Тема

Перекресток миров

Михаил Дубровский
Журнал/Архив/Номер 27/Перекресток миров

Перекресток миров

Наверное, каждый из нас переживал мгновения, когда жизнь ощущается во всей ее полноте. Иногда это связано с музыкой: внезапно звуки увлекают тебя в полет, наполняют душу чем-то невыразимым, потрясающе прекрасным. Это редко длится долго, но оставляет в сердце глубокий след — след соприкосновения с чем-то очень важным. Для многих людей подобные переживания связаны с природой: все мы помним, каким восторгом отзывались в душе шум морского прибоя, простор полей или суровая красота горных вершин. А иногда, чтобы пережить это чувство, достаточно одного цветка. Но сильнее всего мы ощущаем полноту жизни рядом с дорогим нам человеком — отцом или матерью, ребенком, любимой, другом. Когда мы находим в другом человеке отклик на то, что происходит с нами, мы чувствуем себя богаче всех царей мира. Ведь единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения, говорил Антуан де Сент-Экзюпери. (Наверное, именно поэтому утрата этой роскоши особенно болезненно нами переживается.)

В такие мгновения мы ощущаем, что только их и можно назвать настоящей Жизнью! Но почему нам не удается постоянно жить на этой высоте? И откуда берется это острое переживание Жизни, которое так метко названо чувством Вечности?

Я верю, что в такие минуты мы действительно соприкасаемся с Вечностью. Нас учили, что настоящим, реальным, бывает лишь то, что можно увидеть, потрогать, измерить. Такое мировоззрение принято считать научным. Наука привнесла в нашу жизнь множество удобных и полезных вещей, расширила границы нашего понимания мира. Но, лишенная духовного основания, она забыла о том, что мир не только материален, что познание мира не сводится исключительно к измерениям, что человек — это не совокупность биологических и химических процессов, что есть иная реальность, без которой жизнь становится скучной, серой, плоской. И именно эта реальность прорывается к нам время от времени, напоминая о том, что наша жизнь неизмеримо богаче, чем мы привыкли думать. Если прислушаться к этим напоминаниям, то можно очень многое узнать о себе. Эти окна в Вечность могут открыть нам иной мир — глубокий, живой, полный удивительных красок. Именно этот мир — настоящий!

Кто-то сказал, что человек — это целый мир, микрокосм. Но, возможно, еще более точно было бы сравнить человека с перекрестком миров, ведь в нем пересекаются мир материальный и мир духовный. Человек живет одновременно в двух измерениях. Это удивительно точно показано в библейском рассказе о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (дух. — М. Д.) жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7).

В этих строках легко увидеть двойную природу человека: он и из земли, и с неба, он и из праха земного, и Дух Бога живет в нем. Он призван во-площать (делать плотью, реализовывать) то, что рождается в сфере духа. И он же призван одухотворять материю, придавая ей направление и цель, открывая скрытый смысл ее существования. И потому никогда человек не может удовлетвориться только материальным, наш дух зовет нас к небу, он свидетельствует об ином измерении, о мире горнем, которому мы принадлежим в той же степени, что и миру вещей. Христианство не отрицает ценности материального, но утверждает, что жизнь человека нельзя сводить только к материальному. К сожалению, большинство из нас совершает эту ошибку, обкрадывая тем самым себя. В результате жизнь теряет смысл, превращаясь в борьбу за существование.

Если учиться слышать голос своего сердца, тогда сначала довольно смутно, но со временем все более отчетливо мы станем различать присутствие иного мира во всем, что с нами происходит. Речь идет не о подмене обычных дел какими-то особыми переживаниями, не о вытеснении повседневности на периферию жизни. Мы говорим о более полном проживании каждого момента нашей жизни на земле, каждого дела, события, каждой встречи. Когда человек сознает себя перекрестком миров, он видит, как события, казавшиеся случайными, складываются в некую закономерность. Он начинает видеть смысл даже в тех событиях, которые причиняли ему боль. Ведь подчас такие моменты — самые важные для формирования личности.

Наша цивилизация низвела отношения до «деловых контактов», у нас не хватает ни времени, ни сил на глубокие отношения, в которых мы открываем сердце для другого. Присутствие Вечности позволяет пережить ценность каждого человека. И мы снова открываем для себя, что настоящая дружба и настоящая любовь не остались в прошлом. И слова о том, что любовь в семье с каждым годом должна становиться все сильнее, перестают быть просто словами. А дети начинают приносить настоящую радость, притом что они не становятся более послушными или круглыми отличниками. Каждый из нас знает, как большое количество встреч может опустошить сердце и истощить силы. Но присутствие Вечности в жизни обогащает нас любой встречей, потому что мы становимся способными видеть образ Божий в каждом человеке.

Мы начинаем иначе относиться к работе. Бог дал человеку труд не только (и даже не столько) для пропитания. Основное предназначение любого труда — привнесение в этот мир Божьей красоты, раскрытие замысла Бога о творении. В Божьем замысле всякий труд — это творчество, со-участие в творении. И это соучастие, со-творчество преобразует и мир, и самого человека, высвобождая вложенный в него потенциал. Бог поселил Адама в прекрасном саду, который уже отражал славу Божью, чтобы через труд Адама эта слава стала еще большей и распространилась на всю землю. К сожалению, люди утратили Эдемский сад. Но, если мы сознаем Божие присутствие в том, что делаем, наша работа начинает отражать Эдем как для нас самих, так и для других. Именно это имел в виду Павел, когда призывал своих читателей делать всякое дело «как для Господа» (Кол 3:23).

Прикосновения Вечности пробуждают наш дух, заставляют нас искать жизни более полной, настоящей. Если человек не заглушает этот зов в своем сердце, то однажды он встречается с Христом. И тогда он осознает, что все те моменты, когда он переживал чувство Вечности, он видел отблеск Его Славы, всякий раз, когда он соприкасался с любовью, он чувствовал отражение Его Любви. Бог зовет нас к Себе, потому что Он хочет дать нам Жизнь. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную», — говорит Господь. Его слова относятся не только к жизни после смерти. Иисус говорит о Вечности, которая стала нам доступна в Нем здесь и сейчас. Вечности, которая открывается нам в каждом дне, каждом деле, каждом человеке.

 

Автор: Михаил Дубровский

 


Работает на Cornerstone