Тема

Как использовать современную культуру для проповеди?

Константин Лысаков
Журнал/Архив/Номер 104/Как использовать современную культуру для проповеди?
Как использовать современную культуру для проповеди?

Хотим мы того или нет, но живем все мы в определенной культуре, которая, безусловно, оказывает свое влияние на людей — как верующих, так и далеких от христианства. Вот почему прежде, чем мы начнем говорить своим друзьям о том, во что мы верим, нам нужно показать им, как идеи, заимствованные из христианства, формируют любимые песни, сериалы или фильмы. Мы призваны как бы перевести язык веры на язык культуры. Первый и наиболее яркий библейский пример такого «перевода» мы встречаем в книге Деяний святых апостолов, когда Павел говорит язычникам о своей вере, иллюстрируя рассказ цитатами из греческих авторов (см.: Деян 17:22–31).

Апология христианства в ареопаге — речь подсудимого во время судебного процесса, который вполне может закончиться смертным приговором, — также полна цитат и аллюзий к широко известным в античном мире произведениям. Так, он упоминает «алтарь неведомому богу», апеллируя к верованиям афинян, называет известные архитектурные сооружения. Тут же он цитирует и древнюю поэзию, вспоминая строки из Эпименида Критского, жившего в VI–V вв. до Р. Х. В этой поэме Эпименид высмеивал критян, которые относились к божеству греческого пантеона так, будто бы он умер. Также Павел упоминает строки из поэмы звездам Арата Киликийца (IV–III вв. до Р. Х.), у Клеанфа (IV–III вв. до Р. Х.) также встречаются похожие строки. В любом случае используемые Павлом примеры — это совсем не то, что стали бы цитировать сами евреи. Даже сегодня эти произведения христиане могут счесть шокирующими. Зачем же Павел использует их? Потому что только на понятном языке культуры афиняне могли бы воспринять истину о Едином Боге неба и земли, сотворившем мир и дающем людям жизнь и дыхание, и стали бы искать Его.

Сегодня у нас есть огромное преимущество, потому что, в отличие от Павла, подавляющее большинство произведений искусства, с которыми мы сталкиваемся, — будь то книги, фильмы, сериалы, спектакли, изобразительное искусство или музыка — так или иначе были сформированы под влиянием христианства и его ценностей. Крест узнаваем. А уж разницу между любящим Отцом и карающим Зевсом объяснить мы сможем с легкостью. В этом смысле верующий человек может играть роль «переводчика», помогая своему нехристианскому окружению понять основные мотивы, которые легли в основу тех или иных любимых произведений искусства.

Иногда кажется, что, апеллируя к культуре, мы можем использовать исключительно произведения, созданные христианами, или произведения, которые так или иначе говорят о Боге, — так делает апостол Павел. Но мы можем использовать в том числе и те произведения искусства, которые демонстрируют, что отсутствие Бога во Вселенной ведет к потере смысла или ценности самой жизни.

Своеволие, выражающееся в активном противлении Богу или пассивном игнорировании Его, Библия называет грехом. Мы ищем смысл нашей жизни в любви и отношениях, семье и детях, работе и карьере, успехе и свершениях — и раз за разом разочаровываемся, так и не найдя вечного в сиюминутном.

Если задуматься, то мы увидим, что отношение афинян к божествам было не столь уж отличным от современной религиозности. К божественному люди относились (как зачастую и сегодня) сугубо утилитарно: боги так или иначе отвечали за их благополучие. Соответственно, молились им исключительно для того, чтобы что-то получить от них. В этом смысле «алтарь неведомому богу» был своего рода страховкой на тот случай, если вдруг какого-то бога афиняне забыли почтить. Многие люди сегодня не столько верующие, сколько суеверные.

Как использовать современную культуру для проповеди?

Павел подталкивает афинян к решению — принять или отвергнуть Бога. Все просто, и ни у кого из людей не получится сохранить вечный нейтралитет в этой драме. Апостол Павел также напоминает своей аудитории (и нам в том числе) не только о том, что своим решением мы можем изменить свою жизнь здесь и теперь, но и о том, что всех нас ждут смерть, суд, а потом либо Царство Небесное, либо страдание.

Каждый человек стоит на пороге такого выбора. Мы можем ждать конца жизни со страхом, а можем с уверенностью войти в мир, где есть Тот, кто, говоря словами Николая Гумилева, «положит посох, обернется и скажет просто “мы пришли”».

Иногда кажется, что наш век все дальше и дальше уходит от своих христианских корней и мы уже не сможем найти отражения библейских истин ни в литературе, ни в искусстве. Но это не так. Бог держит весь мир в Своих руках. Вот только несколько музыкальных примеров: о любви до смерти поет Jony в песне «Комета», диалоги об истинном отцовстве можно вести, обсуждая песни Басты, герой песни «Сказка» группы «Каста» мечется в поиске первоисточника любви; поколение постарше может погрузиться в поэзию Высоцкого и продолжить его рассуждения о загробном мире. Для провокаторов тоже найдется пища для ума: например, идеи заместительной жертвы встречаются и в художественном фильме «Дэдпул», и в корейском сериале «Игра в кальмара». Этот список можно продолжить.

Как использовать современную культуру для проповеди?

Нам стоит приучить себя анализировать предложенные широкой ауди­тории сюжеты, выстраивая отношения с людьми, узнавать, что они читают, смотрят, слушают, и использовать популярную культуру для проповеди Евангелия. Ровно это и делал апостол Павел. А мы можем учиться у него, вдохновляясь его знаниями, наблюдательностью и христоцентричностью.

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone