Тема

Богу – да, церкви – нет

Феликс Волошин
Журнал/Архив/Номер 28/Богу – да, церкви – нет

Богу – да, церкви – нет

Недавно в самолете моей попутчицей оказалась дама лет сорока. Перелет нам предстоял долгий, и мы разговорились. В беседе выяснилось, что я верую в Бога. Оказалось, что тема веры для нее была не просто интересной, но и важной.

Вопросов у Виктории (так звали мою собеседницу) было немало, и полет прошел для нас незаметно. В какой-то момент беседы, говоря о мусульманах, она воскликнула: «Почему они не верят, как мы?..» — и добавила осторожно: «Ну или как вы...»

Меня поразило то, что Виктория в существовании Бога не сомневалась, она верила в Него, но все известные ей церкви отвергала.

Виктория живо интересовалась вопросами веры, моим жизненным опытом — опытом человека обычного, но в то же время, на ее взгляд, не совсем обычного, потому что я стараюсь подчинять свою жизнь воле Божией. Бог ей нравился, а церковь — нет.

И тут возникает вопрос: почему? Иисуса люди принимают. Он им нравится. Господь всем помогал, больных исцелял, голодных насыщал, гордых укорял, ищущих призывал, то есть Иисус принимал непосредственное участие в жизни окружавших Его людей! Претензий к Нему не возникает. А вот к христианам, людям, носящим Его имя, их сегодня немало.

Все чаще можно слышать, что Европа, США да и Россия становятся постхристианскими странами. Некоторые идут дальше, утверждая, что Европа уже стала постхристианской. Мне кажется, что в этом утверждении есть доля истины, но в нем я вижу и тенденцию, не отражающую истинного положения вещей. Мы с вами живем скорее в эпоху постмодернизма, а не в эпоху постхристианства.

Мир претерпевает стремительные изменения. Изменения происходят и в мировоззрении людей. Например, то, что еще совсем недавно казалось аморальным, и то, что Библия называет грехом, сегодня провозглашается инаковостью. Все это влияет на восприятие обществом религии вообще и христианства в частности. С другой стороны, девальвация и искажение практического христианства и приводит к тому, что современного человека перестает интересовать христианская церковь.

Население России на октябрь 2009 года составило без малого 142 млн. Из них более 80% считают себя христианами. Однако большинство населения остается равнодушным к посещению церкви даже на Рождество, что подтвердила статистика посещаемости храмов в январе этого года.

Вот что говорят результаты исследований среди россиян, называющих себя христианами:

  1. помощь бездомным оказывается христианами не чаще, чем нехристианами;
  2. избыток сдачи кассиру христианами возвращается не чаще, чем нехристианами;
  3. аборты среди христиан — явление столь же частое, как и среди нехристиан;
  4. разводы у христиан столь же часты, как и у нехристиан;
  5. 50% церквей (всех христианских деноминации) не пополнились за последний год ни одним новым человеком, уверовавшим во Христа.

Американский Центр исследований Барна (Barna Group), сравнив нехристиан с христианами по 152 критериям, обнаружил в поведении этих групп отсутствие каких бы то ни было различий! И если сегодня содержание христианина в том, чтобы быть просто заурядным человеком и нести эту свою заурядность другим людям, то такое христианство не нужно миру!

Чем же заняты сегодня мы? Хочется воскликнуть: мы, христиане, продолжаем Его дело на земле — заботимся о пастве, окормляем голодных, подкрепляем ослабевших, обличаем согрешивших... Но если убрать всю нашу внутрицерковную суету и занятость, символику, таблички, звания, почести, ставшие неотъемлемой частью христианской системы, останется ли что-нибудь от нашего «христианства»? Все реже за мишурой административной суеты церковной политики мы едва различаем истинную цель и предназначение церкви, которые прежде всего состоят в спасении людей, приведении их домой, ко Христу, и в их воцерковлении.

Как же нам изменить сложившуюся ситуацию? В Евангелиях мы находим подсказку: фарисеи и книжники — духовенство того времени — упрекают Иисуса за то, что он «ест и пьет с мытарями и грешниками»! Их бы устроило, если бы Иисус проводил время в общении с ними. Увы! Он предпочел общество Закхея, Вартимея, Марии Магдалины, рыбаков — людей, признававших свое несовершенство. Общение с Иисусом совершенно преобразило их.

Сутью современного христианства должно стать не только внутрицерковное общение, но и — в основном — общение с теми, кто «нуждается во враче». Именно так охарактеризовал Иисус людей, далеких от Истины. При этом христиане призваны к общению сострадания, милосердия, честности, любви, верности... Именно качеством общения с людьми, «нуждающимися во враче», проверяется истинность нашего христианства.

Где сегодня людям найти то общество единомышленников, в котором они встретили бы дружелюбие и открытость невзирая на различия в жизненных установках? Нашим современникам хотелось бы не услышать готовые, заученные ответы на свои вопросы, а принять участие в поиске этих ответов. Церкви, служители, христиане, верующие — все последователи Христа сегодня должны стать открытыми для людей, задающих «неправильные» вопросы, участвовать в их жизни. Церковь, как ее определил Уильям Темпл*, есть «единственная организация, существующая не для своих членов». Поэтому христианство сегодня как никогда нуждается в радикальных изменениях, особенно в способах донесения Радостной Вести людям, живущим рядом с нами, нашим соотечественникам.

Как никогда сегодня востребованы домашние группы, в которых невоцерковленный человек сможет в непринужденной обстановке понаблюдать за верующими, услышать их суждения, сам примет участие в беседе. Именно в домашней группе он сможет поделиться своими нуждами, стра­хами, переживаниями и испытать первое проявление любви на деле! Именно так, в непринужденной атмосфере, и передаются навыки веры, которые становятся впоследствии для человека основным ориентиром в отношениях и поступках. Нет, конечно, нам нельзя принижать значение догм веры — они важны! Но христиане сегодня ничем не отличаются от нехристиан именно потому, что они запомнили название, но так и не приобрели навыков веры последователей Христа.

Мы должны научиться быть друзьями людям, не разделяющим наши убеждения. Не соседями или коллегами только, а именно друзьями — и в радости, и в горе.

Только когда наша вера будет видима в наших поступках и жизнь наша будет наполнена смыслом и содержанием, наш пример веры заслужит внимание ищущего человека. И вот тут начнется диалог. И будет это не жатва, а всего лишь начало посева. Иисус не говорил: «Приходи и изучи Меня», Он говорил: «Приходи и следуй за Мной».

*Уильям Темпл (1881–1944) — священник Англиканской церкви, с 1942-го по 1944 год — архиепископ Кентерберийский.

 

Автор: Феликс Волошин
Фото: ИТАР-ТАСС

 


Работает на Cornerstone