Искусство

Загадки иконографии апостола Павла

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 104/Загадки иконографии апостола Павла

Загадки иконографии апостола ПавлаГверчино (Джованни Франческо Барбьери). Св. Павел. 1700

Христианское искусство зародилось в эпоху гонений, когда новая вера стала распространяться по всей Римской империи. От этого времени нам остались яркие артефакты — росписи катакомб, рельефы саркофагов, различные предметы: светильники, статуэтки и прочее. И среди этих артефактов мы находим одно из ранних изображений апостолов Петра и Павла — это рисунок, процарапанный на плите, которая закрывала нишу с захоронением в римских катакомбах. На ней указаны имена апостолов. Изображения датируются IV веком. Конечно, они далеки от портретов, но все же мы видим, что Петр нарисован с густой шевелюрой и небольшой округлой бородой, а Павел — с залысинами и бородой клинышком. Именно так их и будут изображать в последующие века.

Не будет преувеличением сказать, что Петра и Павла изображали чаще, чем других апостолов. И это понятно: Петра Иисус поставил во главе апостольской общины и вручил ему ключи от Своего Царства (см.: Мф 16:19), поэтому его и рисуют обычно с ключами. А Павел, хоть и призванный позже остальных апостолов, стал проповедником христианства для многих народов Римской империи и тем самым способствовал распространению христианства по всему миру. Часто апостолов Петра и Павла изображают с книгой или со свитком в руках, поскольку они проповедовали Евангелие и были авторами посланий, вошедших в Новый Завет.

Однако в европейском искусстве также сложилась традиция изображать апостола Павла с мечом. У современного человека, наверное, это вызовет вопрос: разве Павел был воином? Нет, конечно. Из книги Деяний мы знаем, что Павел был фарисеем и воспитывался «при ногах Гамалиила». Он сам об этом говорит перед иудеями, обвинявшими его в осквернении Иерусалимского храма. Сначала Павел был гонителем христиан: еще юношей сторожил вещи тех, кто побивал камнями Стефана. А когда возмужал, стал и сам выслеживать верующих во Христа и приводить их на судилище. Однако нигде не сказано, что он нападал на них с мечом. А когда он обратился, то уж точно не брал оружия в руки, как истинный ученик Христов. Откуда же меч у Павла? Эту загадку раскрывает для нас он сам, сравнивая Слово Божие с мечом в Послании к Евреям: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12). С мечом также связана и мученическая смерть апостола Павла. За проповедь христианства римские власти приговорили его к казни, но по законам империи Павел, как римский гражданин, мог быть казнен только через усекновение головы мечом. И, согласно преданию, Павлу отрубили голову. Имея все это в виду, художники и стали изображать на своих картинах апостола Павла с мечом, и меч наряду с книгой стал восприниматься как основной его атрибут. Например, таким он предстает на картинах Эль Греко и других живописцев.

Загадки иконографии апостола ПавлаБартоломео Монтанья. Св. Павел. 1482

Еще одна загадка — кожаные книги. В Послании к Тимофею, отправленному из темницы, Павел пишет: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2 Тим 4:13). Павел просит фелонь, то есть плащ, и книги. Но почему книги — кожаные? В истории искусства мы находим немало изображений апостола Павла в темнице. Такой образ, например, представлен на картине Рембрандта «Павел в темнице» 1627 года. Павел сидит за решеткой, в раздумьях, рядом с ним изображены книги в толстых кожаных обложках. Такие книги были в быту в Голландии XVII века. Но какими эти книги были на самом деле? Возможно, ни Рембрандт, ни другие художники, изображавшие их, не знали, что Павел имел в виду пергаментные свитки. Пергамент — это тонко выделанная телячья кожа, на которой писали в древности, потому что бумага тогда еще не вошла в обиход. И, конечно, это были не книги в нашем понимании, а свитки. Книги в привычном нам виде появились не ранее VI века. Их называли кодексы — это листы, согнутые пополам, сшитые в тетрадочки и переплетенные вместе. Но в таком виде книг апостол Павел точно не знал. Хотя на многих полотнах он изображается не только держащим книгу, но и пишущим в ней, как это можно видеть на картине из Словацкой национальной галереи.

Загадки иконографии апостола ПавлаЖан Ресту-младший. Анания возвращает зрение святому Павлу. 1719

В биографии Павла немало ярких эпизодов, которые на протяжении веков становились сюжетами для картин художников. Один из них — рассказ из Деяний апостолов о пребывании Павла в Эфесе. Благодаря проповеди Павла в том городе обратились множество людей, «а из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян 19:19). На картине французского художника XVII века Эсташа Лесюэра «Проповедь святого Павла в Эфесе» (1649) мы видим проповедующего Павла, а перед ним сваленные в кучу книги, которые вот-вот займутся огнем, и со всех сторон люди подносят книги, чтобы бросить их в костер.

Следующая загадка Павла связана с его падением с лошади. «Но позвольте! — возразит мне любой знающий Биб­лию, — в Священном Писании нигде не говорится о том, что апостол Павел падал с лошади!» Это правда. В книге Деяний сказано, что на пути в Дамаск Савл (как тогда звали Павла) упал на землю, как громом пораженный. Что же с ним произошло? Давайте вспомним:

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Гос­пода, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск» (Деян 9:1–8).

Загадки иконографии апостола ПавлаРаннехристианское искусство. Павел в тунике философа. IV век

Потрясающий по своей силе эпизод обращения гонителя Савла, который после этого становится апостолом Павлом. Он сменил не только имя, но весь образ жизни и до конца своих дней ревностно служил Господу. Несомненно, этот сюжет вдохновлял художников разных времен. И что самое интересное: многие из них изображают Павла упавшим с лошади в момент обращения. Если представить себе обстановку того времени, то можно предположить, что Павел шел в Дамаск пешком, вряд ли он передвигался на лошади. Однако для европейского сознания привычнее было бы представить такого статусного человека, как Савл, — образованного фарисея, ученика знаменитого раб­би Гамалиила, который еще имел и письма от самого первосвященника, путешествовавшего исключительно верхом. И потому европейские художники изображали, как Савл — в тот момент, когда на него с небес льется божественный свет — падает с лошади на землю. Особенно эффектно изобразил обращение Савла итальянский художник Караваджо. На его картине крупно показана лошадь, а у ее ног — упавший на землю Савл с поднятыми вверх руками. Караваджо был мастером светотени, многие его картины имеют эффект контрастного сочетания темноты и света, когда внезапная вспышка как бы выхватывает из тьмы фигуру главного героя. Вот и здесь мы видим, как яркий свет с неба озаряет Павла и лошадь, все остальное погружено во тьму. Такой контраст явно усиливает драматизм сцены.

Но некоторые шли гораздо дальше Караваджо. На картине французского художника XVII века Жана Ресту-младшего «Анания, возвращающий зрение святому Павлу» мы видим следующую сцену: Анания молится, возложив руки на коленопреклоненного Павла, над ними в сиянии света парит голубь — символ Святого Духа, а на переднем плане лежат доспехи и меч. Мы уже говорили, что Павел не был воином, не носил меча и тем более доспехов. Но эта деталь была нужна художнику, чтобы показать, что Павел, обратившись, сложил плотское оружие, чтобы взять оружие духовное. И отныне он будет вести «брань не против плоти и крови… но против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12), как сам Павел пишет в Послании Ефесянам. И далее там же он описывает всеоружие Божие: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:14–17).

Личность апостола Павла — одна из самых ярких в Новом Завете, и в мировом искусстве картины, связанные с ним, тоже очень яркие и выразительные. Художники, изображая сцены из жизни Павла, как бы пытаются читать Священное Писание между строк, иногда привнося свое понимание. Но все это только для того, чтобы эмоционально и живо показать апостола, который говорил о себе: «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп 3:8).

Фото: wikimedia.org, wikipedia.org

Работает на Cornerstone