Портрет

Луи-Огюст Сабатье: опыт и догматика

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 104/Луи-Огюст Сабатье: опыт и догматика
Луи-Огюст Сабатье: опыт и догматика

Луи-Огюст Сабатье (1839– 1901) — французский реформатский богослов. Он родился на юге Франции, в департаменте Ардеш, коммуне Валлон-Пон-д’Арк, в семье мелких торговцев. Его родители находились под большим влиянием движения христианского возрождения Réveil (ривайвелизма) во Франции и Швейцарии. Среднее образование Луи-Огюст получил в школе Оливье де Ганжа (департамент Эро). Юноша захотел изучать богословие профессионально и поступил на протестантский богословский факультет Монтобана*. Сабатье не ограничил свое образование только реформатским богословием, он учился и в лютеранской семинарии в Тюбингене, а также в светских университетах — Гейдельбергском и Базельском.

Прекрасно образованный молодой человек в 1864 году стал профессором догматического богословия протестантского теологического факультета Страсбургского университета. Но в размеренную университетскую жизнь ворвалась Франко-прусская вой­на (1870–1871), и Страсбург как пограничный город оказался в эпицентре политических споров. Сабатье, что вполне естественно, симпатизировал французам, а после победы Пруссии он был уволен с работы и в 1872 году был вынужден покинуть Страсбург.

Франция, куда Сабатье вернулся, довольно сильно переменилась, с 1870 года там установилось республиканское правление. Оказавшись без преподавания, Сабатье решил, что необходимо создать новое образовательное пространство. Он вступил в переговоры с государством, которое относилось к религии весьма сдержанно. Сабатье убеждал французских чиновников, что богословие можно представить и как историю религиозной мысли, и как социологию религии, и в этом качестве вполне допустимо протестантскую теологию включить в систему французского высшего образования. Пять лет переговоров и усилий, и в 1877 году в Париже был создан протестантский теологический факультет, где Сабатье стал сначала профессором догматического богословия, а затем, с 1895 года, — и деканом. В 1886 году Сабатье назначили заместителем заведующего кафедрой религиоведения в Практической школе высших исследований — молодом и перспективном академическом институте; как преподаватель Сабатье читал там курс христианской литературы.

Богословские взгляды Сабатье вызывали критику, однако сам теолог стремился к миру, а не к конфликтам. Так, в 1872 году, когда национальный синод подтвердил разрыв между консервативными и более либеральными протестантами, Сабатье стремился примирить обе стороны.

Как богослов Сабатье стремился сочетать теологический подход и историческую науку. Одно из своих произведений он посвятил апостолу Павлу («Апостол Павел. Очерк истории его мысли», 1870 год). Сабатье был не только ученым-теоретиком, но и активным популяризатором богословия — он охотно сотрудничал со многими газетами и журналами. Известный реформатский проповедник Эжен Берсье пригласил его преподавать в воскресной школе своего прихода, и именитый теолог согласился. Умер Сабатье в Страсбурге.

Сабатье вслед за немецким богословом и философом Фридрихом Шлейермахером ставил во главу угла религиозный опыт и полагал, что с него начинается любая религиозная традиция, в том числе и христианская: Христос по Своей человеческой природе переживал единство с Отцом; апостолы пережили сердцем то, что Иисус Христос — Мессия, Спаситель мира, Сын Божий; апостол Павел не был со Христом непосредственно знаком, но пережил встречу с Ним на пути в Дамаск и понял то же самое. Именно этим опытом апостолы, включая Павла, и делились с людьми. Однако опыт и непосредственные переживания не отменяют догматики, формализованного учения. Это неизбежно, когда до людей, не видевших Основателя, необходимо донести, Кто Он такой и что сделал.

Луи-Огюст Сабатье: опыт и догматикаВозникновение Страсбургского университета восходит к протестантской гимназии, основанной в 1538 году Иоганном Штурмом

Сабатье полагал, что всем религиям, и христианству в том числе, свойственно отходить от своих истоков. Догматика часто вместо естественной защиты истины от искажений убивает подлинный дух, подменяет подлинный опыт начетничеством, поэтому необходимо всегда возвращаться к началу. Эта идея видна и в концепции истории религий у Сабатье. Реформатский теолог, как это свойственно многим христианским мыслителям, видел всю историю религии как эволюцию религиозного чувства и его выражения — от примитивных религиозных форм до подлинного христианства: первый этап — мифологический (это древнее язычество), второй — догматический (католичество и ранний протестантизм, который Сабатье считал «ортодоксальным»), третий — современное ему христианство, стремящееся к возрождению личной духовной жизни и возвращению к «религии духа». Ученый на этот процесс смотрит как на смену разных историко-культурных форм, богослов — как на поиск человеком Бога, откровение Бога человеку через Иисуса Христа и раскрытие этого откровения во внутренней жизни христианина.

В отличие от многих протестантских мыслителей XIX века, стремившихся фактически отменить догматику под влиянием научных исследований Биб­лии, Сабатье считал, что истина христианства (интерпретируемая по-разному) находится вне научной критики: рациональное познание не в состоянии подтвердить или опровергнуть ни миссию Христа, ни тайну Его происхождения, ни Его воскресение. Но это и не нужно — вере и любви не нужны доказательства. Догматика же нужна, так как, с одной стороны, ей надлежит сохранять истину, переданную от Христа и апостолов, с другой стороны, она не должна превращаться в поклонение формулам и словам. В понимание догматики может вкрадываться что-то временное, связанное с жизнью Церкви в конкретный момент времени, например средневековый, поэтому догматику необходимо всегда возвращать к ее «вечным» основам, помня, что ее формулы лишь выражение опыта соприкосновения с Живым Богом. Идеальное же мерило для оценки исконного и внешнего — это Библия, которая совмещает в себе как живой непосредственный опыт (поэтому в Библии христианин встречает живого Христа), выраженный в символах — ярких образах, так и формулы, ставшие основой отрефлексированного учения Церкви. Апостол Павел, по мнению Сабатье, являлся одновременно и мистиком, и догматиком.

Луи-Огюст Сабатье: опыт и догматикаВ 1877 году в Париже был создан протестантский теологический факультет

Зачем нужны библеистика и религиоведение? Затем, считает Сабатье, что они показывают, как меняется язык религиозной традиции. Богословы, используя наработки ученых, могут понять, что было в христианстве всегда (а это, по мнению Сабатье, например, образы Царства Небесного, рождения свыше, нисхождения Святого Духа) и остается содержанием христианства, а что привнесено в него разными историческими эпохами. Также ученые помогают «расшифровать» библейский язык I века, так как современному человеку в нем непонятно очень многое — ведь и образ жизни, и строй мышления серьезно изменились.

Луи-Огюст Сабатье, «величайший французский теолог со времен Кальвина», как его называли, оказал большое влияние на современное ему богословие: взгляд на догматику как на способ выражения непосредственного опыта общения с Богом стал популярен и в протестантских, и в католических кругах. Размышления Сабатье о возвращении к живому переживанию Бога и взгляд на апостола Павла как на носителя этого опыта могут быть интересны и для нас сейчас.

*Департамент Тарн и Гаронна, юг Франции.

Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone