Тема

Идолопоклонство вчера и сегодня

Мария Каинова
Журнал/Архив/Номер 29/Идолопоклонство вчера и сегодня

Идолопоклонство вчера и сегодня

Несколько лет тому назад я читала лекции по «большим» и «малым» пророкам. На занятиях мы исследовали биографии пророков, исторические и культурологические реалии эпох, в которые они жили, пытались разобраться в сути пророческой миссии. Но основное внимание мы уделяли непосредственно проповедям и тем темам, которые посланники Божьи поднимали в них. Темы эти в большинстве своем были одни и те же, как бы ни менялись времена и эпохи: справедливость в среде избранного народа, праведность перед лицом Господа, Мессианские обетования, идолопоклонство. Студентов чаще всего трогали те вопросы, которые казались более актуальными, более близкими к их собственным жизненным проблемам. По понятным причинам наименее интересной и самой далекой от современной жизни представлялась им тема идолопоклонства. Действительно, о каком поклонении идолам можно говорить в наше время? Среди современников распространены атеизм, агностицизм, многие наши соотечественники принадлежат к другим религиозным традициям. Деревянным или медным идолам сегодня никто не поклоняется, и уж тем более какое отношение пророческие обвинения в идолопоклонстве имеют к нам, верующим христианам? Оказывается, имеют. В древнем Израиле идолопоклонство имело три основные причины и, соответственно, три формы, в которых оно выражалось. Эти причины и формы так или иначе присутствуют сегодня и в нашей среде.

Основной причиной идолопоклонства в Израиле было влияние окружающих культур. Очень трудно жить в тесном соседстве с другими народами и ничего не перенять из их традиций и поверий. Недаром Господь стремился как можно больше изолировать евреев от окружавших их язычников. Бороться с этими явлениями было тем более сложно, что многие традиции пришли из прошлого и воспринимались как нечто привычное, обыденное. Так было с совершением жертвоприношений на холмах и возвышенностях. Запрет на подобные обряды возник лишь после постройки храма, который должен был стать единственным местом богослужения, однако евреи долго еще продолжали следовать обычаям предков, несмотря на обвинения со стороны пророков (см.: Ос 10:8). Кроме того, чужеродные обычаи продолжали разными путями просачиваться в среду избранного народа на протяжении всей его истории. Так, например, когда евреи пришли в Ханаан, они толком не знали, как возделывать землю, как ухаживать за масличными садами или выращивать виноград, в древности же все практические умения были неразрывно связаны с религиозными обрядами. Перечень необходимых действий для выращивания урожая включал в равной мере как полив земли, так и жертвоприношение богу неба, как засевание поля, так и жертву богине плодородия. Перенимая практические навыки, израильтяне неизбежно перенимали и сопутствующие им ритуалы. Одновременно с ритуалами они воспринимали и представления о циклическом умирании и воскрешении природы, олицетворенном в сказании о смерти языческого божества Ваала, о его воскресении и браке с богиней плодородия Ашерой. Для жителя той эпохи отделить одно от другого было чрезвычайно трудно, и скорее всего, именно эта тесная связь между ритуалом и сельскохозяйственным навыком была причиной того, что язычество так долго просуществовало в Израиле. Были и другие пути, по которым языческие верования и обряды проникали в Израиль, и не в последнюю очередь это были смешанные браки. Про царя Соломона сказано, что он отступил от праведной веры, набрав себе многочисленных жен из соседних государств. А одним из самых кровавых периодов в истории Израиля стало правление Ахава, чья жена, финикийка Иезавель, истребляла пророков Господних, насаждая язычество.

Сегодня принято говорить о том, что мир стал глобальной деревней, в которой как в котле смешиваются различные языки, традиции, уклады жизни, мировоззрения. Наши дети ходят в школы, где им преподают дарвиновскую теорию эволюции, учение о возникновении Вселенной в результате большого взрыва и т. д. Научное видение мира, исключающее присутствие Бога, неизбежно связано с любым этапом обучения. Кроме того, как это ни абсурдно, в жизнь современного человека плотно вплетены языческие элементы. Астрология во многом определяет то, как человек характеризует себя — как Деву, Стрельца или Близнеца, как он планирует свои действия, опираясь на данные гороскопов, как он видит свои отношения с окружающими. Но, возможно, самую большую опасность представляют даже не научно-атеистические или языческие влияния, а господствующая сегодня в обществе философия жизни. Эта философия близка к самым пошлым проявлениям эллинского гедонизма, с которыми так боролись ранние христиане. Смысл ее в том, что живем мы лишь однажды, что от жизни надо брать все лучшее, не думая о завтрашнем дне, что цель существования — в удовлетворении физических и материальных потребностей. Типичными проявлениями этой философии являются культ тела с постоянными диетами, пластическими операциями и курсами омоложения, культ известных брендов, поклонение киношным и эстрадным кумирам, олицетворяющим успех в этом обществе. Этой философией пронизана вся современная культура. Христианские принципы самоограничения, воздержания, а также понимание жизни как постоянного духовного роста, который достигается лишь в результате непрекращающегося внутреннего борения, вступают в конфликт с этой господствующей идеологией и, к сожалению, часто проигрывают даже в среде верующих людей.

Идолопоклонство вчера и сегодня

Еще одно проявление идолопоклонства в библейской истории было связано с нежеланием признавать храм как единственное место служения Богу. Здесь уже говорилось о том, что со строительством храма в Иерусалиме был введен запрет на принесение жертв в других местах и что народ не сразу понял и принял это требование. Однако, если в южном царстве, Иудее, данные пережитки просуществовали не так долго, в Северном царстве, Израиле, этот период растянулся навсегда и повлек за собой религиозный раскол между коленами Израиля и отпадение севера от истинной веры. После смерти Соломона, когда царство распалось на две части, северный правитель Иеровоам I не захотел, чтобы его народ ходил поклоняться Богу в южную столицу, и создал в Самарии свое святилище, воздвигнув изображение Бога в виде двух тельцов, в Дане и Вефиле (см.: 3 Цар 12:25–33). Таким образом, он нарушил сразу два требования — поклоняться в храме и не делать изображений. В результате этих событий самаряне перестали восприниматься как часть избранного народа (см.: Ин 4:20).

Так же и сегодня многие рассматривают храм, церковь как нечто излишнее. Наши современники часто говорят о «вере в душе», которая не нуждается в «формальном» проявлении. Они думают, что можно наладить и поддерживать отношения с Богом вне общины, вне заповеданных нам таинств. Многие вообще отождествляют веру с чисто теоретическим убеждением, что Бог есть, и даже молитвенный диалог считают ненужным. Это большая беда нашего времени, так как таких людей, стоящих на перепутье, очень много, и лишь единицы в конце концов обретают Бога. Церковь необходима на пути веры, так как, во-первых, она является общиной людей, которые всегда готовы поддержать человека в минуту сомнений, помочь ему принять правильное решение. Во-вторых, в церкви совершаются богослужения и таинства, которые дисциплинируют верующего в его общении с Богом и даруют ему ту поддержку, без которой он сам не одолеет этот путь. Вера «в душе», вне церкви, является лишь блужданием в потемках, и судьба самарян служит тому примером.

Третья и последняя причина идолопоклонства связана с извечным стремлением человека контролировать Бога, управлять Божьей волей. Господь изначально установил со своим народом такие отношения, при которых лишь полное исполнение Его заповедей могло дать евреям надежду на Его поддержку и заступничество. Никакие внешние формальные действия не могли повлиять на Его решение. Даже жертвоприношения, установленные самим Господом, не играли решающей роли, если они были лишены внутреннего наполнения и не сочетались с исполнением нравственных законов. И тем не менее, как мы знаем из пророческих обвинений, израильтяне регулярно обращались к гадателям, вызывали мертвых, пытались не только служить Богу, но и задабривать языческих идолов.

Это качество человеческой психики — стремление управлять своей судьбой — так же актуально в наши дни, как и в древнем Израиле. Этим объясняется обилие гадалок, колдунов и целителей, экстрасенсов и телепатов в нашем обществе. И неудивительно, что к ним идут и атеисты, и агностики, и, к сожалению, христиане.

Во-первых, целители и экстрасенсы, чтобы привлечь клиентов, гарантируют стопроцентный успех. В отличие от них ни один пастор или священник не сможет дать вам однозначные гарантии. Вера в Бога не является взаимовыгодной сделкой, отношения с Богом — это долгий и сложный путь, путь надежды и упования. Кроме того, Господь не разрешает нам заглядывать в будущее, наш завтрашний день во многом зависит от тех решений, которые мы принимаем сегодня. Таким образом, для христианина все будущее сосредоточено в каждом проживаемом моменте бытия. Знание будущего, которое обещают гадалки и хироманты, делает наши усилия, наше внутреннее борение бессмысленным. И наконец, Господь оказывает помощь лишь в тех делах, которые Ему угодны, к Нему не обратишься, чтобы приворожить чужого мужа или сглазить конкурента — за этим идут к чародеям и колдунам.

Человечество многое преодолело и многого достигло за свою долгую историю. Иногда нам кажется, что нравственно и духовно мы также вознеслись и достигли тех же высот, как и в техническом и научном отношении. Мы снисходительно посмеиваемся, читая о глупости и наивности древних израильтян, которые поклонялись золотым тельцам и приносили жертвы «священным» столбам и рощам. Но разве не так же будет посмеиваться над нами через тысячу лет историк, разглядывая в архивных газетах объявления об услугах колдунов и «белых магов» и читая примитивные предсказания гороскопов? Наверное, он будет немало удивлен, изучая многочисленные интервью с глуповатыми кумирами поп-культуры и пытаясь понять, что такого священного таилось для нас в загадочных цифрах 90–60–90. Времена меняются, но человек остается столь же несовершенным пред Богом, как и тысячи лет назад, и идолы, которым он поклоняется, сегодня отличаются лишь внешним видом, по сути же они все так же остаются воплощением наших необоснованных притязаний и примитивных страхов.

 

Автор: Мария Каинова
Фото: РИА Новости, fotobank.com

 


Работает на Cornerstone