Интервью

Путь призвания и страдания со Христом

Сергей Михайлов
Журнал/Архив/Номер 104/Путь призвания и страдания со Христом
Путь призвания и страдания со Христом

Апостол Павел благовествовал язычникам 2000 лет тому назад, за что и был казнен в Риме. Невероятно, но на земле доныне есть страны и территории, где не знают о спасении во Христе. Сегодня в большинстве таких стран возвещать Благую Весть небезопасно, проповедников там преследуют и даже казнят. Но и при таких условиях христиане несут Евангелие живущим в этих странах людях. С одним из таких миссионеров встретился и побеседовал Сергей Михайлов. Имя служителя изменено, поскольку он и его соратники служат в регионах, где проповедь о Христе преследуется по закону.

— Расскажите о своем обращении к Богу и о том, как Он призвал вас к служению?

— Я пастор и миссионер. Родился в Таджикистане в 1972 году. Еще в молодости, на фоне хаоса перестройки, распада Советского Союза, провозглашения независимости, за которыми последовали пять тяжелых лет гражданской вой­ны в противостоянии радикальных исламских сил и правительства, я осознал всю хрупкость и краткость жизни. И потому я пошел в церковь, которая недавно открылась в городе, чтобы найти ответы на свои вопросы. Тогда же я сказал Богу: «Я хочу встретиться с Тобой». И Бог не заставил себя ждать.

В конце ноября 1994 года я находился на конференции в Алматы (Казахстан). В тот день, 24 ноября, я проснулся очень рано. Что-то побудило меня выйти на улицу, я закрыл глаза и помолился: «Я хочу ощутить Твое присутствие. Откройся мне». В этот же момент, услышав голос: «Я есть», я открыл глаза, но рядом никого не было. И снова я услышал тот же голос, назвавший меня по имени: «Я есть, Александр». «Если это Бог, то Он говорит со мной с неба», — решил я и посмотрел вверх. Над головой облака будто остановились и образовали громадный круг, спустя мгновение он превратился в образ человека с распростертыми руками, который был подобен Иисусу. Я не поверил своим глазам, однако образ оставался в небе! Объяснения были излишними — я знал, что это Бог говорит со мной, и сказал Ему: «Если это Ты, то всё, что у меня есть, я отдаю Тебе». Он ответил: «Я не нищий. Всё, что ты видишь вокруг, сотворено Мной». Тогда, подобно Савлу, встретившему Христа на пути в Дамаск, я спросил: «Что же Ты хочешь от меня?». Он сказал: «Следуй за Мной».

Путь призвания и страдания со Христом

— В этот момент вы приняли приглашение следовать за Христом?

— Да, я принял его. Я глубоко убежден, что Бог никого не принуждает следовать за Собой, Он всегда приглашает. Сказав: «Да, я пойду за Тобой», я испытал освобождение — будто вырвался из заточения. Мне хотелось летать, обнимать всех, любить. Моя жизнь наконец обрела смысл. И когда последние следы образа в небе исчезли, я услышал голос: «Помни, ты дал Мне обещание!».

Позже пастор, ведущий конференцию, начал наше собрание следующими словами: «Друзья, хочу начать нашу встречу со свидетельства. Сегодня ранним утром я увидел в небе образ Иисуса из облаков, и говорю вам — природа проповедует славу Божью…». Я был потрясен, это свидетельство стало подтверждением произошедшего со мной. Спустя годы в минуты отчаяния или опасности я часто вспоминал этот момент, вновь наполняясь силой и мужеством двигаться дальше.

— Каким был ваш путь служения? Как и куда вас вел Бог?

— За годы служения я осознал, что мы часто слишком сосредоточены на целях, стратегиях и достижениях. А Бог больше заинтересован в том, как именно ты проходишь свой путь, а не куда собираешься прийти или каких результатов достичь. Самые важные диалоги и открытия как раз происходят в пути. Оглядываясь назад, могу сказать, что для нас с женой так и было. Когда понимаешь, Кто идет рядом, становится не так важно, куда идти. Когда я пережил встречу с Богом, я еще не знал, что нас ждет, знал только, что должен следовать за Иису­сом. Вся наша жизнь посвящена миссии, и в этом году мы с женой отмечаем 30-летие нашего миссионерского служения.

Мы развивали служение в Таджикистане, открывали церкви в разных городах и поселках. В течение четырех лет были миссионерами в Афганистане, далее служили в Кыргызстане, а затем в Москве —участвовали в основании новой церкви. Сейчас мы координируем служение в Центральной Азии и помогаем расти молодым служителям. Недавно мы переехали в Корею, и это, мы верим, еще один этап нашей миссии. Мы открыты для Господа и готовы следовать за Ним, куда бы Он нас ни повел.

Путь призвания и страдания со Христом

— Павел часто говорил, что его слабость становится силой во Христе (см.: 2 Кор 12:9). Как Бог использовал вашу слабость в продвижении Евангелия?

— Один фрагмент моего служения полностью перевернул мое представление о миссии и о том, как делиться Благой Вестью с людьми.

Мы тогда служили миссионерами в Афганистане, были молоды и мечтали, чтобы эта страна приняла Христа. В первые же дни к нам подселили человека по имени Карим, влиятельного, уважаемого в своей среде религиозного лидера и знатока Корана. Было ясно, что он докладывает о нас местным властям, но мы решили, что именно ему предстоит стать первым, кто примет Христа, и приложили к этому все усилия. Мы приглашали его на собрания, обеды, ужины, проповедовали ему группой и по одиночке. А он в ответ лишь улыбался и молча уходил. Время шло, а результата не было. Однажды я остался с ним один на один и решил, что это мой звездный час: сейчас расскажу ему о Благой Вести, и он примет Христа. Я настроился, помолился и вдруг услышал:

— Александр, что ты делаешь?

Я ответил: 

— Иду проповедовать. Мы же для этого приехали сюда.

— А почему ты не спросил Меня, как Я хочу, чтобы он уверовал?

Этот вопрос поверг меня в ступор. Я почувствовал беспомощность и понял, что у Бога Свой замысел и Он заботится об этом человеке больше любого из нас.

— Как Ты хочешь, чтобы он спасся? — спросил я.

— Встань на колени перед ним!

Я не мог представить, как встану на колени перед этим суровым афганцем, прошедшим две войны.

— Почему я должен это делать? Я же ничего плохого ему не сделал, — упорствовал я, понимая, что должен выполнить то, что мне велит Бог.

— Карим, не беспокойся, просто прими это, — сказал я, вставая на колени перед афганцем. 

Он смотрел на меня с недоумением и молчал.

— Теперь попроси у него прощения, — сказал мне Бог.

Это был шок. Я возмущался:

— За что мне просить прощения? — но сам понимал, что Евангелие — это не просто провозглашение, это послание сердцу человека.

— Карим, я должен попросить у тебя прощения, — сказал я. 

Неожиданно ко мне пришло осознание, что Афганистан и его народ носят на теле и в сердце глубокие шрамы тех войн и насилия, которые принесли на эту землю «христианские» страны.

— Я прошу прощения за ту боль, которую ваш народ претерпел от людей, которых вы считали христианами. Я, как христианин, прошу у тебя прощения за все страдания, что мы вам принесли.

Карим молча встал и ушел, а я остался на коленях один в пустой комнате. У меня было много вопросов, я не был уверен, правильно ли я всё понял и сделал. Думаю, Павел тоже многого не понимал из того, что делал с ним и через него Бог.

Путь призвания и страдания со Христом

Спустя несколько месяцев я вернулся в этот город. И первым, кто бежал мне навстречу, был Карим. Его лицо сияло. Он отвел меня в сторону и сказал: «Александр, я стал христианином». Я не мог поверить, но братья подтвердили, что он стал горячим верующим. И, как уважаемый человек, Карим приводил многих людей в этом городе к вере в Иисуса. Позже я узнал, что Кариму часто угрожали, и вскоре его не стало. Я не знаю, как это случилось, но уверен, что он погиб за свою веру и любовь к Иисусу.

Эта история повлияла на всю мою дальнейшую жизнь и служение. Она показала мне, что моя роль была небольшой — просто услышать, пережить, передать, а остальное совершил Бог.

Я мечтаю однажды встретиться с Каримом в Небесах. Мы встанем на колени перед Тем, кто достоин всей славы. Думаю, это будет самый прекрасный момент в моей жизни.

— Вы много лет служили в сложном и часто агрессивном контексте. Какие уроки вы извлекли из своих испытаний?

— Иисус в притче о сеятеле сказал, что некоторые люди с радостью принимают Слово Божие, но во времена трудностей отпадают. Для меня стало важным открытием, что трудности и страдания приходят неслучайно, их наличие — важный показатель. Если есть Слово, которое Бог сеет, и начинается какое-то движение, то обязательно приходят трудности, чтобы не дать этому Слову прорасти. Этот урок стал для меня очень значимым. Поэтому я говорю людям, чтобы в такие моменты они хранили Слово. Ведь именно оно приносит нам победу, действует и не возвращается тщетным.

— Что бы вы сказали служителям, которые хотят начать служить или уже служат в сложных для миссии Христа странах?

— Когда вы принимаете Христа, то становитесь врагом миру: мир не примет, будет противиться нам и даже гнать нас. Это неотъемлемая составляющая христианской жизни.

Для меня агрессивная среда — это любая страна, а не только те места, где христианство слабо или где преобладают нехристианские воинственные религии.

К сожалению, я вижу, как сегодня многие пытаются сгладить Евангелие, делая его более «доступным» для мира, чтобы избежать конфликтов. Но Иисус сказал: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк 6:26). Пытаясь избежать агрессии и понижая планку Благой Вести, мы переходим тонкую грань, за которой Божье послание становится бессильным.

Путь призвания и страдания со Христом

Мы читаем в Евангелии: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или... земли, ради Меня и ради Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более…» (Мк 10:29–30). Иисус обещает, что мы получим во сто крат больше, но добавляет: «среди гонений». Это ключевой момент. Мы хотим умножения, но не всегда готовы принять гонения, которые его сопровождают.

Среди гонений начинается рост, происходят удивительные события. Для меня самый главный урок таков: где есть настоящее Евангелие — там всегда будут сложности и гонения. Умение видеть силу Божью и умножение в такие времена и в таких местах — это дар, который помогает мне занимать правильную внутреннюю позицию.

— Какие примеры из миссионерской жизни и служения апостола Павла помогали вам переносить тяжелые моменты или периоды в вашей жизни и служении?

— Я хочу, чтобы мое послание было услышано. Быть миссионером — это самое лучшее призвание, самая лучшая жизнь и судьба, которую Бог мог приготовить для Своего сына. Это не значит, что другие дары, таланты или служения менее ценны. Нет. Но миссионерство исходит из сердца Бога.

Когда ты настолько захвачен любовью Бога, что готов жить ради других, — обстоятельства становятся второстепенными. Когда я сосредотачиваюсь на обстоятельствах или окружении, я перестаю переживать Его любовь. Иисус сказал Симону Петру: «Любишь ли ты Меня? …паси овец Моих» (Ин 21:16). Если мы любим Его, мы сможем пасти Его овец, становимся способными служить другим.

Я хочу благословить всех тех, кто читает это. Пожалуйста, любите Иису­са всем сердцем и помните: миссионеры — это не те, кто провозглашает Благую Весть в каких-то странах, а кто любит людей. Если ты любишь Бога, ты не можешь не любить других людей, не можешь не служить им.

Я очень ценю и дорожу теми, кто встал на этот путь. Многие люди других поколений прошли его, и я тоже хочу пройти его до конца. Миру нужно среди шума суеты и зла услышать послание: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16) — и последовать за Ним.

Когда начинаешь любить, ты хочешь отдать себя без остатка — таков характер Бога, Его сущность. И надеюсь, что и наша история поможет кому-то принять Божье приглашение и свою судьбу — стать Его миссионером в этом мире.

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone