении человека. Все-таки начинает в нас доброе дело Сам Бог — и будет совершать его до Своего возвращения. Это знание опять-таки ведет нас к аутентичному существованию.
И одновременно с этим в кальвинистской позиции тоже есть уязвимые места, они рождаются из благочестивого желания «помочь» Богу, вывести Его из трудной ситуации: как же так, неужели же Бог может ошибаться? Нет, но Бог может изменить Свои намерения, и особенно ярко это видно в Ветхом Завете. Вспомните Ниневию, вспомните, как Авраам ходатайствует перед Богом и Бог идет ему навстречу. Удивительно, но молитвы святых в определенном смысле вносят коррекцию в планы Божьи. И когда мы пытаемся представить, что люди — всего лишь марионетки в руках невидимого кукловода, это сильно упрощает сложную динамику отношений Бога со Своим творением, которую мы видим на страницах Писания. Поэтому хорошо, что мы читаем Писание, можем его понимать, но надо оставлять некоторые очень сложные для толкования вопросы за Богом.
— Зависит ли освобождение человека от принадлежности к какой-либо церкви, или это процесс личных взаимоотношений с Богом?
— Это и то и другое. Конечно, в первую очередь это процесс личных взаимоотношений с Богом, но эти отношения веры культивируются в общине. Однако спасает и освобождает нас не принадлежность к «правильной» церкви. Это делает Христос.
Сегодня часто можно услышать, что какая-то церковь претендует на обладание всей полнотой истины. Я верю, что через Писание нам открывается доступ к Истине, но, как это ни странно, мы не обладаем истиной в последней инстанции. Мы не должны подменять Бога в этом отношении, потому что полнотой Истины обладает лишь Он. Жизнь во всем ее многообразии — настолько сложное явление, что желание прокричать и заявить о себе и о том, что только у нас истина, можно назвать несколько наивным восприятием людьми Евангелия. За всем этим, впрочем, чаще всего скрывается личина нашего эгоизма.
Община должна быть тем местом, где культивируются наши отношения с Богом, и при этом желательно, чтобы в церкви было как можно меньше фарисеев, а больше тех, кто помогал бы людям расти в Господе. Там, где мы вместе собираемся для прославления, для поклонения Богу и где мы готовы помогать друг другу, происходит процесс духовного освобождения.
Мне случилось наблюдать за служением исцеления в одной церкви, которое заключалось в том, что братья и сестры молились и возлагали руки на людей, которые несли какое-то бремя, боль, переживание. Люди собирались для того, чтобы взять на себя частичку бремени другого человека, как написано, «носите бремена друг друга». И во время такой молитвы человек отдавал свое бремя Богу и тем, кто готов понести его бремя вместе с ним.
— Почему так много разных христианских церквей? Как человеку понять, что ему предлагается именно истина, которая способна освобождать?
— Одно и то же Евангелие проповедуется через разные христианские традиции. И каждый из нас является носителем той или иной традиции, хотим мы того или нет. Часто под традицией понимают бого-служение традиционных церквей: православных, католических. Но я думаю, что всякое прочтение Библии и воплощение его в практику означает начало новой традиции. Замысел Бога в том, чтобы Евангелие возвестили немощные человеческие уста. Мы слышим его от разных людей: Петра, Иоанна, Павла. И мы понимаем, что все они говорят об одном, но насколько по-разному расставлены акценты! Вот вам пример того, как Евангелие, преломляясь через сознание, через культуру, через контекст, начинает звучать по-особому. И наличие множества евангельских церквей, множества голосов — это не есть недоразумение, это явление, обусловленное природой благовестия.
Если говорить о фарисействе, то оно несет с собой возможность влияния, контроля, определенности, неких стандартов, которые мы готовы применять ко всем людям. А учение Павла о жизни по Духу с этой точки зрения видится как некая абстракция. Гораздо легче жить по конкретным правилам. Но как только мы начинаем выстраивать отношения с Богом по этим правилам, мы становимся «бедными и несчастными» людьми. Когда отношения по благодати мы подменяем отношениями по закону, то неизбежно приходим к состоянию отчаяния, разочарования.
С одной стороны, нет состояния, свободного от традиции, но вопрос в том, насколько это здравое учение. Здравая традиция ведет нас ко Христу и учит нас жить по Духу.
— В сознании человека есть много стереотипов. Если мы усваиваем христианские стереотипы мышления и поведения, можно ли назвать это свободой?
— Жизнь христианина мне представляется путешествием в Небесную страну. Может сложиться впечатление, что после покаяния все проблемы человека остаются позади. Это заблуждение. Надо жить дальше, но уже опираясь на свой новый духовный опыт. На этом пути могут возникать различные желания. Это может быть и стремление преуспеть, сделать карьеру, удивить других, сделаться влиятельным человеком. Люди могут находиться под влиянием определенных учителей, могут стремиться подражать кому-то. Может быть, само по себе это и не так страшно, главное, чтобы потом не было горького разочарования, что человек был в плену каких-то представлений, иллюзий. На этом пути очень важно, чтобы мы снова и снова вспоминали о первой Встрече и снова устремлялись ко Христу.
— Освобождение, связанное с постижением истины, — это мгновенный или долгий процесс?
— Ну конечно, это процесс всей жизни. Наверное, самое яркое происходит с нами в момент Встречи — тогда нам все кажется ясным и понятным. Но потом теория испытывается практикой. И если вначале нас характеризует некоторый наивный восторг, желание обнять весь мир, то потом мы становимся более прагматичными, нас уже меньше можно удивить. Это процесс постижения. Это вся наша жизнь.
В конце Евангелия от Луки есть образ горящего сердца, очень дорогой для меня. Иисус беседует с учениками на пути в Эммаус, они вначале не узнают Его, но позже спрашивают друг друга: «Не горело ли сердце наше?» Мне очень дорог образ Иисуса, который идет вместе с учениками, они беседуют, и во время этой беседы что-то происходит внутри этих людей. Они просят Иисуса: останься, побеседуй с нами.
И нас порой посещают ощущения, которые мы не можем объяснить. Этот Странник где-то рядом с нами, мы не узнаем и не слышим Его. Но очень важно услышать Его, потому что, когда Он начинает говорить, что-то с нами происходит. Он воспламеняет наше сердце. Эта способность не принадлежит нам, как мы иногда хотим представить. Это дар Христа, идущего рядом с нами, — нас воспламеняет живое прикосновение истины. Вновь и вновь в такие моменты человек открывает для себя возможность диалога с Богом, с Тем, у кого можно действительно всему научиться.
Автор: Екатерина Гуляева
Фото: Сергей Палкин (из архива ХЦ «Возрождение»)