Тема

Три аспекта духовности

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 29/Три аспекта духовности

Три аспекта духовности

В XVII–XIX веках, прошедших под знаком отвержения религиозных представлений прошлого как суеверий, картина мира становилась все более материалистической. Человек провозгласил себя высшим существом, критерием истины и создателем нового мира, основанного на прогрессе достижений человека. Однако эта вдохновляющая иллюзия была развеяна событиями века двадцатого, в котором люди вдруг осознали, что усовершенствование знаний и выдающиеся достижения никак не влияют на обретение нами внутренней гармонии и устойчивых нравственных ориентиров. Оказалось, что на фоне фантастического прогресса отчетливо формулируется наша внутренняя опустошенность. И сегодня, в XXI веке, люди вновь заговорили об одухотворенности бытия, о духовности человека. Что же это такое? Как связано все это с религией, культурой, временем? Что нужно сделать, чтобы стать человеком духовным?

О духовности размышляют философия и религия, это сложное понятие. Мы часто не замечаем этого, но одухотворенность словно яркая нить пронизывает ткань нашего бытия. И только когда вдруг видим иную красоту, неосознанно постигаем ее, мы притрагиваемся к вечному, переживаем встречу с духовным. Тогда мы осознаем, насколько все это созвучно нашей душе. Такая Встреча прозводит на нас неизгладимое впечатление, потому что человек был сотворен духовным изначально.

Ребенок обладает интуитивной духовной проницательностью, но этот дар дается ему временно, и он пользуется им неосознанно. В период взросления мы пытаемся понять, в чем смысл жизни, отношений с людьми и природой, зачем существует окружающий мир. Осмысленное постижение человеком своей духовности берет начало с поиска ответов на вопросы: кто я такой, какова природа человека? каков мир вокруг меня, какова природа реальности? зачем я живу в этом мире, каковы взаимоотношения между человеком и реальностью? Эти фундаментальные вопросы заставляют нас обратиться к первоосновам, на которых зиждется миропонимание человека. Ведь именно они формируют нравственные принципы и определяют жизненные цели, выстраивают отношения и конкретные поступки человека.

Если духовность человека рассматривать с психологической точки зрения, то в этой сфере можно выделить три аспекта: личностный, межличностный и трансцендентный (надличностный, религиозный).

Такой подход позволяет, с одной стороны, увидеть целостную картину духовного потенциала человека, а с другой — описать его аспекты и проследить их взаимосвязь. Эта модель духовности не является чем-то абсолютно новым, еще два тысячелетия назад, отвечая на вопрос иудейских учителей, Христос выразил всю суть духовного наследия иудаизма: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:37–40). Если рассматривать эту формулу в ее психологической перспективе, то можно увидеть явную связь между межличностным аспектом (призыв возлюбить) и личностным аспектом (отношение к себе как к мерилу отношения к ближнему), но трансцендентному аспекту духовности, мотивации отношения любви к Творцу, Иисус отводит первое место. Такая последовательность заповедей и акцент на том, что любовь к Богу есть наибольшая из заповедей, позволяет нам сделать вывод о том, что наибольшую значимость в духовном потенциале личности имеет именно трансцендентный аспект.

Трансцендентный аспект духовности понимается как перенесение человеком центра внимания за пределы своих интересов, вне себя. В христианском понимании трансцендентность — это связанность человека с Богом, жизнь в соединении с Высшим. Такая позиция признает исключительную ценность жизни человека, его право на свободу выбора и предполагает личную ответственность за этот выбор. Творец не только предоставил человеку право на самоопределение, но и предусмотрел механизмы претворения в жизнь высоконравственной системы ценностей. Человек способен жить в гармонии с Творцом и всем творением, но это возможно только при глубинной личной взаимосвязи с духовной силой, которая помогает нам осуществлять промысел Создателя. Изолированность от этого источника приводит к внутреннему конфликту и пагубной духовно-нравственной динамике личности: человек вдохновляется красотой и гармонией духовных принципов, но если он стремиться воплотить их в жизнь только за счет личных ресурсов, то приходит к разочарованию или к изнеможению. Новозаветное писание утверждает, что осуществление духовных законов, или «жизнь по духу», возможно исключительно во взаимосвязи с Богом. Духовная сила, мудрость и любовь приходят через общение с Создателем и проистекают из силы, мудрости и любви Самого Творца. Для иллюстрации этого принципа Иисус приводит образ виноградной лозы: «Я есмь лоза, а вы ветви» (см.: Ин 15). Если ветвь не питается от лозы, то она не в состоянии ни приносить плод, ни существовать.

Достижение гармонии в постоянном сотрудничестве человека с Богом возвращает человека к изначальному замыслу о нем Творца. Такой изначальной гармонии невозможно достичь лишь усилием воли человека, это благодать, даруемая человеку Богом, когда человек исполняется Духом, исходящим от Него. Если связь с Источником добра, истины и красоты прерывается, то одних человеческих сил оказывается недостаточно не только для подлинного преобразования окружающего мира, но даже и для значимого личного позитивного изменения. Об этом необыкновенно ярко свидетельствует и предупреждает человечество новейшая отечественная история: наши семидесятилетние усилия по построению идеализированной модели общественного устройства и по воспитанию нового человека оказались тщетными из-за непреодолимой человеческой греховности, истоки которой — в духовной немощи. Думается, что бездуховность любого общества в конце концов приведет его к подобному результату.

Когда мы делаем акцент на трансцендентность, направленность на высшее, истинное и вечное, на устремленность к Богу, тем самым мы не отрицаем принадлежность человека к миру материальному. Сочетание в человеке вечного и земного — это тайна, о которой размышляют многие религии, но которую преодолевает Христос, предлагая и своим последователям преодолеть этот разрыв через покаяние и духовное преображение. Именно прорыв к вечному, к Богу, делает человека человеком: способность к духовному изменению своей личности, своих отношений с людьми, преображению окружающего мира — это и есть проявление подлинной духовности.

Преображение это начинается с собственного внутреннего мира, личностного аспекта духовности. Развитие духовности напрямую связано с осознанием себя и выделением своей индивидуальности через противопоставление себя окружающему миру. Понимание собственной значимости, своих возможностей, принятие себя приходят к человеку тогда, когда он осознает свое предназначение и место в этом мире. Тогда жизнь обретает осмысленность, человек обретает личную свободу и принимает на себя ответственность за свои поступки. Внутренний раскол, конфликты, пустота и бессмысленность свидетельствуют о потере духовности. Наоборот, целостность внутреннего мира, его гармония и нацеленность на выражение этого в окружающем нас мире в виде труда, отношений или творчества — признаки высокой духовности человека.

Наиболее полно духовность раскрывается в общении людей, построении отношений, ее межличностном аспекте. Именно в отношениях проявляются как положительные, так и отрицательные стороны характера человека. Отношения с людьми требуют честности, порядочности, верности, терпения, прощения и любви — тех черт характера, которые нелегко приобретаются и приходят с опытом. Отношение к жизни другого человека как к непреходящей ценности, жертвенность, отношение к чужому имуществу и праву показывают, каковы на практике духовность и нравственность человека. Интересно, что апостол Иоанн непосредственно связывает «вертикальные» отношения трансцендентности с межличностными отношениям: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20–21). Таким образом, духовное преображение находит свое выражение в отношениях — супружества, семьи, среди друзей, в коллективах, в разнообразных сообществах. Эти же отношения выражают и проверяют на прочность и трансцендентный, и личностный аспекты духовности.

Современные плюралистические тенденции размывают нормы и представления, которых веками придерживались предшествующие поколения людей. Сегодня понятие духовности по-разному истолковывается, понимается и описывается. Однако, несмотря на всю многогранность и сложность понимания вопросов духовности, она интуитивно схватывается нами в процессе человеческой жизни, потому что отвечает внутренней сущности каждого человека. Христианская мировоззренческая перспектива рассматривает сотворение и бытие человека в свете бесконечного бытия Творца и Его замыслов. Духовность Бога созвучна человеку, потому что человек от начала несет в себе Его образ, Его свет и Его свободную и ответственную любовь миру. Поэтому, с нашей точки зрения, можно назвать духовным человека, живущего в соответствии с Божественным промыслом.

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

 

Работает на Cornerstone