«Благодать!» — говорим мы, когда вдруг переживаем счастье или получаем неожиданный подарок. Это происходит, когда в обычную жизнь вторгается чудо. Чудо может быть маленьким или большим, но в любом случае оно указывает на какой-то далекий, нездешний источник, случается помимо наших прогнозов, выпадает из обычных причинно-следственных связей.
Когда вдруг перестает болеть то, что долго мучило; когда забегавшийся раб мегаполиса открывает для себя свободу и простор живой природы; когда обреченный на казнь получает прощение. Я произношу это слово, когда наблюдаю за игрой своих детей и понимаю, что они — чудо, не мой проект, а Божий подарок; когда смотрю на кривую своей жизни и удивляюсь милости Всевышнего; когда чувствую в сердце любовь, хотя умом знаю, что на это не способен, что этой любви просто неоткуда взяться.
Все это — следы, отсветы благодати. Полноту же ее мы переживаем, когда Бог прикасается к сердцу и говорит с ним. Когда Он исцеляет измученную грехом душу. Когда Он прощает, списывает долги. Когда человек вновь видит в себе образ Божий и обретает ранее утраченное достоинство. Когда то, что долго и тщетно искал в мире, он получает как дар из Божьих рук.
Благодать Божья доступна всем. Такая благодать удивляет отчаявшихся грешников и раздражает религиозных самоправедников.
Человек нуждается в том, что находится за его пределами, за порогом его логики, его понятий о справедливости, принципах обмена. Благодать — то, что приходит издалека, не принадлежит миру наших отношений. Благодать — дар от далекого Бога, привет вечности, шанс потерявшемуся, заблудшему сыну.
Благодать — главное слово в христианстве, его не найти в других религиях. Здесь есть и учение о праведности, и предостережение о наказании, но прежде всего — проповедь о любви. Христианство без благодати — мертвая религия. Интересная, умная, красивая, но не живая.
Все, что нам нужно, — благодать. Она нужна всем. Она не принадлежит никому, но доступна каждому.
Везде и нигде — как воздух и Бог. Бесценна, но не предметна — как жизнь. Невесомая вещь, невидимое богатство. Ее отсутствие или потеря — смерти хуже. Ее тратят без меры, расходуют, не замечая. Но страшно остаться без нее вовсе. Это ад, пустота, обреченность.
Самое лучшее пожелание, которое можно оставить читателям, — пожелание благодати. Именно с этого апостолы начинали и этим заканчивали свои послания первым христианам. Именно этого так не хватает нам с вами, жителям постхристианского мира.
Автор: Михаил Черенков