Комментарий

«Идите, научите все народы…»

Виктор Цандер
Журнал/Архив/Номер 28/«Идите, научите все народы…»

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...»

Мф 28:19–20

 

«Идите, научите все народы…»

Текст, который мы называем Великим поручением Иисуса Христа, содержит в себе указание на то, каким образом будет распространяться по миру Благая Весть: верующим надлежит не ожидать, пока люди придут к ним в церкви, а идти к людям, чтобы и они узнали весть о спасении в Боге. Христос побуждает Свою Церковь в лице одиннадцати апостолов к постоянному движению, вектор которого направлен к невоцерковленным людям. Для этого христианам необходимо сделать шаг веры — выйти из комфортной зоны привычных устоев, любимых традиций и ради проповеди спасения использовать все имеющиеся у них возможности. Учитель сказал Своим ученикам: кто любит Меня, тот исполняет Мои заповеди. И любящие Его идут к неспасенным людям, которым и благовествуют — не только словами, но и всем своим образом жизни, добрым, дружеским отношением, основанным на милосердии, милости и любви.

Повелевая Своим ученикам «научите» (дословно: «сделайте учениками»), Иисус обращается к Своим последователям всех времен. Это значит, что ученику необходимо передать неспасенным людям самую суть своего ученичества, помочь им встать на спасительный путь веры, установить с Христом взаимоотношения, «взять» на себя «иго» Его учения (см.: Мф 11:29) и подчиниться Его воле. Ведь ученик Христа не только слушает, но понимает и следует учению Иисуса (см.: Мф 12:46–50).

«Научить», или «приобрести учеников», — это не совсем то же самое, что и «обратить в веру». Истории известны печальные случаи массового «обращения» язычников в христианство, происходившего время от времени с помощью меча. Слова «идите, научите» подразумевают, что нужно помочь обратившимся к Богу людям стать учениками Христа. Формирование ученика происходит, если обращенный подчиняет свои разум, сердце и волю Богу. Церкви же необходимо передать человеку, охотно принявшему Слово, навыки пользования Библией, духовной литературой и общения с Господом.

Достоевский сказал о цене ученичества, что следовать за Христом — это не только на обедню сходить. Люди порой склонны делать для Бога то, что им сделать нетрудно, или то, что ничего им не стоит. Они хотят служить Богу, не изменяя своего стиля жизни, иначе говоря, на своих условиях, которые Бог почему-то «должен» благословить. Однако из Евангелий и из истории нам известно, что послушаться призыва Господня и пойти — это значит совершить шаг веры в неизвестность на Его условиях, а не на наших. Возможно, кому-то придется оставить любимую церковь, семью, родных и друзей.

Слова Господа «идите, научите» (церковнослав. «шедше бо научите» — шедши, делайте учеников) не просто сделанное нам предложение или одна из наших перспектив. Это императив, повеление Господне. Причастие «шедши» совместно с глаголом «научите» должно интерпретироваться «как имеющее императивную силу»*. В этом повелении сформулированы основные условия передачи евангельской истины. Только свет Божьей истины достигнет всех людей, приведет их к познанию Спасителя и сделает свободными (см.: Ин 8:32–36).

Чтобы верующий человек смог передать свою веру и приобрести учеников для Христа, важно руководствоваться верными мотивами. Как-то одна церковь в порыве евангелизационного пыла вывесила возле входа плакат следующего содержания «Помогите нам заполнить пустующие скамейки». Можно предположить, что мотивация христиан этой церкви не соответствовала истинным принципам благовестия: церкви нужны были цифры для статистики или остро стоял вопрос пополнения церковного бюджета.

Ученичество Христово подразумевает общение в церкви и вне церкви, в первую очередь вне церкви. Есть по этому поводу один христианский анекдот. Один брат рассказывает другим братьям в церкви, как скучно ему было ехать целый день в поезде, даже поговорить не с кем было... «Почему же ты не заговорил со своими соседями?» — спросили его. «А о чем с ними говорить, они же неверующие, халдеи!»

Люди очень быстро забывают свое прошлое и то, что Спаситель пришел не ради праведников, а ради грешников. Будем помнить, что мы, верующие, ничем не лучше неверующих, только наше положение несравненно лучше. Мы спасены, а они еще нет. И хорошо, когда мотивацией к благовестию нам служит любовь к Христу и к погибающим людям. В этом случае мы всегда найдем тему для разговора с окружающими нас людьми — в поезде, на работе, в школе, в институте. Наш круг друзей ради Христа должен быть всегда открыт новым людям.

Поле деятельности учеников Христа — весь мир. Греческое понятие «все народы», использованное в Евангелии, подразумевает всех людей (без исключения) или все национальности (без исключения). Евангелие этим подчеркивает, что обетования Аврааму и через него всем людям на земле (см.: Быт 12:3) исполняются в Иисусе Мессии.

Вход в Царство Божие открыт всем людям в Иисусе Христе. Он же есть Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир (см.: Ин 1:9). Универсальность возможности спасения обнаруживает себя уже в поклонении новорожденному Царю мудрецов-неевреев (см.: Мф 2:1–12), а также и в других повествованиях (см.: Мф 8:11–12; 21:43; 22:8–10). Из этого можно заключить, что план возвещения Благой Вести всем людям на земле, начиная от Иерусалима (см.: Деян 1:8), был изначально задуман Богом.

Человек объявляет о своем решении стать христианином через добровольный акт крещения и соблюдение Господних заповедей. Церковь крестит учеников Иисуса во имя Отца, Сына и Духа Святого, исполняя крещение как наружное свидетельство внутренней благодати. Это повеление Христа исполняли с радостью апостолы, крестя только «охотно принявших Слово». Там, где этот принцип добровольности нарушался, сегодня можно наблюдать множество номинальных христиан, верования которых представляют собой смешение христианства, народных верований и язычества.

Повеление Иисуса: «Идите, научите все народы» является основополагающим для тактики и стратегии распространения Евангелия и роста христианской Церкви. Успех евангелизации прямопропорционален тому, насколько верующие серьезно воспринимают Великое поручение нашего Господа Иисуса Христа.

В связи с этим полезно задать самому себе вопрос: «Если бы все исполняли Великое поручение, как я, дожило бы христианство до наших дней?»

«Идите, научите все народы» — это призыв для всех тех, кто любит Господа и любит людей, чтобы во имя любви они могли приобрести учеников Иисусу Христу во всех народах. Так Божия любовь действует через Своих верных во всем мире.

*Hendriksen William. Gospel of Matthew (New Testament Commentary). — Baker, 1973. — P. 999.

 

Автор: Виктор Цандер
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

 

Работает на Cornerstone