Тема

В чем Бог видит смысл человеческой жизни?

Андрей Черняк
Журнал/Архив/Номер 27/В чем Бог видит смысл человеческой жизни?

В чем Бог видит смысл человеческой жизни?

Размышляя над тем, в чем Бог видит смысл человеческой жизни, нужно исходить из того, что мы сотворены Богом. Потому что если это не так — если, наоборот, мы сотворили Бога, — тогда о смысле Его существования нужно говорить уже нам. А если Он нас сотворил, то смысл нам все-таки придает Он.

Так что же стоит за фактом творения? Во-первых, то, что Божия жизнь настолько великолепна, что Он хочет ею поделиться, то есть сотворение нас — это акт Его любви. Эта любовь изливается из Него не потому, что Ему что-то нужно, не потому, что Он нуждается в нас, а потому, что Он хочет поделиться Своей любовью с нами.

Он творит не от недостатка, но от избытка. С Его точки зрения, Он сотворяет этот мир для того, чтобы мир мог войти в полноту Его бытия, и смысл нашего существования в том, чтобы мы могли разделить с Ним эту полноту — полноту блаженства, полноту благодати, полноту счастья, если уж пользоваться нашим низким человеческим словом. Замысел Его о творении в этом, собственно, и есть.

Важно то, что Его жизнь — жизнь вечная — неразрывно связана с Его сущностью, которая описана в Библии словом «любовь». И поэтому наше вхождение в Его существование означает вхождение в Его жизнь по любви. В любви нет отношений главенствования. В любви не я главный, а другой — главный. Любовь — это отдача, действие для другого. И поэтому в описании замысла Господня, о котором мы читаем во второй главе Бытия, говорится о сотворении человека, которого Бог поселяет в саду, насаженном Им для того, чтобы человек его возделывал и сохранял, то есть для того, чтобы человек мог соучаствовать с Богом в развитии, в преображении Его творения. Если Бог Сам настолько любовь, что Он — Творец, то для нас, человеков, разделить с Ним Его жизнь в Его любви означает тоже участвовать в творении. Поэтому замысел Божий о нас заключается в том, чтобы мы, во-первых, были с Ним и принимали от Него полноту жизни, и, во-вторых, чтобы мы разделяли с Ним Его способ жизни. Этот способ жизни называется любовью, это — отдача, это — творчество, это такая жизнь, когда другой главнее меня.

Понятно, что мы сами по себе такой способностью жить не обладаем, но мы можем ее принимать от Бога. Именно поэтому св. Серафим Саровский говорит о смысле человеческой жизни, о смысле жизни христианина как о стяжании Святого Духа.

Наша задача — принимать от Бога то, что Он нам дает. Но то, что Бог дает, не может в нас просто накапливаться. Оно обладает все тем же самым свойством — изливаться. Все, что мы принимаем от Бога, — это любовь, любовь — изливается. Это и есть стяжание Святого Духа, который есть дыхание, который есть поток.

Мы принимаем поток, идущий от Бога, и отдаем его тем, кто рядом, — в природу, в творение. В этом и есть задача жизни человека — принимая, отдавать.

И Бог по Своему собственному опыту знает, что выше этого счастья нет ничего, и к этому счастью Он нас предназначил.

 

Автор: Андрей Черняк

 

Работает на Cornerstone