Мир Библии

Книга поражений и побед – книга надежды

Николай Корнилов
Журнал/Архив/Номер 29/Книга поражений и побед – книга надежды

Книга поражений и побед – книга надежды

Христианский канон относит Книгу Судей — одну из самых ранних книг Ветхого Завета — к книгам историческим. Она повествует о времени между расселением израильтян в земле обетованной после Исхода и установлением монархии в Израиле. Израиль этого периода сохраняет родоплеменное устройство и управляется судьями, харизматическими правителями колен. Судьи исполняли обязанности военных предводителей (освободителей, избавителей от ига чужеземцев) народа Израиля, а также были призваны вершить правосудие (см.: Суд 4:5; 1 Цар 7:15–8:3), стоять на страже Божьих заповедей (см.: Суд 2:17, 19), улаживать споры, устранять несправедливость. Полномочия у судьи шире, чем у старейшины, но уже, чем у будущих царей Израиля и Иудеи.

В еврейском каноне библейских книг, Танахе1, Книга Судей оказалась в ряду пророческих книг, среди книг ранних пророков2. Пророчеством во времена Ветхого Завета называлось не предсказание будущего, но откровение Божие, возвещаемое через пророка народу (царю) и призванное открыть его адресатам истинное положение вещей: то, каким видит Сам Бог прошлое, настоящее или будущее народа (царя) в связи с его (народа, царя) отношением к Богу и Его заповедям. Наряду с Книгой Иисуса Навина и четырьмя Книгами Царств Книга Судей посвящена пророческой оценке прошлого народа Израиля. Авторство Книги Судей не установлено.

Введение в книгу занимает гл. 1:1–3:6, в нем различают две части: введение ко всей книге в целом (1:1–2:5) и к основной части книги, к истории судей (2:5–3:6). Первоначальные редакторы располагали весьма скудными сведениями о судьях и постарались распределить периоды их правления в некоем хронологическом порядке. Завершает Книгу Судей приложение (Суд 17:1–21:25), в котором описана гражданская и религиозная смута, царившая тогда в Израиле, о судьях в приложении не упоминается.

Исследователи условно различают «больших» и «малых» судей. «Малыми» названы шесть3 судей: Самегар (см.: 3:31), Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (см.: 12:8–13). В Книге Судей (3:7–16:31) сказано об их происхождении, семье, указаны периоды, в течение которых они «судили» Израиль, место погребения. За ними не числится спасительных подвигов. Основными источниками сведений о «малых» судьях считают изустные предания о судьях.

К «большим», или «великим», судьям относят Гофониила, Аода, Варака (с Деворой), Гедеона, Иеффая и Самсона. Все они были избраны Богом для осуществления какой-либо спасительной миссии. Источником информации о «больших» судьях, по мнению ученых, стали эпические повествования о героях и освободителях. Рассказы об их деяниях достаточно обширны, порой даже изобилуют красочными детальными описаниями. Так, в шестой главе подробно описано «знамение шерсти и росы», данное Господом Гедеону. В тринадцатой главе мы читаем о чудесном явлении ангела будущей матери Самсона, а потом — обоим родителям.

«Промежуточным звеном» между судьями и героями-освободителями стал Иеффай, который был и освободителем, и судьей. Рассказ об Иеффае сходен с повествованиями о «малых» судьях (см.: 11:1–2, 12:7), а также интересен и тем, что в нем сохранились отголоски древнейших ритуалов, связанных с человеческими жертвоприношениями: согласно данному Иеффаем обету, он вынужден принести в жертву свою дочь (см.: 11:34–40). Этот обычай указывает на незначительное распространение Закона Моисеева среди израильтян той эпохи.

Книга Судей сохранила для нас также историю Самсона из колена Данова. Его трудно отнести как к судьям, так и к освободителям. Обилие сведений делает повествование о Самсоне одним из самых интересных в книге, его подвиги хорошо запомнились народу. Рассказ о Самсоне символичен, он — последний из двенадцати судей — как бы олицетворяет собой весь Израиль той эпохи. Самсон — назорей, рожденный по откровению Божию. Как и Израиль, он посвящен Богу и должен воздерживаться от определенной пищи, соблюдать правила чистоты и не брать в жены иноплеменниц. Самсон нарушает ритуальные правила, как это делает, видимо, и его народ. Любовные узы дважды связывают его с филистимлянками. Будучи назореем, он не может прикасаться к трупу животного. Но он нарушает это правило и даже ест мед, взятый им из трупа льва, а затем дает этот мед своим родителям. Тут можно провести много параллелей. Убитый Самсоном лев символизирует покоренные Израилем соседние народы. Самсон берет мед из трупа убитого им льва, Израиль также заимствует нечто «сладкое» и нечистое из обычаев покоренных им народов. Связь с филистимлянкой Далидой символически связывают со склонностью Израиля к духовному любодеянию — идолопоклонству. Любовь к иноплеменнице приводит Самсона к потере силы и слепоте, Израиль приходит к тому же самому из-за идолопоклонства. Покаяние дает Самсону возможность достичь главной своей победы: умирая, он губит больше филистимлян, чем при своей жизни. У Израиля также есть надежда выйти из поражения победителем.

В главах с 17-й по 21-ю, в приложениях, мы находим два рассказа, не имеющих прямого отношения к судьям. В первом рассказе (17–18) речь идет о религиозном хаосе в Израиле. Сюжет его таков: для некоего Михи, живущего на горе Ефремовой, выплавлен серебряный истукан. В доме Михи устроено святилище, где истукану служит жрец — вначале это сын Михи, затем им становится бродячий левит. Колено Даново силой забирает истукана вместе со священником у семьи Михи, и все колено начинает поклоняться конфискованному истукану.

Вторая история еще страшней. В Гиве Вениаминовой по отношению к левиту жители намерены совершить преступление, подобное тому, о котором упоминается в истории о Содоме и Гоморре. Левит выводит им свою жену, которая после надругательства над ней умирает к утру. Текст Книги Судей (19:22–26) здесь практически дословно повторяет текст Книги Бытия (19:1–11) о Содоме. Весть об этом преступлении облетает весь Израиль. Цель авторов Книги Судей — показать в этом отрывке то, что мораль израильтян того периода мало чем отличалась от морали содомитов. Разница заключалась в том, что в Содоме суд произвел Сам Бог, а в Израиле суд должен произвести сам народ. И народ совершает его: он идет войной на колено Вениаминово, взявшее сторону преступников. Дважды весь Израиль терпит поражение от колена Вениаминова, и лишь на третий раз война заканчивается победой и праведным судом.

Эти две истории завершают Книгу Судей. Обе они не имеют отношения к правлению судей, но говорят о своем времени, как о времени, когда справедливость толкуется произвольно (см.: 19:1; 21:25), и сетуют на то, что в Израиле нет царя (см.: 17:6; 18:1). Собственно, этим заканчивается Книга Судей, и в итоге выражено мнение ее составителей, что Израиль нуждается в царе и что только монархия поможет восстановить понятие о справедливости в народе.

Повествования о судьях покрывают период времени между смертью Иисуса Навина и началом служения Самуила. Число судей в повествовании доведено до двенадцати — символического числа Священной истории. Периоды правления складываются в сумму лет, которая в комбинации с другими значимыми библейскими числами дает нам 480 лет. Согласно Второзаконию, именно столько лет должно было пройти от исхода народа из Египта до построения храма (см.: 3 Цар 6:1).

Главная цель составителей Книги Судей — осмысление народом Израиля пророческих событий прошлого, периода судей. Этот смысл выражен в общем введении книги, во втором введении (к истории судей), в особом введении к истории Иеффая (см.: 10:6–16), в постоянно повторяющейся формуле, которая наполняет рассказ о Гофонииле (см.: 3:7–11) и служит обрамлением отдельных эпизодов. Схема ее такова: сыны Израилевы сделали злое перед очами Господа — Он предал их угнетателям, они возопили к Нему — Он послал им судью-спасителя. Читатель Книги Судей, будь то древний израильтянин или же наш современник, обретает надежду, что Бог не оставляет покаявшегося, будь то народ или отдельный человек.

1 Танах – аббревиатура названий книг Библии: Тора, Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Книгу Судей, Книгу Иисуса Навина и Книги Царств еврейская библейская традиция относит к пророческим, к ранним пророкам.
2 К поздним пророкам еврейская традиция относит Исаию, Иеремию, Иезекииля и двенадцать «малых» пророков. Книга Даниила в еврейском каноне не входит в число пророческих книг, а относится к Писаниям (Кетувим).
3 Некоторые ученые считают, что «малых» судей было восемь.

 

Автор: Николай Корнилов
Фото: moellerhaus.com

 

Работает на Cornerstone