Тема

Medicus curat, Deus sanat*

Дмитрий Лихих
Журнал/Архив/Номер 106/Medicus curat, Deus sanat*
Medicus curat, Deus sanat*

Быть врачом для христианина — особое призвание. Это не просто профессия, требующая длительного обучения, внимательности, дисциплины, умения анализировать и делать выводы. Это и возможность заглянуть в глубины Божьего творения, куда не допущен случайный взгляд. В отличие от большинства людей мы видим тело человека как сложнейший организм, в котором каждая клетка, каждая система органов свидетельствуют о мудрости и величии Творца.

Когда изучаешь анатомию, биохимию, физиологию — если сердце открыто, невозможно не восхищаться Создателем. Ты видишь, как всё взаимосвязано, как хрупка и в то же время как невероятно устойчива человеческая жизнь. Понимаешь, что такие совершенные механизмы функционирования организма не могли возникнуть случайно. И чем глубже вникаешь в это, тем больше соглашаешься со словами Давида: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138:14).

Но именно здесь, на этом удивительном пересечении науки и откровения, возникает парадокс: несмотря на доступ к этим глубинам, несмотря на то что врачи ежедневно соприкасаются с чудом жизни и тайной смерти, процент верующих среди медиков значительно ниже, чем в целом в социуме. Это одно из наследий материалистической советской школы, где считалось, что наука и вера несовместимы, а существование Бога «не доказано». Эти мифы живут до сих пор, передаются от наставников к студентам — вербально или подсознательно. Увы, даже те, кто видит руку Творца в устройстве человека, порой так и не поднимают глаз к Нему.

Тем не менее врач — это не только специалист, это человек, которому доверяют с первого взгляда. Пациент, приходя на прием, еще не знает, какой врач перед ним, но уже готов открыть свое личное, порой самое сокровенное. При отсутствии доверия глубокого разговора, увы, не получится. Это редкий дар доверия, который нужно принять с благоговением. Ведь именно в такие моменты возможен разговор, выходящий за пределы диагноза.

Профессия врача — один из самых ярких примеров того, как можно соединить работу и служение. Ты используешь знания и навыки, чтобы помочь людям физически крепнуть и восстанавливаться. Но при этом у тебя есть возможность показать, что за телесным здоровьем стоит душа — вечная, нуждающаяся в исцелении не меньше, чем тело. Именно эта двойная возможность — лечить и указывать на Источник жизни — делает служение врача таким важным для людей и ценным в глазах Бога.

При этом важно помнить: Библия призывает нас служить Господу во всем, что мы делаем. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол 3:23). Мы проводим на работе как минимум треть нашей жизни. А если учесть, что еще треть уходит на сон, то именно работа составляет самую значительную часть нашего активного времени. Поэтому вопрос не в том, работать или не работать, а в том, как мы это делаем и для кого. Работа становится подлинным служением тогда, когда она совершается для людей и Божьей славы.

Призвание врача не только лечить тело, но быть рядом с человеком в самые уязвимые моменты его жизни. Когда исчезает надежда на исцеление, когда лекарства не действуют, остается только одно: молитва. Бывает, что ты говоришь: «Мы сделали всё, что могли. А теперь остается уповать на Бога». И это не просто профессиональная честность — это возможность показать человеку больше, чем мир в горизонтальном измерении.

Однажды я был на дежурстве в воскресенье. Обычно в этот день я стараюсь быть с семьей и в церкви. Но именно в то воскресенье мне довелось общаться с женщиной, которой я в контексте нашего разговора мимоходом упомянул церковь. Она внимательно посмотрела на меня и сказала: «Я так и знала, что в вас что-то не так. Вы какой-то особенный». Для меня это был почти сокровенный комплимент. Без слов, просто через отношение и поведение — Бог уже был прославлен. И я рад, что слова помогли пациентке собрать полный пазл.

Но чаще всего твое свидетельство о Боге складывается из повседневности: из отношения к пациентам, стиля разговора, отношения к медсестрам. Если ты выдержан и спокоен, если быть солью и светом для тебя естественно, и пациенты, и коллеги это обязательно заметят. А потом — спрашивают. И вот тогда открывается дверь.

Когда миссии ищут миссионеров, то самый подходящий для них кандидат — это именно врач, или медработник в более широком смысле, потому что именно к нему всегда будет идти поток людей с открытой душой. Пациенты готовы обсуждать не только физическую боль, но и состояния, которые мы сегодня называем психосоматическими — когда болезнь возникает из-за моральных, первично нематериальных причин: неудовлетворенности, страха, нерешенных внутренних противоречий.

Я не миссионер в традиционном смысле. Но я верю, что каждый христианин, особенно врач, может и должен быть свидетелем — делом, словом, отношением. Будучи студентом, я запомнил латинский афоризм: Medicus curat, Deus sanat (Врач лечит, Бог исцеляет). Привилегия нашего призвания — быть Его инструментом. И пусть этот инструмент будет не только острым и точным, но и светлым.

*Крылатое латинское изречение известно в двух вариантах: Medicus curat, natura sanat, или Medicus curat, Deus sanat.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone