Тема

В преддверии

Ольга Запрометова
Журнал/Архив/Номер 27/В преддверии

В преддверии

Каждый из нас задумывается время от времени о смысле собственной жизни. Для чего я живу? В чем смысл моего существования в этом мире? О том, что это один из вечных вопросов, требующих ответа, говорит, к примеру, недавний выпуск журнала «Русский пионер» (№ 10, август–сентябрь 2009 года; советую в него заглянуть — это отражение нашей жизни), попавший мне в руки: весь номер посвящен поиску ответа на вопрос о смысле жизни. В клятве главного редактора Андрей Колесников признается, что, отвечая на этот вопрос, заданный ему ранее на онлайн-конференции в SNOB.RU, он сказал: «Бог его знает». Не думаю, чтобы это было свидетельством веры, скорее, наоборот, но иногда люди — вспомним Анну, тестя Каиафы, — говорят истину, совершенно о том не подозревая. Поэтому мы и обратимся к Тому, чьи слова запечатлены в Священном Писании.

В Своих ответах Христос ссылался на Танах1. Говоря о блаженстве (а не к нему ли мы стремимся?), Он опирался на Закон Моисея (см.: Мф 5), трактуя его по-новому. ЛЮБИТЬ, любить Бога и ближнего своего (см.: Мф 22:36–40) Христос назвал наибольшей заповедью в Законе. Но ведь прежде чем полюбить Бога, надо Его найти: «Ищите Господа…» (Ис 55:6)! И только полюбив Его, откликнувшись на Его Любовь, я смогу полюбить и Его творение, и себе подобного, и принять самого себя — так, как Он заповедал. И такая любовь — отдача себя другому — есть отражение Его любви. С чего же начать? Как в сказках: нам нужно найти то, от чего зависит все — сама наша жизнь. Он призывает нас искать Его, чтобы обрести самое главное — смысл существования, потому что без помощи Всевышнего человеку не справиться с трудностями, встречающимися на жизненном пути. Как же нам найти Его? Что для этого нужно? Невозможно говорить о Нем, о любви к Нему вне понятия общения, ведь мы созданы по образу и подобию Его2.

Каковы же условия этого общения, общения Творца с творением, Отца с ребенком, Бога с человеком? «Будьте святы, ибо Я свят»3, — говорит Он нам, утверждая в нас Свой образ и подобие. Но раз так, значит, должно быть и объяснение, как достичь этого состояния, этой инаковости, причастности другой, неземной природе (не только праху земному, но и Духу Всевышнего).

Итак, с поиска пути к Нему, с обращения к Нему в молитве начинается наше общение с Богом. Как дети, общаясь, учатся говорить, так и мы учимся говорить с Богом, обращаясь к Нему Его же словами, оставленными нам в Библии. Можно ли найти в биб­лейской школе ответы на волнующий нас вопрос?

Обратимся лишь к одному примеру — псалму 118, посвященному Торе — Закону, данному Всевышним народу израильскому через Моисея. Псалом этот — шедевр поэтического искусства, написанный акростихом4. Но если читатель не знаком со структурой акростиха, все произведение может показаться ему монотонным и скучным. Никакому переводу не передать красоту оригинала. Каждые восемь стихов псалма начинаются последовательно с одной и той же буквы еврейского алфавита. Ведь только описав всю Тору от первой и до последней буквы алфавита, можно говорить о полноте (как говорят, от А до Я, вспомните также альфу и омегу!). Именно это и было целью псалмопевца. (Попробуйте сами разделить 176 стихов на восемь и внимательно проанализировать каждую из 22 частей псалма.)

Чтобы современный читатель мог глубже проникнуть в суть Торы, нужно сказать о ней несколько слов. На протяжении библейской истории само понятие Торы претерпевало изменения5 и означало не закон (как трактует Септуагинта — перевод Священного Писания на греческий язык) в современном его понимании, а скорее, Богооткровение (наставление, заповеди, учение), самораскрытие Бога человеку на примере рождения и развития взаимоотношений Всевышнего и Его избранного народа:

«Ты, Господь, — удел, мне в жизни определенный,
и слова Твои исполнить я обещаю.
Расположенья Твоего всем сердцем ищу,
и Ты, по обещанью Своему, будь милостив ко мне.
Переосмыслил я пути свои
и к свидетельствам о воле Твоей шаги свои направил» (Пс 118:57–59)6.

В Торе-Богооткровении (откровении воли Бога человеку, воли Творца для Своего творения) соединяется воедино и поиск пути, и желание общения, и освящение, и любовь, которые затем еще в большей полноте открываются в Законе Христовом7 (в откровении Бога во Христе). Как же развивает поиск смысла жизни раввинистический иудаизм, отвергнувший распятого Мессию? Рассмотрим один из трактатов Мишны8 — Пирке Авот9:

«На трех основаниях стоит мир: на Торе, на служении Богу и на благодеянии» (Авот 1.2). Однако, «Если ты много занимался Торой, не считай это своей заслугой, ибо для того ты создан» (Авот 2.8). Мы видим, как учителя Израиля продолжают тему богооткровения 118-го псалма в позднейшей раввинистической литературе: «Рожденным — умереть, мертвым — воскреснуть, живым предстать пред судом. Знать, возвещать и осознавать, что Он — Бог, Он — Создатель и Творец, Он — Всеведущий, Он — Судия, Он и Свидетель, Он — Истец, Он же будет судить. Да будет Он благословен, ибо нет перед Ним ни неправды, ни забвения, ни лицеприятия, ни подкупа — все принадлежит Ему. Знай, что всему ведется учет. И да не сулит тебе злое начало, что в могиле найдешь ты убежище свое, ибо не по воле своей ты создан, не по своей воле родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле должен будешь держать ответ и давать отчет перед Царем всех царствующих, Святым, да будет Он благословен!» (Авот 4.22). Вот он — смысл жизни в иудаизме: познание Бога, служение Ему и благодеяние-любовь к Его творению! Причем речь идет о том, что это все есть подготовка к встрече с Богом в мире ином (мире грядущем), где мы Его увидим лицом к лицу: «Этот мир — преддверье будущего мира; приготовь себя в преддверьи, чтобы войти в чертог» (Авот 4.16). Жизнь нам дана Богом, и ее следует воспринимать как дар: как тут не вспомнить притчу о талантах (см.: Мф 25) и статьи в «Русском пионере»?

В преддверии

В Вавилонском Талмуде есть рассказ-толкование10 о даровании Торы, наполненный глубоким смыслом:

«Когда поднялся Моше (Моисей. — Прим. О. З.) на вершину, сказали ангелы служения Святому, благословен Он: ”Владыка мира, что делает рожденный женщиной среди нас?“

— Он пришел, чтобы получить Тору, — ответил Господь.

— Сокровище, что было спрятано Тобой за девятьсот семьдесят четыре поколения11 до сотворения мира, Ты хочешь отдать смертному? ”Что такое человек, чтобы Ты помнил о нем, что такое сын человеческий, чтобы Ты вспоминал о нем“ (Пс 8:5). ”Насколько величественно Имя Твое по всей земле, ведь Ты дал славу свою Небесам [то есть дал Тору ангелам, а не людям]“ (там же, 8:2).

— Ответь им ты! — сказал Святой, благословен Он.

— Владыка мира, боюсь я, как бы не сожгли они меня дыханием своим.

— Обхвати Престол славы Моей и отвечай им! Ибо сказано: ”Обхватил престол, и Господь простер над ним облако Свое“ (Иов 26:9).

<...> Сказал Моше Всевышнему: 

— Владыка мира, что сказано в Торе, которую Ты собираешься дать мне: ”Я — Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства“ (Исх 20:2) — и обратился к ангелам:

— Разве спускались вы в Египет, разве были рабами фараона? Так как же Тора может принадлежать вам?! И еще сказано в Торе: ”Да не будет у тебя других богов...“ [89a]… И еще сказано в Торе: ”Помни день субботний, чтобы освящать его“ (Исх 20:8). Работаете ли вы, чтобы нуждаться в субботнем покое? И еще сказано в Торе: ”Не произноси имени Господа Бога твоего всуе... “ (Исх 20:13). Разве суета касается вас? И еще сказано в Торе: ”Чти отца и мать...“ (Исх 20:12). Разве есть у вас родители? И еще сказано: ”Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради“ (Исх 20:13). Разве у вас может быть ревность или злое побуждение?

Немедленно согласились ангелы с Всевышним, ведь сказано: ”Как величественно Имя Твое на всей земле!“ (Пс 8:10), — а слова ”ведь Ты дал славу Свою Небесам“ (Пс 8:2) на этот раз отсутствуют [то есть на земле, а не Небесам дана Тора]. Тут же все ангелы полюбили Моисея и каждый из них передал ему некое знание (ВТ Шаббат 88б–89а)».

Здесь читателю представлена сущность Торы, составляющая смысл всего — не только жизни человека, но и мира иного. У Богооткровения, согласно р. Штейнзальцу, есть очевидный смысл: система законов поведения в том виде, в каком она была дана на Синае, и смысл сокрытый: Тора — высшая сущность, «сокровище, что спрятано Всевышним еще до сотворения мира» (Притч 8:22, 30). С одной стороны, Тора существовала до сотворения мира, будучи радостью Творца, с другой — она дана сынам человеческим. Вопрос, какой явлена Тора в мире небесном, не предмет нашего рассмотрения, в мире же земном, становясь конкретной, именно она придает смысл человеческому существованию12.

Подведем итоги: согласно Танаху, смысл жизни человека обретается в общении с Богом, поиск этого смысла начинается с поиска Бога и Его воли. Он же ищет нас Сам, и главное для нас — откликнуться на Его любовь (явленную в нашем рождении как дар, талант, которым не следует пренебрегать, ибо это подарок Царя царей!). О поиске путей общения с Всевышним, об исполнении Закона как выражения любви к Творцу свидетельствует все наследие раввинистического иудаизма, развивая тему смысла жизни, поднятую в Священном Писании, однако рассказ об этом не вмещают рамки настоящей публикации. Главное — помнить, что каждая жизнь — это дар небес и нам дано Им все, чтобы обрести в ней смысл, заложенный Творцом, но это требует от нас определенных усилий на пути длиною в жизнь. Решение за нами — Он до сих пор обращается к нам с вопросом: «Адам13, где ты?»14, вновь и вновь стуча в наше сердце (см.: Откр 3:20). И Ветхий Завет, и раввинистический иудаизм указывают нам смысл всего существования: этот смысл — в Нем, в общении с Ним, в отдаче себя Ему и Его творению! Познавшим же Христа дан не только совершенный образец такой жизни, но и Дух Святой, живущий в них и наставляющий на жизненном пути на всякую правду.

1 Танах – согласно еврейской традиции, Священное Писание имеет трехчастную структуру: Тора (Закон – Пятикнижие Моисея), Набим (Пророки – пророческие книги Ветхого Завета) и Ктувим (Писания – литература мудрости: Псалмы, Иов, Притчи, Руфь, Песнь песней, Екклезиаст, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Эзра/Нехемия, Хроники/Паралипоменон).
2 Быт 1:27.
3 Лев 11:44, 45; 19:2 и др.
4 Одна из характерных черт еврейской поэзии.
5 Подробнее см. статью автора «Тора Моисея — от заповедей к законодательству. Пример еврейской экзегезы периода Второго Храма» // Страницы. 13:3 (2008/2009). М.: ББИ. С. 323–341.
6 Современный русский перевод Института перевода Библии в Заокском, 2002.
7 Гал 6:2.
8 Собрание Устного Закона, включающее Мидраш, Галаху и Аггаду, составленное таннаями; древнейшая часть Талмуда. http://www.eleven.co.il/
9 Пирке Авот, последний трактат четвертого раздела Мишны — Незикин. Смысл названия трактата неоднозначен. Некоторые интерпретируют его как «поучения отцов», понимая под отцами великих законоучителей древности (в Библии «ав» встречается в смысле не только «отец», но также «великий, уважаемый человек»).
10 «Речь Моше – классический образец риторики, искусства, необыкновенно ценившегося в Римской империи. В итоге Моше не только опровергает, но и убеждает оппонента – желанный результат каждого ритора. В талмудический период евреи были знакомы с литературными играми греков. Но в аггаде искусство литературной игры было развито больше, чем в необыкновенно сложной греко-римской культуре поздней античности» (Ковельман А. Этика и поэтика Талмуда. Вавилонский Талмуд. Антология аггады с толкованиями раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца). Том 1. Перевод и комментарии Ури Гершовича и Аркадия Ковельмана. – М., 2001. С. 121).
11 Другой известный мидраш говорит о том, что Тора была создана за тысячу лет до своего появления в мире (Берешит Раба 1:1). Средневековые комментаторы связывают оба мидраша. Тысяча лет трактуется как тысяча поколений в соответствии со стихом: «Помнит Он вечно завет Свой – слова, что заповедал Он за тысячу поколений» (Пс 104:8). Из тысячи лет отнимается двадцать шесть поколений от Адама до Моше и получается цифра, указанная в нашем мидраше. Там же. С. 120.
12 Комментарий р. Штейнзальца. С. 123, 125.
13 На еврейском языке «адам» означает не только «человек», но и «человечество».
14 Быт 3:9.

 

Автор: Ольга Запрометова


Работает на Cornerstone