Предприниматель Андрей Анисимов родом из Челябинска, ему 38 лет. Он выпускник Санкт-Петербургского христианского университета, разделяет идеи международного движения «Бизнес как миссия». Андрей начал карьеру в 2010 году в отделе продаж Евро-азиатской трубной компании, а спустя 15 лет, выкупив доли у своих партнеров, стал владельцем компании и возглавил ее. Сегодня его предприятие именуется Группой компаний «Титан», ее штат насчитывает порядка ста человек. Головной офис и производственные площадки находятся в Челябинске, а представительства открыты в Москве, Санкт-Петербурге и Омске.
— Добрый день, Андрей! Расскажите, пожалуйста, о том, чем вы занимаетесь.
— Здравствуйте! Наша производственная группа специализируется на поставках изделий из стали. Мы продаем все виды товаров, которые необходимы для строительства трубопровода. Начинали с круглых металлических труб, постепенно развили производственную программу по соединительным деталям для трубопровода и запорной арматуры.
— Как давно вы стали христианином и в связи с чем?
— Я покаялся в 2007 году благодаря служению реабилитации, пережил встречу с Богом и уверовал.
— Сразу ли вы поняли, что ваша профессия и бизнес, в частности, связаны со служением Богу?
— В самом начале мы с коллегами интуитивно стали строить бизнес на основе христианских ценностей. Никто нам не говорил, что нужно действовать именно так. Я получил откровение брать на работу христиан, но в те времена мало кто разделял эту идею. Тогда мы просто делали свою работу, никто даже и не подозревал, что бизнес может быть служением Богу.
— Идея бизнеса как служения имеет какую-то теоретическую базу? Или вы получили поддержку со стороны церковной среды, сообщества верующих предпринимателей?
— Теоретическая база начала выстраиваться, когда я поступил в христианский вуз на программу «Бакалавр христианского служения». Я не планировал быть предпринимателем, так получилось, что в какой-то момент времени мне нужно было оставить служение, где я был занят весь день, и пойти работать. Но при этом у меня было желание изучать Писание и принципы христианской веры. Через некоторое время я понял, что лидерство и управление в бизнесе мне подходят больше, и перевелся на соответствующую программу в университете, которую возглавлял тогда мой первый наставник в лидерстве Александр Иванович Негров. С помощью Александра Ивановича и преподавательского состава я получил теоретическую базу по профилю «бизнес как служение».
Что касается церкви, то в те времена церковная риторика была связана с основами христианства, больше говорилось о благодати, вере, исцелении. Я не слышал, чтобы когда-либо говорилось о труде и профессиональной деятельности христиан.
— Изучали ли вы историю протестантской этики?
— Не изучал. Впервые я услышал то, что есть особая христианская корпоративная культура, что бизнес может быть настоящим служением, что у христианской трудовой этики есть своя длинная история, на международной конференции «Бизнес как миссия» в Румынии в 2019 году. Там же я познакомился с координатором одноименного сообщества по России, автором программ на эту тему Михаилом Дубровским, который позже стал моим наставником. Затем я глубже стал изучать эту тему с моим преподавателем по истории Оксаной Куропаткиной. Мысль Лютера: «Христианин в поле и священник за кафедрой в равной степени совершают служение Богу через свой труд», которую она процитировала на одной из конференций, изменила мое представление о значимости профессиональной деятельности христиан.
— Есть ли в христианской корпоративной культуре вдохновляющие примеры для вас?
— Меня вдохновляют некоторые наши соотечественники прошлых лет, культура предпринимателей-старообрядцев, которые создавали на производствах хорошие социальные условия для своих работников: столовые, душевые, медицинские кабинеты, общежития, подавая добрый пример окружающим, передавая его потомкам. Сегодня даже компания «Сбербанк» делает что-то подобное. Я не знаю, христиане ли ее руководители — они больше делают, чем говорят. Лучше всего, когда мы поступаем как верующие люди, а не просто провозглашаем себя таковыми.
— Многие христианские предприниматели часто берут на работу «своих», которые уверены, что на работе вместо выполнения непосредственных обязанностей можно читать Библию и особо не напрягаться, что христианин-начальник обязан всегда идти им навстречу. И поэтому многие пришли к тому, что лучше христиан вообще на работу не брать. Есть ли у вас такая проблема? Если есть, то как вы ее решаете?
— Проблема такая есть, но меня это не отталкивает, потому что я понимаю, что с людьми нужно работать. Я считаю, что в любой среде есть разные люди — и лентяи, и трудяги. Мы стараемся подтягивать сотрудников до определенного уровня личным примером и через корпоративное обучение; чем больше в нашей среде людей увлеченных, тем остальным проще подтянуться. Если человек не хочет работать и расти — мы можем с ним попрощаться.
— Есть ли какие-то элементы христианской корпоративной культуры в вашей компании?
— Во-первых, спустя 15 лет моей профессиональной деятельности мы с коллегами, преодолев определенные трудности, начали вместе по утрам молиться на работе, и для нас это яркий и важный момент. Во-вторых, ключевая группа руководителей нашей компании называется «Двенадцать», через нее мы стараемся влиять на работников. Но самое главное — это любовь к нашим сотрудникам и клиентам, благодаря чему мы можем выстраивать долгосрочные отношения с ними.
— С какими трудностями в отношениях с официальным церковным сообществом и церковными служителями сталкиваются христианские предприниматели сейчас?
— Особых трудностей я не вижу. Все сложности в нашей голове. Мне кажется, что объективно проблема только одна — несовпадение ритмов и скорости жизни церкви как организации и предпринимателей и их компаний. Предприниматель-христианин, когда он еще только покаялся, слушает каждую проповедь с открытым ртом, но затем он растет и хочет, чтобы уровень проповеди тоже рос, а так бывает не всегда. Но я не считаю, что церковь тут виновата — она живет в своем определенном ритме, Бог о ней заботится. Нам, предпринимателям, стоит проявить чуть больше смирения и терпения, чтобы не отдаляться от церкви, а быть ее частью, помогая людям. Одна моя знакомая сказала, что в церкви нет любви. Но что есть церковь? Только пасторы или служители? Церковь — это мы с вами. Проявляем любовь к другим — проявляем любовь Божью. И во многом от нас зависит, насколько церковь будет современной, динамичной, развивающейся и здоровой.
— Как в целом в церкви относятся к тому, что человек не уделяет полное время своей предпринимательской деятельности или, например, не успевает участвовать в церковном служении и делать что-то непосредственно для общины?
— Вообще, как мне кажется, церковь на сегодняшний момент очень сильно изменилась. Она начала говорить о профессиональной деятельности не только для бизнесменов, но и для обычных прихожан. Постепенно представления, что христианин должен быть христианином не только в воскресенье в церкви или на церковном служении, но и на работе, становятся нормой. В своей церкви я слышу об этом очень часто. Есть, конечно, люди, которые до сих пор видят свое служение исключительным и считают, что только они по-настоящему служат Богу. Но таких людей немного, и мне кажется, что потихонечку и их сознание будет меняться. В целом я считаю, что есть положительная динамика. По крайней мере, в содружестве церквей «Слово жизни», к которому я себя отношу, сегодня ведется очень большая работа и есть много позитива. А отдельные недовольные люди, которые с чем-то не согласны или, может быть, считают себя особенными, были всегда, ничего страшного. Просто нам нужно иметь, опять же, чуть больше смирения, чтобы любить и их тоже.
С Андреем Анисимовым беседовала Оксана Куропаткина.
Фотографии предоставлены Андреем Анисимовым.