Тема

Откуда мы пришли

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 27/Откуда мы пришли

Откуда мы пришли

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» — написано на одной из картин Поля Гогена. Это огромное полотно около, 1,5 метра в высоту и более 3,5 метра в длину, было создано художником на Таити, куда он уехал в поисках счастья, покоя, свободы творчества (ныне оно находится в Музее изящных искусств в Бостоне, Массачусетс, США). Но после нескольких лет, казалось бы, безмятежной жизни вдали от городской, ненавистной ему, цивилизации Гоген попытался покончить с собой. Он написал картину и принял большую дозу мышьяка. К счастью, попытка суицида не удалась, художник не умер. Бог сохранил ему жизнь. Ведь Божественный Художник не желает, чтобы Его творение бессмысленно погибло.

Возможно, Бог хотел, чтобы Гоген в конце концов ответил на поставленные им самим вопросы? А может быть, нашел Того, Кто знает на них ответ? Гоген не был атеистом, он по-своему искал Бога. Путем его богопознания было искусство. «Я любил Бога, — писал он, — не ведая Его, не пытаясь определить, не понимая… Непостижимая тайна останется такой, какой была всегда, есть и будет, — непостижимой. Бог не принадлежит ни ученым, ни логикам. Он принадлежит поэтам, миру Грезы. Он символ Красоты, сама Красота».

Но почему же Красоту, которую Гоген видел в искусстве, он не нашел в жизни?

Мне вспоминается средневековая притча. Один маленький мальчик любил сидеть у ног матери, когда она вышивала. Он заворожено смотрел, как ее руки ловко летали над полотном, цветные нити мелькали, переплетаясь между собой, и мальчик ждал, что же получится в конце концов. Но чем больше он смотрел, тем больше росло недоумение ребенка. Однажды, когда работа приблизилась к концу, мальчик спросил: «Мама, а почему твоя вышивка такая некрасивая?» Мать улыбнулась и ответила сыну: «Дорогой мой, ты смотришь на вышивку снизу и видишь лишь ее изнанку, где только узелки и спутанные нити, тогда как на лицевой стороне — красивый рисунок». Она повернула вышивку лицевой стороной, и мальчик увидел прекрасные узоры — цветы, травы, бабочек и птиц, вышитых его матерью. Так и мы — видим мир с изнанки, а подлинную картину видит сверху Бог, Художник и Творец. И эта картина поистине прекрасна.

Многие философы, поэты, художники, музыканты за перепутанными нитями человеческих судеб, мировых катастроф, личных трагедий и драм пытались разглядеть тот рисунок, который выводит поверх всего этого десница Божья. Да, нам трудно увидеть всю картину целиком, но мы можем хотя бы попытаться понять замысел Творца. Или поверить в то, что узелки и спутанные нити, которые нам видны, не бессмыслица и безобразие, а лишь изнанка божественной гармонии Красоты, Любви и Истины, в переплетении которых и есть смысл Бытия.

 

Автор: Ирина Языкова

 


Работает на Cornerstone