Интервью

Открытая жизнь как благовестие

Анна Вапрова
Журнал/Архив/Номер 106/Открытая жизнь как благовестие
Открытая жизнь как благовестие

Ярослав Сысоев вот уже более десяти лет является членом Русской библейской церкви. Его служение — лидерство в малых группах по изучению Писания и основ веры. В светской жизни он собственник и генеральный директор коммерческой компании. Кроме того, Ярослав создал в церкви беговой клуб: он бегает сам и тренирует других. Как ему удается совмещать все это, зачем ему нужен спорт и тренерство, какую пользу он из них извлекает, узнала Анна Вапрова.

— Ярослав, когда ты начал увлекаться спортом и почему выбрал именно бег?

— Огромная часть моей жизни когда-то была посвящена спортивным бальным танцам, причем это был не просто кружок, а реальный спорт: родители в период моего юношества, можно сказать, вложили в него всю свою жизнь, время и деньги. Тренировки проходили каждый день без исключений, а почти каждые выходные — соревнования. Благодаря этому у меня была очень хорошая общая физическая подготовка — в школе я бегал 1000 и 3000 метров быстрее всех. Меня постоянно возили на различные районные соревнования от школы, там я бегал с легкоатлетами, но призовые места никогда не занимал. Честно сказать, я искренне ненавидел бег и все, что с ним связано. Каждый соревновательный забег для меня был огромным стрессом — я так задыхался, что казалось, я чувствую вкус крови во рту, а после забега ужасно болело горло, и я каждый раз себе говорил — это точно в последний раз.

Я вернулся в бег только по одной причине — мне надоело худеть: сижу два месяца на изнуряющей диете, отказываю себе во всем, худею на 3 кг, а потом еду в Турцию с семьей и привожу за неделю +6 кг. Один мудрый человек мне сказал, что если ты будешь только ограничивать себя в еде, ты никогда не похудеешь. Для этого нужно поднять ежедневный расход калорий так, чтобы ты мог есть условно все, что хочешь, но при этом не набирать вес или даже медленно худеть. Чтобы делать что-то ежедневно, надо либо иметь очень много свободного времени, так как почти любой спорт требует логистических затрат (надо собраться, поехать, переодеться, позаниматься, помыться, переодеться, вернуться домой, разобраться), либо надо просто начать медленно бегать каждый день от своего подъезда. И прелесть бега именно в том, что ты можешь бегать в +30 °С, можешь — в –30 °С, можешь под солнцем, можешь под дождем или снегом, рядом с домом, а также в отпуске и командировке. Все, что тебе нужно, — это кроссовки.

— Расскажи, как это увлечение переросло в тренерскую деятельность. У тебя же есть своя компания, свой бизнес — зачем такие трудности?

— Лично мне невероятно нравится все это — служение, работа, бег как вид спорта и тренерства. Изначально у меня не было и мысли становиться тренером по бегу. Как только я начал системно тренироваться, то поделился своими впечатлениями почти со всеми, быстро сформировался общий чат.

Весь секрет моей методики заключается в том, что изначально надо много ходить, потом чередовать шаг с бегом, а потом очень медленно на низком пульсе бегать. Иногда скорость моего бега была медленнее ходьбы случайного прохожего. Насмотревшись обучающих видео на ютубах, я разработал эту методику — сначала сам для себя, а потом стал делиться ею с теми, кто тоже хотел втянуться в бег.

Но однажды, когда я поделился этой методикой с одним человеком из церкви, то получил упрек: «Ты реально можешь кого-то учить, как правильно бегать? Ты тренер?» Через неделю я уже был студентом академии S10 Юрия Строфилова для тренеров-любителей по бегу, которую успешно окончил и даже получил вкладыш в диплом о повышении квалификации государственного образца. С этого момента я стал дипломированным тренером по бегу. Думал, что это будет просто моим служением — помогать бесплатными советами, и даже мысли не допускал о коммерческом тренерстве. Но в академии мне доходчиво объяснили, что эта моя инициатива быстро сдуется и начнется мое выгорание, а ученики никогда не будут чувствовать ответственности и ценности во мне как в своем спортивном наставнике.

Моя компания — это одна история. Мой основной фокус внимания, конечно же, там. Но так как с развитием технологий я могу использовать специальный софт и данные со спортивных часов ученика, то написание тренировочных планов и детальная аналитика каждой тренировки не занимают много времени. Я посчитал, что в среднем уделяю 4–6 часов в неделю тренерству, и это никак не конкурирует с моим основным бизнесом. Зато сколько я получаю радости и удовлетворения от работы с учениками, особенно когда вижу их прогресс и реальные физические и психологические изменения!

— Откуда появились твои ученики?

— В основном из церкви или из различных бизнес-знакомств. Сейчас даже меня начали рекомендовать как тренера своим знакомым, чему я искренне удивляюсь, так как у меня нет никаких серьезных личных достижений в этом виде спорта. Тяжело рекомендовать тренера по бегу, который в большинстве случаев гораздо медленнее ученика.

— Как появился беговой клуб в Русской библейской церкви? Какова была его цель изначально и изменилась ли она со временем?

— С самого начала мы сделали общий чат с теми, кто хотел бегать, и договорились, что основная цель чата — подотчетность друг другу. Когда людей стало больше, мы придумали название RBC Running Club и даже сделали прикольные футболки с призывом читать Библию и дарили их тем, кто суммарно набегал 100 км за месяц.

Сейчас этот чат по-прежнему живет, и туда так же добавляются новые люди из церкви и мира (многие участники добавляют туда своих друзей). Изначальная цель осталась той же — подотчетность: все выкладывают свои тренировки, задают вопросы. Причем неважно, тренируется ли человек со мной либо с другим тренером или просто хочет бегать для себя. Чат открыт для всех, кто готов регулярно и систематически бегать.

Надо сказать, что этот чат стал реальной площадкой для объединения людей внутри церкви. Через наш беговой чат я познакомился со многими членами церкви, с которыми я ни разу не пересекался и даже не знал, как их зовут. А сейчас мы стали реально близкими друзьями, это позволило мне и, кажется, многим узнать друг друга в церкви лучше.

Конечно, хочется все в жизни делать с целью благовестия, но, если честно, никакого благовестия по факту не случилось в нашем беговом клубе: из-за надписи на нашей футболке никто не выразил желания с нами пообщаться, а из мирских людей в чате пока никто не уверовал. Наверное, в лучшем случае наш беговой клуб стал еще одним местом, где нецерковные люди могут увидеть реальную жизнь и взаимодействие верующих во Христа людей.

— Для тебя спорт — больше увлечение, хобби или все же необходимость для здоровья?

— Для меня спорт в первую очередь возможность больше есть и не толстеть. Во вторую — возможность для самореализации там, где максимально объективная система оценки. Я очень много соревновался в субъективном виде спорта, где все зависит от мнения, настроения и неподкупности судьи, а бег — это спорт, где есть ты и секундомер. Тут ты получаешь максимально объективную оценку себя как спортсмена, и никто (ни партнерша, ни костюм, ни музыка, ни судья) не виноваты, если ты облажался. Винить ты можешь только себя. Мне нравится ставить перед собой новые цели и достигать их. Я точно никогда не стану бегуном, который будет финишировать даже в числе первых десяти процентов участников. Тут я соревнуюсь только с собой. Важно то, что я смог выполнить поставленную цель. Это и есть мощный драйвер.

Здоровье объективно главный плюс от того, что я бегаю. Я почти перестал болеть. Я намного лучше себя чувствую, сильно похудел и даже изменился психологически. Но здоровье — слабый мотиватор для кого-либо в этом мире. Проводили исследование на большой выборке среди людей, занимающихся бегом, и здоровье как мотиватор оказалось там на одном из последних мест. Первое место осталось за лайками в соцсетях.

— Как ты считаешь, нужен ли христианину серьезный спорт?

— А что такое серьезный спорт? Бегать шесть раз в неделю — это серьезный спорт? Где проходит граница серьезности? Я считаю, что христианину нужно точно заботиться о своем храме, о своем теле, которое ему дал Бог. Я убежден, что если ты заботишься о своем теле и уделяешь время физическим тренировкам, то ты точно становишься более результативным в обычной христианской и/или светской жизни.

Да, есть крайность, когда ты забиваешь на церковь, на работу, на семью — и всего себя отдаешь спорту. Но если человек очевидно эффективен в служении, в семье и на работе — то точно серьезный спорт нужен любому, а христианину тем более.

Кстати, когда я начал тренировать людей, заметил одну закономерность: они тренируются ровно так же, как работают в миру и служат в церкви. Чаще всего самые загруженные люди выполняют тренировки точно и по плану, а те, кто забивают на служение и работу, так же забивают и на бег. Корреляция тут, конечно, не 100%, но 80–90% точно. И тут кажется, что именно дисциплина в спорте может помочь сформировать характер и силу воли быть последовательным и упорным во всех сферах жизни.

— Какие есть трудности в сочетании практической жизни христианина: увлечение — хобби — здоровье — служение? Как правильно расставить приоритеты и найти баланс?

Work-life balance — один из самых частых вопросов, которые поднимают в общении предприниматели на общих встречах. У христиан все еще сложнее, у них Church-family-work-life balance. А сюда надо еще как-то втиснуть и спорт.

Правильного ответа, как расставить приоритеты, наверное, не даст никто. Могу только поделиться своим опытом. Я тоже занимаюсь с тренером и каждую неделю должен сообщать ему дни, в которые я готов бегать на следующей неделе. Я отправляю ему табличку Excel, где проставлены даты моих тренировок на два месяца вперед с точным временем и допустимым временным слотом под нее, а также с комментарием, что у меня будет после или было до нее (встреча, перелет и так далее). Мой тренер в шоке от того, что я могу планировать свои тренировки на два месяца вперед. А для меня это единственный способ соблюдать баланс — жестко планировать временные слоты под любые активности в календаре и уметь точно переключаться между ними. Если запланировано время с семьей — значит, это время с семьей, если работа — значит, семья не должна мне мешать, и так далее. Если ты научился и хочешь так жить — ты можешь расставить приоритеты. Чаще всего самые загруженные люди с проблемами в расстановке приоритетов — это те, которые очень заняты ничегонеделаньем.

— Можно ли через спортувлечения благовествовать и служить Богу? Как именно ты служишь Богу, будучи тренером и спортсменом сам?

— Как я уже говорил, я пока не знаю ни одного примера, когда бы через наше футбольное служение или беговой клуб кто-то уверовал или даже пошел на группу Основы веры.

Благовестие для меня — это проживать жизнь с человеком плечом к плечу и говорить ему о Христе словами и делом, на практике открыто показывая ему, как ты живешь — всё как есть. Через меня уверовало несколько моих друзей. Никто из них не пришел к Богу от того, что я владелец компании, или от того, что много бегаю или просто хожу в церковь. Кажется, что ты славишь Бога именно тем, что проявляешь Евангелие, которое ты благовествуешь людям словами и практикой жизни. Если Евангелие действенно для тебя, то ты стараешься быть последовательным в построении своей семьи на евангельских принципах, строишь компанию, где ты проявляешься как христианин и не «решаешь вопросы» так, как их решают в обычных компаниях. Ты занимаешься спортом — и тоже в нем понятен и последователен, все наглядно видят твой подход, результат и неудачи. Ты не боишься быть неуспешным и открыто признаешь свои поражения в любой сфере жизни, так же искренне радуешься успехам без ложной скромности. Симбиоз проповеди Евангелия и практики повседневной открытой жизни, кажется, именно то, чего Бог от нас хочет и что реально приносит ему славу. Бег еще один пазл, который, может быть, когда-то откроет дверь для близкого диалога и дружбы с моим новым учеником или тем, кто так же бегает, как и я.

— Какие цели ты ставишь перед собой как тренер-христианин в первую очередь?

— Как тренер-христианин я ставлю перед собой такие же цели, какие я хотел бы, чтобы ставил любой другой тренер-нехристианин: делать свою работу максимально хорошо и ответственно! Твоя главная цель, кем бы ты ни был — верующим или нет, — делать все максимально качественно и профессионально, так, чтобы твой руководитель, клиент или пациент был доволен. А если ты христианин, то по умолчанию обязан делать свою работу лучше остальных, так как твое отношение к труду напрямую славит или бесславит Бога. Очень тяжело благовествовать коллегам о Христе и при этом быть пофигистом на работе. Поэтому моя главная цель во всем, что я делаю, — делать это так, чтобы никто никогда не сказал, что я делаю это абы как. Это не всегда получается, но цель именно такая — если берешься за какое-то дело, делай его как для Бога!

С Ярославом Сысоевым беседовала Анна Вапрова.

 

Фотография предоставлена Ярославом Сысоевым

Работает на Cornerstone