В последние годы усилился приток мигрантов в Россию. Согласно докладу Всемирного банка «Миграция и денежные поступления от работающих за границей граждан. Страны Восточной Европы и бывший Советский Союз», по привлекательности для мигрантов Россия (13 млн человек) уступает только США (почти 35 млн).
«Их» мы видим всюду: они работают дворниками, водителями маршрутных такси, продавцами в супермаркетах, торгуют на рынках и т. д. Все чаще звучит рядом непонятная речь, порой нам становится не по себе от того, как они ведут себя на улицах «наших» городов. Как, например, реагировать на гонки на автомобилях по центральным магистралям столицы и стрельбу в воздух из огнестрельного оружия в честь какого-то неведомого нам праздника, проходящего на их далекой родине?
Однажды я возвращался из Вьетнама в Москву. Самолет прилетел рано утром, и на паспортном контроле я оказался одним из первых. Подавая свой паспорт, я услышал: «Как ты можешь летать с этими вьетнамцами?» К сожалению, подобные настроения не редкость в нашей стране. Кто-то выражает их открыто, кто-то молчит, но редко кто, сталкиваясь с иной, пришлой культурой переселенцев, вначале не испытывает недоумения. Возможно, лучшее, на что могут рассчитывать мигранты, так это на прохладное отношение со стороны наших соотечественников.
Появление чужеземцев на «нашей» территории ставит перед «коренным» населением ряд вопросов. Как это ни странно, Библия посвящает много страниц вопросам миграции и взаимоотношениям с пришлыми народами, самому факту существования разных народов. Например, в Деяниях апостолов (17:26–28) мы читаем: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”». Если углубиться в контекст этого отрывка, то мы увидим, что с этими словами Павел обращается к жителям Афин. Язык афинян, их культура, обычаи, нравы сильно отличались от таковых у иудеев и иудохристиан того времени, но Павел, используя известную цитату греческого автора, говорит им, что и они Божий род. К какой бы национальности и вероисповеданию ни принадлежал человек, он создан по образу и подобию Божию, и этого достаточно, чтобы относиться к любому народу с уважением.
А вот еще несколько мест из Священного Писания: «Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх 23:9); «Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему Я и повелеваю тебе делать сие» (Втор 24:21–22). Итак, Библия призывает нас принимать переселенцев, так как они посланы Богом.
Они приехали к нам по разным причинам, чаще всего по экономическим. Может быть, нам это покажется странным, но в последнее время наша страна стала «домом хлеба» для других народов. И это знак того, что Бог благословляет Россию.
На мой взгляд, присутствие трудовых мигрантов в нашей стране да и во всем мире связано не только с мировым экономическим кризисом. Я бы назвал эти причины провиденциальными. И они, в частности, заключаются в том, что миссия христиан и, соответственно, тех стран, в которых они проживают (и России в том числе), до сих пор не выполнена. Миссия же последователей Христа — от начала и до сего дня — состоит в том, чтобы проповедовать всем народам спасение Христово. Сегодня обстоятельства складываются таким образом, что уже не мы идем к народам, а народы приходят к нам, чтобы услышать от нас Благую Весть.
Несколько десятилетий назад начался бурный процесс миграции в Западную Европу. Эмигранты целыми семьями покидали свои страны и селились в благонадежных и комфортных странах Европы. В сегодняшней Германии вы увидите тысячи турков, во Франции — выходцев из стран Северной Африки. Запад тогда встретил их гостеприимно: им выплачивались пособия, предоставлялись различные льготы, по сути, им был оказан поистине христианский прием. Но европейцы поступали так исходя, скорее, из гуманитарных соображений, чем следуя замыслу Божию — ради спасения людей от греха и смерти. И потому их историческую миссию можно считать невыполненной. Теперь в Европе отношения с мигрантами становятся все более напряженными. Мы же пока еще не утратили своего шанса и можем использовать его для распространения Царствия Божия.
Понимаем мы это или нет, но, приезжая к нам, мигранты перенимают у нас многое. Большинство «пришлых» народов отождествляет веру с национальностью. В нашем случае христианство отождествляется с русскими, с Россией. И находясь на российской, чужой для них территории, они очень открыты Евангелию. Если вы когда-то имели дело с народами Азии, то вы знаете, что мнение родственников для них является одним из главных аргументов в принятии какого-либо решения. Находясь вдали от дома, они не так связаны родственными узами и не так привязаны к своей культуре. Поэтому они могут уже не коллегиально, с родственниками, а сами принимать решения, в том числе и относительно своей веры.
Построить с ними уважительные, дружеские отношения очень важно. Ведь именно отношения являются тем мостом, который зачастую играет решающую роль в принятии человеком вести о Христе. Уважайте их культуру. Часто причиной их «странного» поведения является отсутствие воспитания, но ведь это продиктовано культурными условиями, в которых они выросли и жили. Возможно, их ценности лежат в несколько иных плоскостях, чем наши. В частности, их ценности — в гостеприимстве. Если мы будем способны говорить с ними на языке их ценностей, мы сможем приобрести их для Бога. Или они научатся у нас, россиян, пить пиво и другим мерзостям, или они научатся Слову Божию.
Я — пастор вьетнамской церкви в Москве. Общаясь с мигрантами, я увидел, насколько важны для них наше отношение и способность найти пути к общению с ними. Именно это открывает сердца людей для Евангелия. Очень важно, на мой взгляд, строить в России национальные церкви для мигрантов. Ведь для них обращение в христианство почти равнозначно смене национальности. Когда же они находятся среди лиц своей национальности, богослужения проходят на их родном языке, поются песни прославления, они, с одной стороны, ощущают связь со своей культурой и обретают в церкви островок безопасности в чуждом им мире, а с другой — уже приобщаются к христианской культуре страны, в которой они теперь проживают. И в нашей вьетнамской общине в Москве при церкви «Слово Жизни» мы соблюдаем все национальные традиции.
Такая национальная церковь разрастается за счет проповеди «своим» на стройках, рынках. Мы заказываем автобусы, для того чтобы привозить людей на богослужения. За два года существования церкви только в Москве мы молились почти с тысячей вьетнамцев не только в церкви, но и по месту их работы.
Итак, мы живем в уникальное время «переселения народов». Иисус заповедал нам: идите и научите все народы; сегодня мы видим, насколько облегчается наша задача — народы сами идут к нам! И нам предоставляется великий шанс проповедовать Слово тем, к кому, возможно, мы никогда бы не поехали. И если мы будем смотреть на другие народы и национальности свысока, то наше национальное самосознание станет нашим национальным самообольщением. Если же мы будем вести себя с ними подобающим образом, то мы сможем донести до них Благую Весть. Иисус умер за каждого человека, какой бы расы он ни был. Бог подает руку всем тем, кто работает у вас во дворе дворником, кто моет полы у вас в подъезде, и нам необходимо понять это.
Хочу дать вам несколько советов, которые помогут в общении с «пришельцами». Во-первых, здоровайтесь с ними. Вы увидите, как по-хорошему они будут удивлены этим. Это поднимет их самооценку и вас в их глазах. В нашем подъезде, как и в большинстве подъездов Москвы, моют пол выходцы с восточных окраин бывшего Советского Союза. Каждый раз, встречая их, я здороваюсь, показываю свое уважение к ним и их труду. И я вижу, как располагаются ко мне их сердца. Я хочу, чтобы, приехав обратно домой, они могли сказать, что, когда они жили и работали в России, люди уважали их. Встречая русских у себя на родине, они будут относиться к ним так же, как относился к ним я.
Поинтересуйтесь, откуда они приехали, расспросите их о семье. Этот короткий диалог положит начало хорошим отношениям и принесет добрые плоды впоследствии. Возможно, вы скажете: «Зачем мне знакомиться с ними и завязывать какие-то отношения?» Причина очень проста: вы сеете в их сердцах хорошее отношение к России. Если вы недолюбливаете их, то тем самым вы сеете подобное же отношение к русским в тех странах, из которых они прибыли. А наших соотечественников в этих странах осталось немало.
Мы несем мигрантам Благую Весть и надеемся, что из их среды поднимутся национальные христианские проповедники, которые понесут весть о спасении своим народам. Поэтому «переселения народов» не надо бояться, но надо стремиться использовать его во имя исполнения замысла Божия.
Автор: Владимир Шамрай