Тема

Призыв к свободе

Михаил Дубровский
Журнал/Архив/Номер 33/Призыв к свободе

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Ин 8:31–36)

Призыв к свободе

История отношений человека и Бога — это история борьбы Бога за человеческую свободу. Избавление от египетского рабства, от несправедливости и угнетения уже в самом израильском обществе, освобождение из вавилонского плена… Иисус Христос провозглашает начало своего служения, используя цитату из Книги пророка Исаии: «Я пришел, чтобы дать “пленным освобождение… отпустить измученных на свободу”» (см.: Лк 4:18). Большинство людей воспринимают Бога как Того, кто ограничил их свободу рамками, правилами, границами. И потому Бог в роли Освободителя удивляет, пугает и даже отталкивает.

Христос учит пришедших его послушать: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными», они же высокомерно отвечают: «Мы никогда не были рабами!» Иисус говорит им о том, что они находятся в самом начале пути к подлинной свободе, а в ответ слышит: «Нам вполне достаточно того, что у нас есть!» Это ли не трагедия! Но хуже всего, что этот сюжет повсеместно повторяется снова и снова, повторяется он и в наших церквах.

Мы привыкли понимать свободу как отсутствие ограничений, как возможность делать то, что мы хотим, и не делать того, чего не хочется. Но Бог зовет нас не к свободе делать—не делать, а к свободе быть. Мы хотим слишком мало свободы. Значительно меньше, чем предлагает Бог. Нам хочется четких и ясных границ, мы хотим ясно представлять себе, где наша свобода заканчивается, а Бог ведет нас в глубь наших сердец, чтобы показать, где наша свобода начинается. Редко кто готов рискнуть и заглянуть в эту глубину! И еще меньше тех, кто, заглянув туда, не отворачивается в страхе, а решается сделать шаг по этому пути. Мы сознаем (или скорее чувствуем), что такая свобода потребует совсем другого отношения к жизни: нам придется отправиться в рискованное путешествие, которое радикальным образом изменит всю нашу жизнь!

А мы предпочитаем остаться на твердом берегу: есть ясные правила, четко обозначенные каноны, понятные заповеди. Разве всего этого недостаточно? Привыкнув понимать свободу как отсутствие ограничений, мы начинаем искать этих самых ограничений, потому что так мы чувствуем себя увереннее, в большей безопасности. Нам проще свести Его свободу к «правильным» взаимоотношениям: умению выделить «приватное пространство» и не нарушать границ другого человека. Нет ничего плохого в праве на частную жизнь. Каждому человеку нужно и личное время, и личное пространство. Трагедия в том, что мы именно в этом ищем свободу. Редуцированное понимание свободы лишено той глубины, которую вкладывает в это слово Господь. А потому свобода быстро превращается в свою полную противоположность — одиночество и болезненную потребность получить чье-то ободрение. Или истолковывается как право на любое извращение.

Свобода, понимаемая как производное от социальных отношений, «повисает» в воздухе. Нужно отдать должное тем, кто в самоотверженной борьбе отстоял в том числе и мое право на свободу совести, свободу слова, свободу перемещения… В достижениях либерализма есть очень многое от Христа, от Его призыва к свободе. И это особенно верно в отношении тех, кто за эту свободу боролся, жертвуя многим, зачастую и самой жизнью! А потому неверно противопоставлять свободу внешнюю свободе внутренней. Трагедия либерализма в том, что он остановился исключительно на внешней свободе, наивно полагая, что бытие само по себе способно «определять сознание», формировать его. Но Писание открывает нам, что свобода есть не производная от социума, а его основание, фундамент бытия как отдельного человека, так и любого человеческого сообщества. Человек сотворен свободным, и в осуществлении этой свободы — реализация замысла Творца в нашей жизни! Его призыв к свободе — это призыв быть собой, стать таким, каким человек был задуман от начала.

Бог хочет дать нам гораздо больше свободы, чем мы способны принять. Зачастую именно это нас и останавливает: мы чувствуем себя не готовыми вместить ее! Подозрение, страх, сомнения — все эти чувства наполняют наши сердца, когда мы сталкиваемся с Его призывом к свободе. Но Господь настойчиво продолжает Свой труд в наших сердцах, постепенно освобождая нас от лжи, отверженности, одиночества. Бог продолжает бороться за нашу свободу! Его Дух шаг за шагом ведет нас к пониманию того, что наша свобода зависит не от обстоятельств, а от отношений с Христом. Что именно в Нем мы можем пережить свободу как изначальную данность, как свое нормальное, человеческое состояние. Свободу быть, из которой уже вытекает свобода делать. Поскольку только свободный человек может любить, творить, радоваться и дарить любовь и радость другим. Только свободный по-настоящему живет.

Бог продолжает борьбу за наши сердца. Чем ответим мы? Будем ли мы по-прежнему прятаться от Его призыва или найдем в себе мужество сделать шаг навстречу, распахнуть наши сердца для Него и позволим Ему увлечь нас в удивительное путешествие к нашей свободе?

 

Автор: Михаил Дубровский
Фото: из архива ХЦ «возрождение»

Работает на Cornerstone