Рассказ о том, что призвание и поручение человеку передать Божью Весть потомкам, надо бы начать с того момента, когда Бог задумал сотворение мира. Но первую весть от Бога записал человек, который появляется во второй книге Библии, в книге Исход. Звали его Моисей.
Он стал вождем евреев. Это были рабы в Египте, они месили глину и делали кирпичи, строили города для фараона, это была их повинность. А чтобы выжить, держали скот и возделывали землю, поливая ее водой из Нила при помощи нехитрых поливных устройств. И страдали от несправедливости.
О Моисее мы читаем: «Не было… в Израиле такого пророка, как Моисей, которого ГОСПОДЬ знал лицом к лицу. И не было равных ему по знамениям и чудесам, которые ГОСПОДЬ послал Моисея совершить в Египте, обратив их все против фараона, слуг его и всей его страны, а также по могуществу и поразительным деяниям, явленным Моисеем на глазах у всего Израиля» (Втор 34:10–12, Библия. Пер. под ред. Кулаковых).
Но таким он стал не сразу. Вся жизнь Моисея — пример постоянного роста и изменения. Первые сорок лет своей жизни он провел во дворце фараона, получив лучшее на то время образование, но, как говорит боговдохновенный автор, «став взрослым, он отказался называться сыном фараоновой дочери» (Евр 11:24). Правда, сначала он пытался спасти свой народ, пребывающий в рабстве, своими силами, своей властью, но у него ничего не вышло: он еще не был готов к тому, чтобы стать вождем народа. Он много знал, но ему нужно было еще научиться терпению и обрести Божью мудрость.
И вот Моисей сорок лет пасет овец у своего тестя, священника Мадиамского, в пустыне и учится тому, чему не учат во дворцах. Затем у горы Хорив ему является Ангел Господень в неопалимой купине и поручает вывести народ из рабства. Обладая уже необходимой кротостью и смирением, Моисей не сразу соглашается на эту миссию. Господь убеждает его и призывает на служение.
Об этом ключевом моменте мы расскажем подробнее. Моисей видит огонь — горит куст, но не сгорает. Ему интересно, он идет посмотреть на это явление и слышит голос. Господь открылся Моисею как «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх 3:6). Господь обещал патриархам, что их потомки унаследуют Ханаан. Моисей знал об этом обетовании. Таким образом, еще даже не начав говорить об этом, Бог уже дал Моисею понять, что произойдет и какую важную роль ему предстоит сыграть.
«Ангел Господень» явился Моисею в пламени огня «из среды тернового куста» (Исх 3:2). Сам Господь Иисус говорил с Моисеем «из среды куста» (Исх 3:4).
Титул «Ангел Господень» используется для описания Иисуса Христа до Его воплощения. Само слово «ангел» означает «посланник» (евр. малах). В зависимости от контекста малах означает либо человека, либо Божественное существо (см.: Мал 3:1). В Библии есть много случаев, когда «Ангел Господень» относится к Божественной личности (напр., см.: Быт 22:11, 15–18; 31:11; Суд 2:1, 4; 6:11–22; Зах 3:1). Ангел Господень говорит не только от имени Господа, но Он — Сам Господь. Иисус — это посланник Божий, посланный, чтобы передать нам Слово Отца.
Бог сказал Моисею, что Он отправляет его к фараону для выполнения определенной задачи: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх 3:10). И снова Бог называет сынов Израиля Своим народом.
Бог открывается Моисею как «эхье ашер эхье», что буквально означает «Я буду, Кто будет»* или «Я есть Тот, кто Я есть». В Исх 3:12 Бог использует то же глагол эхье, что и в стихе 14, когда он говорит Моисею: «Я буду» (с тобой). Это означает, что Бог вечен. Он — трансцендентный Бог (надмирный) и в то же время имманентный (находящийся рядом с нами), ведь Он пребывает с «сокрушенными и смиренными духом» (Ис 57:15).
Собственное имя Бога «Яхве» (обычно переводимое как «Господь») было известно Божьему народу с самого начала, даже если они и не знали его более глубокого значения. Моисей также знал имя Яхве, но, как и другие, он не знал его настоящего значения. Его вопрос «Как Твое имя?» — это вопрос о более глубоком его значении.
В Исх 6:3 содержится важный намек. Бог заявил: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем „Бог Всемогущий“, а с именем Моим „Господь“ [Яхве, יהוה, йод, хей, вав, хей, тетраграмматон] не открылся им» (Исх 6:3). Это не означает, что Адам, Ной, Авраам и другие патриархи не знали имени Яхве (см.: Быт 2:4, 9; 4:1, 26; 7:5; 15:6–8 и т. д.). Напротив, это означает, что они не знали его истинного значения.
Имя Яхве указывает на тот факт, что Он — личный Бог, Бог Своего народа, Бог завета. Он — близкий нам Бог, который вмешивается в человеческие дела. Всемогущий Бог (Быт 17:1) — это Бог, который Своей силой чудесным образом вмешался в жизнь народа. Но Яхве — это и Бог, который являет Свою нравственную силу, выказывая любовь и заботу. Он тот же Бог, что и Элохим («могучий, сильный, трансцендентный Бог», «Бог всех людей», «Правитель Вселенной», «Творец всего»), но самим именем Яхве раскрываются другие стороны Его отношения к человечеству.
Знание имени или призвание Божьего имени — это не что-то магическое. Речь идет о провозглашении Его имени, что означает научить других истине о Боге и спасении, которое Он предлагает всем, кто приходит к Нему с верой. Как говорит Иоиль: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил 2:32).
Когда Моисей слышит эти два повеления («иди» и «выведи из Египта народ Мой»), он поначалу не желает подчиняться им. Моисей использует четыре отговорки, чтобы снять с себя огромное бремя этого поручения. Прежде всего, он скромен и осознает свою несостоятельность и задается вопросом: «Кто я?». Это осознание нашей ограниченности и неспособности выполнять все, что требует от нас Бог, является важным шагом на пути к смирению. Ведь сила следовать за Ним находится не внутри нас, а вне нас. Она заключается в том, что Бог наделяет нас всем необходимым, когда мы с верой следуем за Ним. Однако Моисей идет дальше этого признания и находит способ, чтобы избавиться от Божественного поручения.
Бог в ответ заверяет Моисея, что Он будет с ним (та же фраза «Я буду» используется в стт. 12 и 14), и дает ему знамение, заявляя, что Моисей и израильтяне будут поклоняться Богу на этой самой горе, горе Синай, на которой они сейчас встречаются. Это обетование всеобъемлюще. Все необходимое включено, когда идет речь о присутствии Бога с Его народом. Мотив «Еммануил» («Бог с нами») является самым важным обетованием.
Моисей выдвигает вторую отговорку, спрашивая о значении Божьего имени Яхве: «Как Тебе имя?» На этот раз он прячется за невежество Божьего народа, справедливо утверждая, что они не знают Бога лично; таким образом, как они смогут узнать, что Моисей и есть поставленный Богом руководитель?
Господь терпеливо объясняет, что Он вечный, личный и настоящий Бог. Он — Бог истории, который вел праотцев Израиля. Он — Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог, который общался с ними и в Своей любви и милосердии заботился о них. Он — Бог, который дал им Свое обетование, что приведет их в «землю, где течет молоко и мед» (Исх 3:17), в землю с обильными Божьими благословениями. Он — Господь, Бог иудеев. Бог дал им обетование, что, покидая Египет, они уйдут не с пустыми руками, а с множеством драгоценных даров, которые оплатили их труд за то время, когда они были в порабощении.
Моисей выдвигает третью отговорку, обращая внимание на возможные сомнения израильтян: «А если они не поверят мне и не послушают? Что тогда?» В ответ Бог говорит ему, что Он наделит его силой совершить три чуда, которые будут видимыми знамениями и доказательствами того, что Бог послал его и избавит Свой народ из Египта: 1) Моисей сможет превратить свой жезл в змея и обратно в жезл; 2) он положит свою руку за пазуху, вынет ее с проказой, а затем она снова станет чистой; 3) он возьмет воду из реки, выльет на сушу, и вода станет кровью.
Четвертая отговорка, которую выдвигает Моисей против своего возвращения в Египет, проста: «Я плохой оратор. Я никогда не отличался красноречием». Моисей умоляет Господа, говоря, что он не способен спорить и не владеет в совершенстве египетским и еврейским языками.
Понятно, что он не говорил на египетском языке на протяжении 40 лет. В ответ Бог заверяет Моисея, что Он даст ему способность выражать свои мысли убедительно и членораздельно, потому что Он — Творец. Таким образом, Бог даст Моисею силу для совершения этой задачи: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх 4:12; это обетование напоминает нам похожую историю из Иер 1:5–8).
В Исх 4:13–17 описана последняя отговорка Моисея и отклик Бога на нее. Моисей, кажется, загнан в угол. Все его отговорки опроверг Сам Бог. Что делать Моисею? Он должен ясно определить свою позицию, ответив на призыв Бога либо да, либо нет. Удивительно, но Моисей отказывается следовать Божьим повелениям даже после того, как получил от Бога исключительные обетования. Моисей не желает идти: «Пошли другого, кого можешь послать» (Исх 4:13).
История закончится драматично, но с нужным для Бога итогом. Бог исполнил Свой замысел. Так что история о нашем призвании — это не наша история, это рассказ о Боге, Который в силах совершить то, что Он задумал. Мы можем быть послушны Ему, и тогда Его замысел осуществится наилучшим образом.
* Пер. Михаила Селезнева
Фото: gettyimages.ru