Интервью

Экономика сопричастности объединяет людей

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 31/Экономика сопричастности объединяет людей

Интервью с Татьяной Минаковой, кандидатом экономических наук. В своей диссертации она впервые в России разработала стратегию развития малых и средних предприятий социальной экономики.

Экономика сопричастности объединяет людей

— В последнее время на Западе все чаще говорят о новой антропологической концепции в развитии человеческого общества. Что это за концепция, кто он, этот новый человек?

— Новый взгляд на человека — это результат истории развития человечества и промыслительного вмешательства Бога в историю. Это, собственно говоря, новый взгляд на старые истины. Антропологическое начало не является ни индивидуальным, ни коллективным, а определяется, скорее, понятием общинности. Новой здесь является парадигма культуры дарения, основанная на христианских ценностях, в которой человек предстает как существо, открытое для общества, для отношений с другими людьми, включая их традиции, особенности, культуру. В этой парадигме человек предстает не только как производитель и потребитель, но учитываются такие основополагающие параметры его жизнедеятельности как условия, качество и продолжительность жизни, участие в общественной и экономической жизни общества.

— В чем отличие культуры дарения, скажем, от филантропии?

— Культура дарения несет в себе целую гамму ценностей — это и дар, и радость общения, и бескорыстие. Она подразумевает отношения, которые направлены на единение людей и основаны на взаимности, что является абсолютным контрастом современному обществу, предлагающему путь индивидуализма и эгоизма.

Видный итальянский ученый-экономист Стефано Замани1, размышляя о культуре дарения, отличает ее от филантропии, рассматривая последнюю как акт дарения, где целью становится сам дар, тогда как целью культуры дарения является установление отношений с другим человеком через акт дарения. Именно в поиске значимых отношений с другими, в желании строить отношения, основанные на общинности, люди и находят свою реализацию. Однако тут неизбежно возникает вопрос материального неравенства. И культура дарения становится основой для реализации новой модели экономических отношений, названной экономикой сопричастности.

— А сами вы верите в то, что возможно преобразование современного общества, переход из «культуры имения» в культуру дарения? Как это должно происходить, какая роль здесь отведена экономике сопричастности?

— Современное общество пред­ставляет собой структуру сложную, конфликтную, где преобладают разочарованность, замкнутость, одиночество, где нет глубоких отношений. Человек, жадный в своем желании потреблять, уже не в состоянии дать оценку своей субъективности и морали. Распространенная повсеместно агрессивная конкуренция обычно заканчивается внутрирыночными конфликтами, проблемами в сфере работник—работодатель, развязыванием конфликтов и войн между народами и странами. Поэтому в настоящее время существует острая необходимость глубоких изменений в секторе экономики. Это учитывает модель экономики сопричастности. Она представляет собой пример «экономической регенерации», направленной на поддержание социально-экономического развития общества и облегчение бедности. Сегодня эта экономическая модель предлагает опытный образец нового способа ведения коммерческой деятельности, ориентированной на социальные аспекты и человеческий капитал.

— Как возникла экономика сопричастности? Были ли у нее разработчики?

— Понятие «экономика сопричастности» было представлено общественности и науке в 1991 году итальянкой Кьярой Любич (1920—2008), основательницей Движения фоколяров2. Основной задачей экономики сопричастности стала попытка решить вопрос социального неравенства в обществе. Идея состояла в стимулировании создания предприятий, часть прибыли которых направляется на поддержание социальных проектов в развивающихся странах. В течение первых десяти лет после запуска этой модели в 30 странах мира было организовано 769 предприятий, занятых в различных секторах экономики. В основном это коммерческие организации с различными юридическими и правовыми формами собственности, их деятельность направлена на получение прибыли, но в то же время они имеют социальную ориентацию.

— Чем отличается модель экономики сопричастности от общепринятых экономических моделей?

— Особенность этой модели состоит в том, что прибыль, получаемая предприятием, перераспределяется. Одна часть прибыли инвестируется в процесс работы предприятия, вторая часть направляется на развитие образовательных центров и структур, третья часть используется для помощи нуждающимся членам Движения фоколяров.

Предложенная Кьярой Любич модель во многом инновационна. Она подразумевает не только перераспределение богатства и благ, но и зарождение новых благ и богатств через производство товаров и услуг; и что, пожалуй, самое главное — внутри нее возникает новый тип отношений. Часто нуждающиеся сами становятся держателями акций, именно для них создаются новые и преобразуются старые предприятия, соответственно, эти люди включены в процесс труда и производства в стратегическом смысле.

Поначалу целью проекта был поиск решения социально-экономических проблем внутри Движения фоколяров (преодоление неравенства между его членами, демонстрация мировому сообществу новой экономической модели), сегодня проект привлек внимание экономистов и ученых из разных стран, и среди них есть те, кто считает эту модель наиболее передовым примером социально ориентированной экономики.

— Каковы принципы работы предприятий экономики сопричастности?

— Методы управления предприятием, существующие в рамках данной экономической модели, сформулированы в документе «Руководящие принципы управления предприятием проекта экономики сопричастности», изданном в 1997 году Международной организацией труда (МОТ)3.

Предприятия экономики сопричастности — это организации, получающие прибыль и функционирующие в условиях рыночных отношений, но они передают часть своей прибыли на социальные нужды. Их отличие в том, что люди, руководящие такими предприятиями, видят цель своей деятельности в заботе о нуждающихся. Часть прибыли такого предприятия отчисляется на нужды бедных, что способствует распространению культуры дарения. Эта культура охватывает весь процесс деятельности предприятия начиная с создания новых рабочих мест, обеспечения соответствующих условий труда и заканчивая этикой ведения бизнеса, предоставлением обществу полезных товаров и услуг высокого качества и по справедливым ценам.

Экономика сопричастности объединяет людей

— Есть ли отличия в динамике развития предприятий экономики сопричастности в развитых и в развивающихся странах? И существуют ли они в нашей стране? С чем связаны сложности развития социально ориентированных проектов у нас?

— Эту экономическую модель по-разному воспринимают в развивающихся и развитых странах. В первых экономику сопричастности рассматривают как реальный вклад в облегчение безработицы и бедности, в европейских и североамериканских странах — больше как практический способ поддержания социального правосудия через перераспределение благ.

Большинство участников проекта экономики сопричастности — предприятия малого и среднего бизнеса. И у зарубежного, и у российского бизнеса есть ряд проблем, связанных с вопросами финансирования, экономической неустойчивости, преодоления административных барьеров. Наряду с преимуществами у малых предприятий есть и уязвимые места, главное из которых — малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае успешного ведения деловых операций у них появляется возможность взять банковский кредит. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем крупным заемщикам. Трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых и средних предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупных структур, они ограничены в возможности переложить рост своих издержек на потребителей.

В России пока нет предприятий, участвующих в проекте экономики сопричастности. Возможности малого и среднего бизнеса в проведении социальных программ используются у нас недостаточно, если не сказать, что не используются совсем. Очевидно, что ощутимый результат здесь могут дать только консолидация усилий в этой области и систематизация отношений государства и бизнеса. В то же время компании опасаются попасть в зависимость от государства и лишиться свободы выбора. Кроме того, в России полностью отменены какие-либо налоговые льготы для благотворителей.

Основной социальной помощью любому региону является создание рабочих мест и обеспечение работников достойной заработной платой. Социально ориентированная компания несет ответственность за социальную защищенность персонала и бльшую часть социальных инвестиций расходует на нужды своих сотрудников, в них включен широкий спектр различных социальных программ, связанных с профессиональным ростом сотрудников, предоставлением им социального пакета, созданием условий для полноценного питания и отдыха. В последние годы предприниматели уже начали понимать, что качество общественной деятельности зависит именно от долгосрочных инвестиций и системности социально ответственных мероприятий.

Корпоративная социальная ответственность предполагает достаточно высокую степень открытости в деятельности компаний, а для российского бизнеса это весьма трудный момент.

В настоящее время реализация социальных проектов в России имеет свои особенности и сложности, среди них: несовпадение приоритетов бизнеса и социально-экономических нужд; закрытость информации; отсутствие законодательной базы в сфере управления социальной ответственностью бизнеса; отсутствие доверия между представителями бизнес-сообщества и органами государственной власти и местного самоуправления; использование «грязных» технологий, не применимых в социальных проектах; конфликт интересов.

К сожалению, в России социальная ответственность и прибыльность часто воспринимаются как взаимоисключающие понятия. Поэтому одной из основных задач устойчивого социально-экономического развития нашего общества становится поиск таких подходов, при которых прибыльность не вступает в противоречие с социальной ответственностью.

— А не утопия ли это? Сможет ли предприниматель поставить в центр своих интересов человека, а не звонкую монету? При каких условиях это может произойти?

— Сложно назвать утопией проект, который двадцать лет успешно развивается и приносит ощутимый результат. Экономика сопричастности вносит свой вклад в реализацию общинной жизни, предлагая христианские идеалы единства и универсального братства. Проект отвечает чаяниям и потребностям людей в социально правильном образе жизни и охватывает не только социальные, но и политические, экономические и культурные аспекты деятельности людей.

Оценивая потенциал проекта,  экономист Стефано Замани говорит: «Опыт социальной экономики — это вызов экономической теории на интеллектуальном и практическом уровнях. Сравнивая ее с другими типами экономических отношений, я вижу два главных отличия. Первое — в том, что принимающие данную модель люди понимают и признают, что производство благ не может быть отделено от их распределения; второе определяется в противоречии с суждением о том, что этика находится под властью экономических требований… Принимая во внимание оба эти отличия, я утверждаю, что социальная экономика имеет все необходимое для того, чтобы развиваться»4. Профессор Лиссабонского университета Мануэла Сильва считает, что благодаря этому проекту сегодня от имени многих предпринимателей можно заявить, что «есть новый способ экономического управления». По ее мнению, «настало время реализации новой экономической модели, более гуманной и соответствующей потребностям XXI века. Экономика сопричастности бросает вызов текущим экономическим тенденциям, преуменьшающим важность этики, человеческого благосостояния, солидарности, экологического баланса и социальной гармонии»5.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы экономики сопричастности в России?

— На данном этапе развития в России рыночных отношений перспективы создания социально ориентированной экономики кажутся благоприятными.

Модель экономики сопричастности, представляя собой мощный инструмент эффективного управления деятельностью малых и средних предприятий, может быть использована в комплексном решении задач социально ответственного маркетинга и социального консалтинга, являющихся неотъемлемой частью российского рынка.

Одним из условий успешного развития частного сектора в России является правильная и эффективная институционализация политики по отношению к малому бизнесу. Очевидно, что пришло время разработки и принятия закона о реформе малого предпринимательства, нужно также изменить формы, методы и условия антикризисного управления, государственной поддержки и развития малого бизнеса.

Для эффективного развития социальной ответственности бизнеса в России необходима соответствующая целенаправленная политика государства, ведь именно отсутствие таковой во многом является причиной кризисного состояния предпринимательства. Кроме того, необходимо усовершенствование налоговой системы, способствующее развитию предпринимательства, она должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной. Действующая ныне система сложна, что поощряет предпринимателей скрывать  реальные доходы, снижает доход государства и насаждает «культуру нелегальности».

В России слишком велик разрыв между богатыми и бедными. Поэтому в последние годы растет интерес к освещению в СМИ социально направленной деятельности российских предпринимателей и компаний. Гармонизировать ситуацию возможно, если бизнес осознает свою социальную ответственность перед обществом.

1 О Стефано Замани см.: http://www.unibo.it/docenti/stefano.zamagni.
2 В переводе с итальянского focolare — «очаг». Движение фоколяров зародилось в городе Тренто (Северная Италия) во время Второй мировой войны. Оно представляет собой общину людей, которые хотят жить в согласии с христианскими ценностями — по Евангелию и во взаимной любви друг к другу. В движение входят представители разнообразных профессий и сословий, всех возрастов, рас, языков, культур. Сегодня движение насчитывает более двух миллионов членов в 182 странах мира. Среди них основная масса — это христиане разных конфессий.
3 Специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.
4 http://www.edc-online.org/it/chi-siamo/il-progetto/diffusione/326-hanno-detto.html
5 Congresso sull’Economia di Comunione — Lisbona, Portogallo 23/6/98.

 

Автор: Екатерина Гуляева
Фото: Сергей Павкин (из архива ХЦ "Возрождение")

 

Работает на Cornerstone