Тема

Путь по бездорожью

Михаил Черенков
Журнал/Архив/Номер 29/Путь по бездорожью

Путь по бездорожью

Религиозный мир удивительно богат и интересен. Религиоведы, философы, да и просто любознательные или набожные люди могут до бесконечности изучать детали религиозных обрядов, историю духовных традиций, толковать изречения пророков и учителей, спорить о первенстве и истинности учений. Протагор, один из честных софистов древности, преуспевал в этом, но затем признался: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка», за что афиняне, известные любители дискуссий о духовности, изгнали его из города как несостоятельного «религиоведа». Жаль, что нынешние софисты не так честны и спекулируют темными вопросами, водя за нос доверчивых людей, короткая жизнь которых проходит в тумане и сумерках, без света и ясности.

Нельзя не согласиться с Протагором, что вопрос о духовности и религиях темен, а жизнь человека слишком коротка, чтобы ее тратить на вопрос заведомо не решаемый. Очень трудно взвесить зерна истины в разных религиях, у большинства людей на это нет свободного времени и нужных познаний. Но в каждом человеке живет сердечная интуиция, что настоящий Бог доступен, светел, благ. Историки копаются, религиозные лидеры спорят, а Истина оказывается совсем рядом.

История религий отражает метания, блуждания человеческого разума в поисках Бога. Это путь восхождения от земли, лестница в небо, которая неизбежно обрывается. Христианство же исповедует живого Бога, который Сам вышел навстречу человеку, примирил в Себе Бога и человека, Собой проложил путь, Сам стал путем.

Беды человека от своеволия, он упорно выбирает свой путь, а не Божий. Человек сам усложняет то, что Бог сделал простым. Бог посадил сад, человек строит город. Бог ведет народ из египетского рабства в страну молока и меда, а народ придумывает себе царя и государство, отдаваясь в новое рабство. Бог дает заповеди для счастливой жизни, а человек пишет свои законы и объяснения, чтобы Божьи заповеди обходить или «законно» нарушать.

Получается, что даже религию человек создает для себя, подгоняя образ Бога под свои интересы. В начале истории Бог общался с человеком лицом к лицу. В религиях же Бог помещается в храмы, куда человек заходит лишь изредка, проводя почти всю жизнь на дистанции. Простота и естественность жизни, непосредственность общения с Богом заменяются сложностью ритуала, эзотерических знаний, множеством посредников, жертв и приношений.

Далеко не все религиозные люди задаются вопросом, угодна ли Богу их жизнь и вера. «Опиум для народа», сладкий обман туманной духовности позволяет жить как угодно и оправдывать себя. Бог же ищет Себе поклонников в духе и истине. Вопрос об истине (а не о выгоде, традиции, предпочтении) рассеивает туман лжедуховности и открывает дорогу к Богу, как Он есть.

Библейский пророк Михей принес своему народу плохие вести о грядущем наказании за нечестие и идолопоклонство. Он напоминает о простых истинах, которые цари, пророки и священники забыли: «“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?” О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих 6:6–8).

Нашим заумным современникам пророк сказал бы похожее: «Человек, не хитри. Богу не нужны твои подарки, подачки, взятки. Ты знаешь, как нужно верить Богу, знаешь, чего Он от тебя ждет. Живи в Его присутствии, перед Его лицом, Он все видит».

Люди научились хитрить, уходить от ответственности перед Богом, увиливать с прямого пути в свою сторону. Человек эпохи постмодерна легко оправдает любой грех, сославшись на относительность ценностей, конфликт истолкований, специфику ситуации. А слово Михея разоблачает эти спекуляции: не говори, что не знаешь истину; если ты человек, то тебе все Богом сказано; не мудрствуй лукаво; делай не по-своему, а по-Божьи.

Философ и проповедник Григорий Сковорода однажды сказал: «Благодарю Бога, что он сделал нужное простым, а сложное ненужным». Философские споры о религии, мистические опыты, тайные познания, финансовые взносы, фарисейская праведность не приближают к Богу, это ненужный труд. А действительно нужное принимается сердцем, потому называется благодатью, Божьим даром. Это трудно дается превратному уму homo sapiens, который на то и разумный, чтобы, отвергая простой путь, предложенный Богом, идти своим бездорожьем, пачкаясь, падая и ругаясь.

Мудрый царь Соломон, уставший от скитаний кривыми путями, предупреждал других об опасной кажимости: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч 14:12).

Человек всегда ставил в центр себя. «Все дороги ведут в Рим», — говорили древние язычники. «Все религии приводят к Богу», — говорят сегодня. Некоторые утверждают и большее: «Главное верить в сердце, Бог у меня здесь, внутри», то есть не стоит волноваться, Бог уже со мной, все оправдает, все простит.

Но оказывается иначе, все человеческие пути и перепутья религиозных поисков, может, и ведут в Рим, но к Богу не ведут точно. В римском пантеоне есть место многим идолам, но Богу там тесно. Бог не там, куда идет большинство, Бог не там, куда ведут все дороги: «…как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших…» (Ис 55:9).

Подобно Римской империи, наш мир достиг вершин цивилизации и при этом — нравственного дна, ощущения духовной пустоты. Духовность более не связана с Богом, она служит самому человеку, удовлетворяет его интересы. Искренняя вера в Бога называется наивной и вызывает циничную насмешку. «Духовность вообще» приветствуется, но прямая и принципиальная вера принимается как угроза глобальному обществу верующих «как угодно».

Апостол Павел не боялся насмешек над евангельской простотой, он был в культурной столице мира Афинах, а под занавес жизни принял решение идти в столицу цивилизации Рим. Он не стыдится веры в Христа перед языческой мудростью и силой империи, блеск Рима не повергал его на колени. Апостол возвещал Божий суд для тех, кто знал истину о Боге, но отверг ее: «…что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им… Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства… Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим 1:19, 21–22, 28, 32).

Грех нашего времени в том, что человек служит себе и обращает свой гений, свою науку и технику против Бога. Он успешно открывает тайны творения, но не для того, чтобы благодарить Бога, а чтобы изменить под себя все, вплоть до своей собственной природы. Он не ищет пути, он прокладывает свой путь, сбрасывая в пропасть всех, кто ему мешает. Духовность для него — ни к чему не обязывающий разговор, внутренний выбор уже сделан. Ужаснее всего то, что религия часто поддерживает этот путь, поддакивая человеку, угождая его гордости. Великий Инквизитор говорит слишком простому и «наивному» Христу: «Мы давно уже не с Тобой, а с ним».

Тема духовности побуждает людей к религиозным поискам. Но что можно найти в круге того же самого? Как найти Бога в мире людей, Его отвергнувших? Как достигнуть духовного просветления в темноте обезбоженного мира? Как найти себя в диком поле, среди нравственного бездорожья? Люди бродят в заколдованном круге порочного умствования, отвергая прямоту и простоту Божьего пути. Все пути куда-то ведут, но не все приводят к Богу.

Христианство всегда говорит что-то непопулярное и невыгодное, истину нельзя продать и нельзя купить. На рынке религиозных услуг или в религиозном супермаркете можно найти все, кроме истины. Слова Христа не успокаивают, а тревожат знатоков религии и экспертов в вопросах духовности: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Бога не нужно придумывать, Его нужно признать. Истину не покупают, а принимают. Жизнь не моделируют, а живут. Путь не нужно изобретать, по нему нужно идти.

 

Автор: Михаил Черенков
Фото: РИА Новости

 


Работает на Cornerstone