Портрет

Генри Хайнц: «Делать что-то необычайно хорошо — значит добиваться успеха»

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 106/Генри Хайнц: «Делать что-то необычайно хорошо — значит добиваться успеха»
Генри Хайнц: «Делать что-то необычайно хорошо — значит добиваться успеха»

Генри Джон Хайнц (1844–1919) — немецко-американский бизнесмен и изобретатель. Родился в городе Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) в семье немецких эмигрантов. В 1849 году семья Хайнц переехала в город Шарпсбург (штат Пенсильвания, США), где глава семейства открыл небольшой завод по производству кирпича.

Родители Генри были глубоко верующими людьми: отец — набожный лютеранин, мать — убежденная реформатка1. Родители привили сыну классическое протестантское отношение к труду: честность, трудолюбие, перфекционизм, бережливость. С детства Генри посещал лютеранскую общину и воскресную школу; большое влияние на мальчика оказала мать.

В немецких семьях было принято приучать детей к труду как можно раньше, и уже в восемь лет родители посылали Генри в деревню продавать излишки урожая летом. Когда сын стал подростком, родители выделили для него участок в саду, где он выращивал урожай самостоятельно. Дела у Генри шли в гору, в деревне хорошо относились к дружелюбному и честному юноше.

Генри, предприимчивый и инициативный от природы, не был удовлетворен рутинной работой. Как-то раз он спросил у матери, может ли он использовать ее рецепт тертого хрена и продавать его вместе с овощами? Мать разрешила, и Генри взялся за дело. Хозяйки с удовольствием стали покупать у него тертый хрен — это и экономило им время, и избавляло от тяжелой и неприятной работы. Генри же стремился к тому, чтобы его товар становился все лучше и лучше, и готов был вкладываться в это: добавлял в хрен не коричневый уксус, а белый, что делало его продукт более аппетитным, а также использовал вместо обычных зеленых бутылок стеклянные белые, которые сразу позволяли увидеть цвет продукта.

Вдохновленный успехом, юный Хайнц начал продавать соленые огурцы, квашеную капусту и уксус. Он продолжал улучшать не только свою продукцию, но и ее внешний вид — придумывал дизайн банок и этикеток, привлекательный для покупателей. Продукцией Хайнца заинтересовались продуктовые магазины и отели Питтсбурга. Денег Хайнц зарабатывал достаточно, чтобы самостоятельно оплатить себе обучение в бизнес-колледже Даффа. Пришло к Хайнцу и личное счастье — в 25 лет он женился на пресвитерианке2 Саре Слоан.

В это же время Генри Хайнц и его сосед Кларенс Нобл создали фирму Heinz & Noble. Хайнц добавил в свой ассортимент консервированные фрукты, различные соления, горчицу и кетчуп. Рынок сбыта продукции стал расширяться и вышел за пределы Питтсбурга. Через три года у компании было 160 акров сельскохозяйственных угодий, 25 конных экипажей, фабрика в городе Сент-Луисе (штат Миссури, США). К этому моменту Генри Хайнц стал единственным владельцем компании.

Однако вскоре настал период испытаний, по производству ударил финансовый кризис 1873 года. Хайнц делал все, чтобы спасти свою фирму, но в 1875 году был вынужден объявить себя банкротом.

Хайнц тяжело переживал постигший его удар, но вера в Бога и природный оптимизм не позволили ему надолго погрузиться в печаль, — предприниматель решил отнестись к произошедшему как к испытанию и уроку смирения. Банкротство юридически избавляло Хайнца от уплаты долгов, однако дотошный и добросовестный немец считал, что рассчитаться с кредиторами — нравственная необходимость. Хайнц тщательно записал все суммы в особый блокнот, который назвал «Книга моральных обязательств», и решил, что обязательно выплатит все до последнего цента. Хайнц, получив поддержку от родственников, начал постепенно восстанавливать свое дело и в 1876 году создал компанию F. & J. Heinz вместе с братом Джоном Хайнцем и двоюродным братом Фредериком Хайнцем. Еще через четыре года Генри Хайнц полностью рассчитался со всеми долгами, как и хотел, и укрепил свою репутацию в деловом мире как человека порядочного, надежного и обязательного.

Генри Хайнц активно участвовал в выставках и расширял свой ассортимент, куда добавились яблочное повидло, печеные бобы и томатный суп. В 1888 году Хайнц выкупил доли двух своих партнеров, а в 1896 году придумал лозунг для компании — «57 вариантов» (57 Varieties). Почему 57? Хайнц считал, что необычное число запомнится лучше, чем банальное (скажем, 100), а 5 и 7 — любимые числа его и жены Сары. В 1905 году компания была зарегистрирована как H.J. Heinz Company, а Хайнц до конца жизни был ее президентом. В том же 1905 году Heinz представила на Филадельфийской ярмарке свой бутилированный кетчуп, который стал самым узнаваемым символом компании.

Генри Хайнц: «Делать что-то необычайно хорошо — значит добиваться успеха»

Хайнц стремился к тому, чтобы сделать продукцию не только вкусной, но и безопасной, и это касалось не только его фирмы. Так, в 1906 году он руководил кампанией в поддержку Закона о чистых продуктах питания и лекарствах, в годы Первой мировой войны работал в Управлении по контролю за продуктами питания.

Умер Хайнц в Питтсбурге, прощание с ним состоялось в пресвитерианской церкви Ист-Либерти, и его похоронили на кладбище Хоумвуд. В завещании Хайнца была оговорена сумма, которую требовалось потратить в память о его матери, и на эти деньги построили часовню в кампусе Питтсбургского университета.

Генри Хайнц всю жизнь прожил как убежденный христианин, но он не был конфессионально ограничен. Он женился на пресвитерианке, и пятеро его детей воспитывались как пресвитериане. Хайнц годами посещал методистскую церковь и долгое время был там директором воскресной школы, а также членом комитета Ассоциации воскресных школ Пенсильвании. Христианские убеждения были главными в жизни Хайнца. Как христианин-протестант, он исправно платил десятину и запрещал размещать рекламу своей фирмы в воскресенье.

Трудовая этика Хайнца была напрямую связана с его убеждениями. Во-первых, это забота о клиентах. Он считал, что покупатели имеют право на чистый продукт, поэтому на его фабриках были ведены строгие гигиенические требования (чистая тара, регулярные уборки помещения), особое внимание уделялось качеству сырья, предоставлялась полная и правильная информация о продукции. Требования к прозрачности Хайнц предъявлял в прямом и переносном смысле, всегда реагировал на новые и более интересные предложения, вводил инновации.

Во-вторых, он действительно заботился о своих сотрудниках. Во времена «дикого капитализма» Хайнц предлагал работникам целый набор услуг: короткий рабочий день в субботу, медицинское обслуживание, чистые раздевалки и туалеты, комнаты отдыха, полис страхования жизни (через три года работы), а также возможности для развития — концерты и лекции в обеденное время, уроки английского языка и помощь в получении гражданства. Хайнц стремился сам навещать заболевших работников или поручал это сделать кому-то из сотрудников.

В-третьих, Хайнцу была присуща личная скромность и рачительное отношение к деньгам: большая часть выручки шла на расширение производства и на благотворительность.

Завершить обзор жизни Хайнца хочется цитатой из его завещания: «Я хочу в самом начале этого завещания — как самый важный его пункт — исповедать мою веру в Иисуса Христа как моего Спасителя. Я также хочу засвидетельствовать, что на протяжении всей моей жизни, полной необычайных радостей и скорбей, меня чудесным образом поддерживала вера в Бога через Иисуса Христа»3.

1 Реформаты — деноминация в кальвинизме; так обычно называют кальвинистов континентального (неанглийского и неамериканского происхождения) и основанные ими церкви.
2 Пресвитериане — деноминация в кальвинизме, которая настаивает на том, чтобы жизнью поместных общин руководил выборный орган — пресвитерия.
3 Cit. on: The Heinz Will. Электронный ресурс (дата обращения: 8 августа 2025). Перевод О. Куропаткиной.

 

Фото: wikimedia.org, gettyimages.ru

Работает на Cornerstone