Прежде всего, хочу напомнить читателям, что первые последователи Иешуа из Назарета не создавали новую религию. Они воспринимали свою веру в Мессию как продолжение Завета между Богом и Израилем. Но если раньше они жили в ожидании прихода Мессии, то теперь, когда Он пришел, многое в интерпретации Завета изменилось. Иерусалимская община, первая экклесия (греч. ekklesia, «собрание призванных»), была полностью еврейской по своему составу и образу жизни. Она продолжала соблюдать Тору, посещать Храм, молиться в установленное время, следовать шаббату, праздникам и кашруту: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2:46). После Шавуота (Пятидесятницы) и сошествия Руаха ха-Кодеш (Святого Духа) миссия общины расширилась за пределы Иерусалима и Иудеи. Началась эпоха проповеди не только евреям в рассеянии, но и язычникам. Однако, несмотря на то, что у пророков многократно встречаются идеи об обращении язычников к Богу, иудаизм, в том числе и принявший Мессию Иешуа, был к этому не готов. Все это поставило перед общиной последователей Иешуа ряд новых вызовов.
Обращение язычников в те времена воспринималось скорее как исключение из правил. Все усложнилось, когда первые верующие в мессианство Иешуа столкнулись с массовым обращением язычников к Богу. Это поставило перед учениками ряд богословских вопросов, в частности, какую роль играет Тора в жизни пришедших к вере в Иешуа неевреев? как проповедовать о Мессии евреям и неевреям, не разрушая ни контекста, ни смыслов? Возможно, сегодня эти проблемы кому-то покажутся несущественными. Однако в то время дело доходило до жестких споров и даже конфликтов, о чем мы узнаем из книги Деяний апостолов.
Свидетельства Нового Завета говорят о том, что уверовавшие в Иешуа евреи продолжали жить по Торе. Павел, придя в Иерусалим после своих миссионерских путешествий, во время которых обратилось множество язычников, увидел, что в местной общине много «тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян 21:20). Сам Иешуа, будучи на земле, утверждал: «Не думайте, что Я пришел нарушить Тору или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17). Слово исполнить означает наполнить смыслом, а не отменить. Апостол Павел, которого часто ошибочно воспринимают как противника Торы, заявляет: «Итак, закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» (Рим 7:12). Он продолжает соблюдать праздники (см.: 1 Кор 16:8), совершает обеты (см.: Деян 18:18), идет в Храм для очищения по завершении обряда назарейства (см.: Деян 21:26). Ведь для уверовавших в Мессию евреев соблюдение закона не вызывает вопросов.
Однако с приходом к вере язычников, начиная с обращения сотника Корнилия (см.: Деян 10), остро встает вопрос: должны ли они соблюдать Тору и становиться частью Израиля через обрезание? Важно понять, что эти вопросы возникают не из желания противления или превозношения, как трактуют некоторые толкователи, это реакция на изменившуюся ситуацию и попытка ее осмыслить.
Вспомним, что к моменту прихода Иешуа на землю еврейский народ веками сталкивался с проблемами, связанными с соблюдением Закона. Вот лишь один пример. После разрушения Храма Соломона евреи были уведены в вавилонский плен, где, конечно же, встал вопрос, как им в тех условиях исполнять заповеди, в частности связанные с Храмовым служением. На протяжении веков складывались принципы, которые регламентировали пути решения сложных проблем. Однако, и это важно учесть, концепции и подходы не были однозначными: в Талмуде мы находим множество различных точек зрения по одному и тому же вопросу. Также существует и правило, по которому решение сложных вопросов принимается коллегиально, что и произошло на Иерусалимском соборе. «…если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян 15:1)» — это один из взглядов на проблему спасения язычников. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет именно о спасении. Так, часть братьев утверждала, что обращенным из язычников необходимо пройти процедуру гиюра. Повествование, описывающее собор, не дает нам деталей дискуссии, однако его решение очевидно и задокументировано: обращенным из язычников не нужно становиться евреями для спасения, «а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян 15:20). Некоторые исследователи проводят здесь параллель с заповедями, данными Богом Ною, так как все живущие на земле являются его потомками. Но этот тезис спорен.
Некоторые исследователи Библии склонны видеть в той дискуссии почву для раскола и даже гонений в адрес зарождающегося христианства со стороны иудаизма, не принявшего Мессию. Но это абсолютно не так. В те времена верующие в Иешуа за редким исключением еще долго посещали синагоги и участвовали в литургии. Интересную ремарку сделал председательствовавший на соборе Иаков, он сказал: «…закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян 15:21). Это указывает на то, что обращенные из язычников продолжают слушать Тору и учиться ей в рамках верующего сообщества. Так продолжалось до восстания Бар-Кохбы, которого, увидев в нем Мессию, поддержал рабби Акива*. Этот факт имел весьма негативные последствия. Во-первых, верующие в Иешуа как в Мессию, разумеется, с этим не согласились, и произошло их окончательное отделение от иудаизма. Во-вторых, поддержка Акивы придала Бар-Кохбе религиозную легитимность и, по сути, спровоцировала евреев на восстание против Рима. Как известно, все это закончилось большой кровью.
Но вернемся к проблемам первой общины. Для проповеди евреям ключевым было доказательство того, что Иешуа является Мессией — еще Моисей предупреждал Израиль, что будет, если Израиль не подчинится Мессии. Существенная проблема состояла в том, что в Танахе нет прямых указаний на смерть и воскресение Мессии. В то же время именно это является основным доказательством притязания Иисуса на мессианство. Поэтому для проповеди евреям был необходим анализ текстов Писания, говорящих о смерти и воскресении грядущего Царя.
Язычникам же само понятие «мессия» не было знакомо. И приводить им доказательства из Писаний, о которых они даже не слышали, было бесполезно. Показательной в этом смысле является проповедь апостола Павла в Ареопаге, где он на понятном язычникам языке говорит о Творце, совести, суде. Именно в этом смысл слов Павла — «для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона» (1 Кор 9:21). «Для чуждых как чуждый, не будучи чужд, чтобы приобрести» — это миссионерский принцип адаптации Благой Вести для проповеди без компромисса по сути. Иерусалимская община под лидерством Иакова оставалась оплотом еврейской идентичности в Мессии. Она служила духовным центром, подтверждая учение, принимая решения — как это было на упомянутом выше Иерусалимском соборе. Она поддержала миссию Павла, который свидетельствует: «…узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Гал 2:9).
В диаспоре же развивались смешанные общины из евреев и неевреев. В Послании к Римлянам Павел описывает единство Божьего народа через образ маслины Израиля, на которую привиты язычники: «некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины… не ты корень держишь, но корень тебя» (Рим 11:17–18). Это ключевое мессианское откровение: народы не заменяют Израиль, но входят в его обетования через Мессию. Все это стало отражением гармонии Божественного Замысла, о котором говорили еще пророки, предсказывая, что народы придут поклониться Богу Израиля: «гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис 2:2–3); или «будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог (Зах 8:23). Миссия апостолов — начало исполнения этих пророчеств. Через Иешуа народы земли становятся причастными Завету, но не уничтожая идентичность Израиля, а признавая ее. Апогеем же этого единения станет возвращение Мессии Иешуа на землю и установление Его Царства на земле.
* Рабби Акива (ок. 50–135 гг. н. э.) считался одним из величайших еврейских мудрецов эпохи танаев и сыграл важную роль в развитии устной Торы. Он активно участвовал в духовной и общественной жизни еврейского народа в период римского владычества над Иудеей.
Фото: gettyimages.ru