Тема

Об идеях и Истине

Ирина Апатова
Журнал/Архив/Номер 33/Об идеях и Истине

Об идеях и Истинеиз архива ХЦ "Возрождение"

В иерархии потребностей человека, известной как пирамида Маслоу, стремление к познанию истины является потребностью роста и развития (или бытийной ценностью), именно оно и определяет человека как личность. Однако обнаружить истину не так-то просто, потому что возникает путаница: довольно часто стремление к познанию человек определяет как стремление к истине, а разнообразные идеи и гипотезы принимает за саму истину. Так что вопрос, заданный когда-то Пилатом Иисусу, нельзя назвать праздным (если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что Истина в этот момент находилась прямо перед Пилатом).

Что такое «одержимость идеей», очень точно озвучивает герой Ди Каприо из фантастического триллера Кристофера Нолана «Начало»: «Какой самый живучий паразит? Бактерии, вирусы? Идея! Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть личностью, избавиться от идеи практически невозможно». Мы также узнаем, что одна из героинь фильма была «одержима идеей, очень простой, но которая могла изменить мир, которая изменила все». Примером такой очень простой идеи, которая меняет в жизни людей буквально все, может служить идея, что Бога нет, что можно построить рай на земле и без Него, что человек по природе своей гуманен и способен разумно управлять миром. И мы знаем сотни примеров того, как люди, одержимые идеями, жертвовали и своей жизнью, и жизнями других людей ради воплощения своих концепций в жизнь.

Как же узнать истину, как отличить ее от очередной идеи человечества? Есть несколько признаков, которые могут нам в этом помочь. Во-первых, в отличие от идеи, истина не «заразна», она не порабощает. Из Священного Писания мы узнаем, что она — благо, истина не порабощает человека, но освобождает его. Освобождающая нас истина не является отвлеченной идеей, она отвечает на глубочайшие жизненные потребности человека, ее воздействие можно сравнить с воздействием глотка воды на того, кто жаждет. Идея же приходит извне и завладевает нами, порабощая нас и претендуя на то, чтобы стать системой, присущей нам, но таковой она не является. 

В Ветхом Завете мы встречаем понятия «рабство», «освобождение», «свобода», объяснение и описание этих терминов, но всего этого недостаточно для того, чтобы ясно понять их значение. Однако в Книге Исход мы находим историю народа, которая наглядно иллюстрирует интересующие нас понятия. Один народ находился в египетском рабстве, затем согласился это рабство покинуть, совершил побег, но оказалось, что подлинного освобождения людей почему-то не произошло. Понадобилось еще сорок лет кочевой жизни в  пустыне, прежде чем народ Израиля осознал свое истинное состояние, изменил свое рабское мышление, мировоззрение, поведение и по-настоящему возжелал свободы. Лишь спустя сорок лет освобождение народа Божия начало осуществляться. 

Тема свободы постоянно присутствует в Библии в описании жизни народа, уже поселившегося в Земле Обетованной. Мы видим ее в заповеди о прощении всех долгов в седьмой и юбилейные года, когда необходимо было провозгласить «свободу на земле всем жителям ее», в борьбе Господа с идолопоклонством, когда Всевышний оберегал Свой народ от земных, рабских зависимостей и т. д. Господь хотел, чтобы его народ познал суть свободы, почувствовал ее вкус.

Человеку очень трудно быть свободным, можно даже сказать, невыносимо, поэтому он предпочитает путь рабства, зависимости от внешних вещей. Это приносит человеку ложное ощущение комфорта, причастности к чему-либо, снимает напряжение ответственности. Когда же нет подлинной свободы, то исчезает динамика развития личности, и она близка к смерти.

Каждый живущий на земле человек, которого еще не освободил Христос, находится в таком рабстве, даже если он сам никогда не думал о себе в таком аспекте. Невозможно оставаться по-настоящему свободным внутри себя — от всего внешнего, от грехов, — не имея взаимоотношений со Христом-Истиной. Одна из главных тем проповеди Иисуса о Его миссии на земле — это  исполнение ветхозаветных обетований: благословение для нищих и освобождение пленных. Свобода — блаженное состояние-следствие истинного спасения в Иисусе Христе. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я освобожу вас», — говорит Он всем нам.

Господь сотворил человека свободным, но мы не совсем свободны. Мы достигаем состояния свободы, которое приходит к нам не потому, что мы начинаем правильно понимать какую-либо идею, в том числе и религиозную, оно наступает в результате изменений, которые происходят во внутреннем мире человека, когда меняется его точка зрения и ценности. Быть свободным или не быть — это всегда наш выбор, который мы совершаем осознанно или подсознательно. 

Настоящая Истина больше идеи, больше правды, которая содержится в любой из идей.  Отличительная черта настоящей Истины в том, что она приносит жизнь. «Я есмь Путь, Истина и Жизнь», — говорит Христос (Ин 14:6), и Он не идея, не мысль, не убеждение, а живая Личность. Христос призывает нас, чтобы освободить нас и возродить к жизни.

Истина Христова приносит освобождение от ложного представления о себе, о грехе и о мире, она освобождает от зависимости от человеческого мнения, страха, всего ложного, что связывает, запутывает, порабощает, заставляет нас следовать определенному плану этого мира, программирует быть несчастными. Она ведет человека к тому, чтобы он мог стать самим собой.

Трудность понимания слов Христа «познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» в том, что нельзя до конца объяснить механизм действия данного обещания. Потому что это чудо и действие Божьего закона, который начинает работать, когда человек входит в Его присутствие. Это высказывание Христа состоит из двух частей, в первой говорится о том, что нужно сделать нам: «познайте». И мы выбираем, делать это или нет. И далее, как повествует вторая часть высказывания, происходит освобождение того, кто сделал первый шаг. Здесь сокрыта тайна действия Бога, в основе которого лежит Его любовь. 

Важно понимать и еще один аспект свободы, предлагаемой Христом: освободиться раз и навсегда невозможно. Это процесс нашей жизни  и наших постоянных взаимоотношений с Богом, познание Его и себя. Христос предлагает нам познать Истину не отвлеченно-теоретически, абстрактно, а в контексте нашей жизни, окружающих событий, людей, обстоятельств, нашего покаяния пред Богом.

 

Автор: Ирина Апатова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone