Согласно Библии, все христиане должны быть отмечены плодом Духа. Это то, чего ждет от наc Бог. Но наше сознание переполняют всевозможные эгоистические желания, и все они противоположны Божьей воле, которая должна проявиться в нас и через нас. Как Святой Дух действует в нашей жизни, чтобы произвести духовный плод? В Евангелии есть текст, который особенно полезен в нашем поиске ответа на этот вопрос.Иисус так говорит о наших с Ним взаимоотношениях: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:4–5). Тайна этого пребывания — в послушании. Когда мы поступаем так, жизнь Христова Духом Святым, подобно жизнетворному соку в лозе, входит в нас, порождая плод во славу Отца. Без лозы, сама по себе, ветвь ничего не может, так и наша жизнь. Пока я стараюсь и тружусь, чтобы произвести плод Духа в самом себе, ограничиваясь своим эго, я остаюсь бесплодным и разочарованным. Когда же установил с Христом тесные взаимоотношения, то Бог действует в моей жизни, созидая во мне духовный плод. Но чтобы стать духовно зрелыми и принести плод, необходимо определенное время...
Что же представляет собой духовный плод? Апостол Павел называет девять качеств, его составляющих: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22–23). Мы разделим эти качества на три группы. В первую будут входить любовь, радость и мир — качества, особенно красноречиво свидетельствующие о наших взаимоотношениях с Богом. Качества второй группы — долготерпение, благость и милосердие — ярко проявляются в отношениях с людьми. Качества третьей группы — вера, кротость и воздержание — с особенной силой проявляются в нашей внутренней жизни, в нраственных и ценностных установках, а также в действиях и побуждениях нашего внутреннего «я».Когда Библия говорит о любви Бога к нам и о той любви, которой хочет от нас Бог, чаще всего употребляется слово agape. Новый библейский словарь определяет эту любовь как «высшую и наиболее благородную форму любви, которая находит в своем предмете нечто бесконечно драгоценное»1.
В наши дни в любви слишком часто видят чувство. Безусловно, любовь включает в себя чувство, будь то любовь к Богу или к людям. Но любовь agape — нечто большее. Для Бога Отца величайшим проявлением agape было распятие Его Сына, Иисуса Христа, посланного Им умереть за наши грехи. Подлинная любовь — действует.Любовь Божья охватывает — а значит, должна охватывать и наша любовь — и тех, кого любить легко, и тех, кого любить трудно, и даже тех, кто причинил нам зло или огорчил нас. Следовательно, любовь еще и акт воли. Поэтому, прежде чем мы начнем приносить плод любви Богу и своим ближним, мы должны полностью уступить нашу волю Христу.
Нынешний мир безрадостен, он полон мрака, разочарования и страха. Но это не должно нас тревожить. Писание учит, что духовная радость не зависит от обстоятельств. Радость гораздо глубже счастья. Счастье обманчиво и неуловимо, и мы не находим его, даже когда упорно ищем. Радость отличается и от удовольствий. Они мгновенны и преходящи, радость же глубока и пребывает с нами вопреки наихудшим обстоятельствам нашей жизни. Понятие «мир» складывается из представлений человека о единстве, завершенности, отдохновении и безопасности. Но для христианина мир — это глубокое и устойчивое пребывание в покое, который вносит в наше сердце Господь Иисус. Он говорит об этом так: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14:27). Но миру Божьему, который может воцариться в наших сердцах, всегда предшествует мир с Богом, который служит отправной точкой. Если это есть, то придет и мир Божий.
Долготерпение, благость и милосердие характеризуют христиан в их отношениях с ближними. Если мы несдержанны, грубы и недружелюбны, значит, мы лишены этой группы качеств, составляющих плод Духа. Но когда нами руководит Дух, Он преображает нас.Терпение — трансцендентное сияние любящего и нежного сердца, когда человек милосердно, сострадательно, с пониманием и без резкой критики относится к чужим ошибкам и заблуждениям. Терпение включает в себя упорство и стойкость, оно также тесно связано с испытаниями и скорбями. Нам легко быть терпеливыми в нормальных жизненных условиях, но как мы поведем себя, когда настанет час испытаний? Постоянное упражнение в терпении, а также сдержанность в будничных ситуациях, когда мы испытываем мелочную раздражительность, постыдную разочарованность и неуместный гнев, подготавливает нас к тому, чтобы вынести напряжение будущих грозных сражений. Внутреннее разрушение сердца делает нас уязвимыми для коварных нападений сатаны. Но у сердца, которое приучено постоянно призывать в молитве Святого Духа, нет причин бояться такого разрушения. В короткое время молитва станет спонтанной, и в трудную минуту мы заметим, что уже произносим ее, хотя еще не успели осознать ее необходимость.
Благость, произрастая в нашем сердце, проявляется во внешнем мире. Она очищает все грубое и суровое. Поистине это стойкая и терпеливая любовь. «Презрение к греху нередко сопровождается грубостью и пренебрежением по отношению к грешнику... Некоторые люди с такой страстью отстаивают праведность, что в их душе не остается места для сострадания к тем, кто оступился и согрешил»2. Многие грешники, близкие к раскаянию, бывают разочарованы фарисейским, холодным и косным христианством, которое непреклонно придерживается буквы закона, забывая о сострадании. Иисус был не таким: Он относился к людям с нежностью, кротостью и милосердием.На языке Писания слово «добро» буквально означает «подобное Богу», ибо совершенное добро присуще только Ему. Одно дело — иметь высокие этические нормы, и совсем другое — источать Святым Духом доброту, укорененную в Божестве. Смысл здесь в том, чтобы не просто делать добро. Доброта — гораздо глубже. Это любовь в действии. Такую доброту ничем не заменить, ей невозможно подражать.
Третья группа качеств, составляющих духовный плод, формирует нашего внутреннего человека. В нее входят верность, кротость и обладание собой.Верность вносит в жизнь христианина Святой Дух. Это качество высоко оценивает Писание. Верность в малом — одно из надежных испытаний характера. На это указывал и Господь наш Иисус в притче о талантах: «...в малом ты был верен, над многим тебя поставлю...» (Мф 25:21). Ибо нравственность — дело не количества, а качества. Правое — право, а неправое — неправо, как в малом, так и в великом. Апостол Павел (см.: 1 Кор 3:9–16) подчеркивает, что основным критерием нашей оценки на Божьем суде будет наша верность.
Кротость противоположна заносчивому и сибаритствующему духу. Кротость и смирение — это любовь, подчиненная дисциплине. Она проявляет чуткую заботу о людях и старается никогда не быть бесчувственной к правам ближнего.Божья кротость, или мягкосердечие, заключенное в нас, позволяет благотворным лучам Святого Духа отогревать наши замороженные сердца, преображая их в орудия, служащие добру и Богу. Быть может, мы с вами никогда не приобретем авторитета и восхищения мира сего, никогда не станем обладать властью, но когда-нибудь кроткие унаследуют землю (см.: Мф 5:5).
Когда Джон Уэсли еще учился в Оксфорде, его мать как-то написала ему: «Все, что увеличивает власть тела над разумом, следует считать злом». Эти слова в свое время помогли мне понять, что такое воздержание или самообладание. Необходимость проявления умеренности в каждом аспекте жизни никогда не была столь настоятельной, как в наше время, когда насилие, эгоизм, равнодушие и безалаберный образ жизни грозят уничтожить нашу планету.Чтобы стать причастником Духа Святого, человеку нужно прежде всего обратиться к Богу в покаянии, сказав Ему: «Господи, прости мне мои грехи, войди в мое сердце и живи в нем!» А потом следовать Христу, постоянно взращивая в себе драгоценный и многообразный плод Духа Святого. Обретая в Боге Отца, человек постигает духовный смысл вещей и полноту жизни.
1 The New Bible Dictionary / J. D. Douglas, ed. L.: The Inter-Varsity Fellowship, 1965. — P. 753.
2 Neil Stephen. The Christian Character. — N. Y.: Association Press, 1955. — P. 22.
Автор: Билли Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»