Тема

Что есть истина

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 33/Что есть истина

«Иисус отвечал: …Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям…» (Ин 18:37–38)

Что есть истина

Читающий Евангелие от Иоанна не может обойти вниманием этот короткий диалог между Христом и Пилатом. Вопрос, походя брошенный Пилатом Христу, характеризует его как человека, которого уже ничто не удивляет. В словах Пилата слышится не желание узнать истину, а скорее нотка разочарования.

Читая этот эпизод, думаешь: а задавались ли мы по-настоящему вопросом, что есть истина? Многие ответят утвердительно и в качестве довода добавят: «иначе я не верил бы в Бога», или «не работал бы на этом месте», или «не жил бы согласно своим убеждениям».

Действительно, люди не могут обходиться без истины. Вернее, без истин. И хотя под истиной мы привыкли понимать нечто неоспоримое, несущее прозрение и свободу, а следовательно, универсальное для всех, на поверку оказывается, что истин почти так же много, как и самих людей. Более того, и между теми людьми, которым, казалось бы, надлежит иметь одну истину на всех, мы видим различные мнения, несогласия и распри.

Возьмем, например, Церковь. Апостол Павел, обращаясь к христианам Эфеса, призывает их иметь «единство духа в союзе мира», напоминая, что у них одна надежда, «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:5). Павел умоляет и коринфских христиан, чтобы у них не было разделений (см.: 1 Кор 1:10). Почему же апостолу постоянно приходилось напоминать об этом почти всем общинам, о которых он имел попечение?

Ответ отчасти состоит в том, что одна и та же истина может пониматься и приниматься людьми по-разному. Конечно, все мы разные, но беда не в этом. Беда в том, что все мы подвержены последствиям Адамова грехопадения и не можем объективно воспринимать реальность. «Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными…» — сокрушается псалмопевец (Пс 52:3–4).

Хотя все мы помним слова Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные…» (Мф 11:28), часто мы заставляем Его прийти к нам. Сказавшего «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6) мы ведем своим путем и превращаем Истину воплощенную в свою, узкую, местечковую истину. Конечно, подобное обращение с истиной можно увидеть сплошь и рядом, но именно в христианском сообществе это видно особенно отчетливо: «У нас своя церковь… свое вероучение… своя семинария…» Словно Христос и христианство не одни на всех, а у каждого свои. Вместо того чтобы взаимодействовать и трудиться рядом и вместе с другими христианами, мы обособляемся вокруг приватизированной нами истины, не замечая, как теряем радость и свободу в общении как с другими верующими, так и с Богом.

Истина, воспринятая как идея или аксиома, не позволяет нам заглянуть внутрь себя. Она уводит нас во внешнее; мы верим в эту истину, ею мерим свою жизнь, в ней видим решение своих духовных проблем. При этом и Бог видится нами не как Истина, но как податель истин, или, вернее, правил, которых мы должны придерживаться. Немудрено, что мы начинаем настороженно, раздраженно или враждебно относиться к тем, кто не разделяет наши представления. При этом истина, призванная дать прозрение и свободу, наоборот, порабощает нас, затмевая правдивое восприятие Бога, ближнего и самих себя.

Не об этом ли говорит и Христос фарисеям в Евангелии от Иоанна: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32)? И когда те возражают, приводят свои доводы, Христос отвечает напрямую, что Он и есть та не узнанная ими Истина, которая может освободить их от греха (см.: Ин 8:36). Покуда фарисеи довольствуются своими представлениями об истине, покуда они не восприняли Истину как Личность, они пребывают во грехах своих (см.: Ин 8:24, 34).

«Что есть истина?» — вопрошает Пилат, а Истина стоит перед ним. Во Христе Истина стала перед людьми лицом к лицу, не оставляя места для маневров и оправданий. Перед нами уже не абстрактное знание о Боге, но Сказавший: «Видевший Меня видел Отца…» (Ин 14:9). Уже не надо гадать, каков Бог, что Он о нас думает или как бы Он поступил на нашем месте. Однако в воплощенной Истине мы видим не только Бога, но и Сына Человеческого. Сын Божий стал истинным человеком, поэтому, смотря на Него, мы понимаем, какими мы должны стать и как относиться к людям. В Нем мы видим, как следует прощать, миловать, сострадать, почитать других выше себя. После этого нечем уже оправдать собственный эгоизм, раздражение, неприятие и злобу.

Одним словом, во Христе нам явлена Истина о Боге и о нас самих, созданных по образу Его. Наша же задача — не превратить эту Истину в отвлеченное знание о ней. А значит, личные отношения с воплощенной Истиной надо ставить на первое место.

Христос есть свет истинный, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме (см.: Ин 12:46). В Его свете мы можем увидеть Бога, ближних и себя и освободиться от сковывающих нас иллюзий. Тогда мы сможем продолжать Его служение — свидетельство об истине (см.: Ин 18:37). Тогда истина поможет нам любить Бога и ближнего и ощущать их любовь в своей жизни. Может быть, поэтому Федор Михайлович Достоевский, обуреваемый сомнениями своего века, когда мнимые истины так легко овладевали сознанием людей и толкали их на ложный путь, говорил в одном из своих писем: «Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»*.

Во Христе нам явлена Истина о Боге и о нас самих

*Письмо Н. Д. Фонвизиной, февраль 1854 г. цит. по: Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989–1996. — Т. 15. С. 96.

 

Автор: Сергей Корякин
Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone