Человек не способен в одиночку обрести свое призвание. Возможно, читая эти слова, кто-то уже чувствует внутреннее сопротивление. Но я осмелюсь повторить: никто из нас не способен утвердить свою жизнь в Боге и исполнить Его замысел без глубоких взаимоотношений с окружающими людьми.
Сейчас мне 30 лет, и в разные периоды моими наставниками были очень непохожие друг на друга люди: разные по своему темпераменту, дарам, опыту, со своими сильными и слабыми сторонами. И лишь благодаря этим людям я сам сейчас могу служить другим — как пастор церкви и друг, передавая им все то, чему сам был научен. Я вижу, что это Божий вклад в мою жизнь. Почти все, что я могу назвать благом, пришло в мою жизнь благодаря Господу и людям, которых Он посылал мне в качестве наставников. А моя часть заключалась в том, чтобы искать наставления и быть открытым Ему. Признаюсь, однако, что были моменты, когда наставничество выглядело настоящим испытанием.
Один из серьезных вызовов современного мира — парадоксальное одиночество. Мы окружены огромным количеством людей в городах, так или иначе взаимодействуем с ними, средства связи позволяют нам беседовать даже с теми, кто живет на другом конце мира, и при всем этом все равно многие чувствуют себя одинокими и потерянными.
Люди нужны друг другу — это Божий замысел! В Новом Завете мы читаем, как Дух Святой действует на человека через окружение: семью, друзей, коллег. То есть неотъемлемая часть христианской жизни состоит в передаче другим веры и жизненных смыслов через глубокие человеческие взаимоотношения. И здесь я хотел бы обратиться к примеру наставничества, о котором мы узнаем из книги Деяний святых апостолов и писем апостола Павла церквам.
У Павла было много учеников, но самым близким, незаменимым членом его команды считается именно Тимофей, молодой человек, избранный впоследствии первым епископом города Эфеса. Однако, чтобы он мог стать во главе общины города, Павлу надлежало его наставить: передать ему евангельскую веру и научить его жить в соответствии с ней.
Матерью Тимофея была еврейка по имени Евника, а бабушку звали Лоида — именно они воспитывали Тимофея в любви к Священному Писанию (см.: 2 Тим 3:15, 1:5). Вероятно, все они стали христианами во время первого миссионерского путешествия Павла. Про отца Тимофея известно мало — лишь то, что он был язычником. И если предположить, что семья Тимофея была неполной, то для него дружба с Павлом оказалась особенно важна. Ведь Павел стал ему не только наставником, но и духовным отцом — Господь силен восполнить любую нашу нужду, любой недостаток! Павел относился к Тимофею не просто как к «студенту», он называет его своим возлюбленным сыном (см.: 2 Тим 1:2).
Мы видим, что до конца жизни Павел писал Тимофею, уделяя особое внимание состоянию его сердца. Конечно, не все наставнические отношения могут быть настолько близкими, но отношения Павла и Тимофея выдержали проверку временем. В Писании мы находим подтверждение важности духовного родительства (см.: 1 Кор 4:15), оно подразумевает любящие и созидающие отношения, а не только обучение и контроль. Думается, что и в наше время здоровое наставничество должно включать в себя элементы духовного отцовства.
Тимофей сопровождает Павла в его путешествиях, помогает в служении, по его поручению посещает разные христианские общины, иногда эти поездки сопряжены с определенным риском. Например, он навещал христиан в Фессалониках (см.: 1 Фес 3:1–6), принося им вести о преследовании Павла. Несмотря на молодость Тимофея, Павел доверял ему важные миссии, а Тимофей стремился заслужить это доверие. В отношениях наставник—ученик доверие должно быть обоюдным.
Здравое наставничество невозможно без личного примера. В библейской модели наставничества решающую роль играет практика. И мы видим, как это проявляется в совместном служении Павла и Тимофея, в том, как они вместе проходили испытания, как помогали друг другу. В этом и реализуется передача веры на практике. Для Тимофея и многих других Павел был примером в жизни, в учении, в достижении целей, в стойкости во время страданий, в вере, великодушии, любви, терпении (см.: 2 Тим 3:10–11). Тимофей учился у Павла, наблюдая его жизнь день за днем. То же самое мы видим и в отношениях Моисея и Иисуса Навина.
Конечно, большинство из нас не может стать на один уровень с апостолом, но если мы взяли на себя какую-либо ответственность, то в нашей жизни должна присутствовать долгосрочная положительная духовная динамика. Кроме того, для здорового наставничества важно пребывание обоих — ученика и учителя — в изучении Писаний. Тимофей еще до знакомства с Павлом был наставлен в Писании (см.: 2 Тим 3:15), нет сомнений, что Павел, который обучался у самого Гамалиила, смог укрепить его в Слове.
Не забывать о людях, даже когда они уже усердно трудятся, — еще один важный принцип духовного лидерства! Отправляя Тимофея на миссию, Павел продолжает поддерживать и учить его, пишет ему послания, советует, как лучше поступать в различных ситуациях, разбираться в сложностях церковной жизни, напоминает о Боге, призвании и вдохновляет на дальнейшее служение. В свою очередь Тимофей следовал туда, куда духовный отец направлял его, и был примером послушания и верности. Задача наставника — с любовью, без эгоцентризма помогать ученику идти по пути веры и Божьего призвания, а ученичество подразумевает посвященность, инициативность и готовность к послушанию в рамках Слова, ответственность за свой духовный рост.
«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим 2:2), — это не просто наказ, а определенный системный принцип, который затрагивает не только отношения наставник —ученик, но и всю жизнь Церкви. Павел выступает в данной цепочке первым звеном (всего в этой цепи четыре звена), и он просит своего ученика Тимофея, чтобы тот нашел верных людей, которым, в свою очередь, мог бы передать свой опыт, научить их. А верные люди понесут Благую Весть следующим поколениям.
Отношения Павла и Тимофея, этих двух героев веры, повлияли на историю всего мира. Наставничество не утратило своего значения и в наше время, оно окажет влияние на следующие поколения людей, которые понесут знамя веры после нас.
Итак, подведем итоги. Наставник помогает своему ученику войти в Божье призвание. Наставничество не возникает само собой, но требует осознанных взаимоотношений. Оно связано с формированием характера, приобретением необходимых навыков и знаний. Все это делает наставничество необходимым инструментом Церкви в подготовке христианских лидеров и передаче веры следующему поколению.
Поместным церквам необходимо помогать действующим наставникам. В связи с этим осмелюсь дать несколько рекомендаций. Для этого необходимо:
Стоит также отметить, что отсутствие энтузиазма по отношению к наставничеству зачастую связано с прошлым негативным опытом людей. Иногда такому человеку прежде всего необходимо душепопечение и лишь затем наставничество. Но это другая, не менее важная тема.
Стоит также учитывать, что наставничество должно иметь скорее гибкую структуру, чем жесткую: опираясь на библейские принципы, нам необходимо учитывать уникальность каждого человека и подходить к нему в соответствии с его индивидуальными возможностями. И, конечно, надо помнить, что вся эта работа требует времени, любви и терпения!
Завершая размышления о взаимоотношениях Павла и Тимофея, хочется отметить, что ученик присутствовал при взятии своего наставника под стражу и последовал за ним в Рим, где Павел был заключен в тюрьму. Находясь в заключении, незадолго до своей казни, Павел просит Тимофея прийти к нему (см.: 2 Тим 4:9). Он уже понимал, что приближается конец его земной жизни, и эта просьба, обращенная к Тимофею, еще раз подтверждает, что они сохранили близкие отношения до конца. Пусть Господь поможет и нам ценить те отношения, которые у нас есть, и быть верными им на протяжении всей жизни.
Задайте себе вопрос: какое место наставничество занимает в жизни нашей поместной церкви и, конечно, в нашей личной жизни? Ведь мы знаем, что сильнее всего работает хороший пример.
Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org