«Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.»
Рим 11:6
До сих пор распространена точка зрения, что христианство — это набор правил о том, что человеку нельзя. В восприятии большинства людей христиане — это люди, которые почему-то решили отказаться от того, что приносит удовольствие и радость. Люди верят, что Бог стремится отнять у нас самые притягательные, интересные и ценные вещи и развлечения. Список при этом у каждого свой, причем довольно экзотический. Проведите эксперимент — поговорите с кем-нибудь из неверующих знакомых на эту тему: вы узнаете наверняка много нового о том, чего лишается человек, становясь христианином! Но сейчас я не хочу обсуждать, насколько эти люди заблуждаются. Интереснее другое: почему у людей сложилось такое представление. Ведь большинство из них не читали Библию (поскольку, если б читали, то вряд ли бы думали о Боге именно так). Быть может, такое впечатление у них сложилось от того, что они видят это в нашей жизни? Быть может, мы, христиане, даем им повод так думать? Не торопитесь с ответом, здесь действительно есть о чем задуматься…
Жизнь человека полна различных правил и ограничений. Не суй пальцы в розетку — учим мы детей. Не перебивай взрослых. Не переходи улицу на красный свет. Становясь старше, мы открываем для себя все новые и новые правила. Мы узнаем, как вести себя в школе, как познакомиться с девушкой, как водить машину. Есть правила для составления резюме, чтобы найти хорошую работу, правила заполнения анкеты в посольстве, чтобы поехать отдыхать, правила заполнения налоговой декларации. Наконец, есть Конституция и законы, которые тоже определяют нашу жизнь. Нас окружают сотни, если не тысячи различных инструкций, руководств и регламентов. При этом мы не чувствуем себя придавленными всем этим невероятным количеством правил. Более того, они (во всяком случае, в идеале) делают нашу жизнь свободнее. Это легко проверить. Просто попробуйте играть в футбол или шахматы по своим собственным правилам или водить машину, руководствуясь только своей интуицией. Правила существуют, чтобы облегчить нашу жизнь.
Когда Бог дал Закон Израилю, Он именно это и имел в виду: «…и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда» (Втор 4:40).
Заповеди, правила и постановления Закона призваны облегчить жизнь человека, избавить его от хаоса и беспорядка как в семейной, так и в общественной жизни, высвободить его для труда, творчества и отдыха: «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней» (Лев 25:18–19).
Бог не стремится лишить нас удовольствия и отдыха, напротив, Он хочет, чтобы все это было у нас. Устанавливая Закон, Бог тем самым выразил Свою заботу о человеке, Свое желание видеть человека счастливым, живущим полноценной жизнью!
И потому кажется логичным, что Христос пришел, чтобы добавить еще какие-то правила. Похоже, многие из нас именно так и читают Новый Завет: мы ищем там ограничения, запреты, законы… Ищем и не находим, потому что Новый Завет — о другом. Рождение Христа на земле произошло потому, что Закон, хотя и облегчал жизнь человека, не позволял ему стать тем, кем он, по замыслу Божьему, должен стать. «Закон ничего не довел до совершенства», — пишет автор Послания к Евреям. Спасение, которое человек получает по вере в Христа, не имеет ничего общего с правилами и ограничениями: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2:8–9).
Бог спасает нас не потому, что мы выполнили все Его заповеди, а потому, что человек не в состоянии их исполнить. Человеческая греховность делает нас неспособными жить в соответствии с волей Божьей. Потому Сын Божий принимает на Себя наш грех, чтобы Своей смертью освободить нас от власти греха и сделать способными жить иной жизнью, в любви, свободе, радости… Каждый, кто встретился с Христом, знает это удивительное чувство свободы и полета, радости и счастья, которое приходит «как бы ниоткуда». Оно просто есть, наполняет изнутри и освещает всю жизнь. Каждый знает… или уже только помнит? Почему это чувство куда-то исчезает, словно испаряется? Как пришло «ниоткуда», так и ушло в никуда…
Иногда это происходит в результате греха. Но чаще — намного чаще! — от того, что мы снова пытаемся выстроить жизнь по правилам. Зачастую человек рассуждает так: «Раз уж Бог меня спас, то я теперь должен постараться жить так, чтобы Ему не было за меня стыдно». И начинает стараться… Вот только приводит это не к святости, а к угрюмости и депрессии, поскольку не наши старания, а благодать Божья может поднять человека над суетой и греховностью этого мира, преобразить наши жизни в Его образ. Мы же пытаемся соединить несоединимое: Закон и благодать не смешиваются друг с другом, как невозможно смешать воду и масло. Попытка «быть угодным Богу» лишает нас доступа к Его благодати, поскольку благодать — по определению незаслуженный дар. Мы либо принимаем этот дар — и тогда нам ничего не надо заслуживать, либо мы стараемся заработать — и остаемся без того, что дается даром. Слова апостола Павла, вынесенные в эпиграф, говорят нам как раз об этом.
Христианство — это не соблюдение правил. Христианство — это отношения с Христом, жизнь в общении с Ним. По мере того как мы идем по жизни с Христом закон Духа записывается в наших сердцах. Не внешняя регламентация, а жизнь Духа, идущая из глубины сердца, — вот что становится законом для христианина. Попытка исполнения закона своими силами — при этом не важно, какого именно: Закона Ветхого Завета, правил конкретной конфессии или общины, просто самостоятельно взятых на себя обязательств — всегда приводит к одному и тому же результату. Человек становится раздражительным, мелочным, скучным… Трудно придумать худшую «рекламу» для Бога и Его Царства, чем скука! Тем не менее именно такой образ складывается у людей, наблюдающих наши попытки «угодить Богу».
Закон не способен изменить наши сердца. В лучшем случае Закон лишь выявляет грех и ограничивает его, чтобы зло не смогло полностью разрушить нашу жизнь. Но Христос выводит нас из подчинения Закону в царство благодати. Здесь действуют иные принципы, здесь нет места внешней регламентации. Пугающими для многих «ревнителей святости» звучат слова великих святых прошлого. «Люби, и делай, что хочешь», — учил Амвросий Медиоланский. «К свободе призваны вы, братья!», — убеждает не в меру ревностных галатийских христиан апостол Павел. Освобождение от внешних правил позволяет человеку почувствовать в своем сердце биение Божественной жизни. И открыться навстречу радости, любви, творчеству. Навстречу Богу и людям.
Нет, мы не начинаем переходить улицу на красный свет и ездить «по встречке». Благодать — это не повод нарушать все правила. И каждый, кто знает Христа, знает и эту истину в своем сердце. Благодать — это свидетельство, что Бог любит нас такими, какие мы есть, что мы приняты Им без всяких условий, что нам нет нужды заслуживать Его доброе к нам отношение и доказывать, что мы чего-то стоим. Мы ценны в Его глазах сами по себе, и свидетельство тому — Сын Божий, который пришел на землю, стал одним из нас и умер за каждого из нас. Умер за меня. И воскрес, чтобы я мог жить в общении с Ним.
Автор: Михаил Дубровский