У апостола Павла есть замечательное послание — Послание к христианам в Галатию. Оно довольно полемично. В чем суть этой полемики? К чему призывает Павел?
Письмо обращено к «церквам Галатийским» (1:2). Галаты (родственно со словами «кельты, галлы») изначально происходили из Галлии (территория современной Франции) и затем в результате кочевания по югу Европы в III веке до Р. Х. они поселились в Малой Азии. Когда Благая Весть об Иисусе Христе распространилась по всему Средиземноморью, в Галатии, как и в ряде других мест, возник вопрос о соблюдении христианами обрядовых и бытовых предписаний Закона Моисея. Это послужило поводом к написанию особого послания апостола христианским общинам в Галатии. Как видно из послания, туда пришли христиане, обращенные из иудеев. Они стали проповедовать необходимость соблюдения всех обрядов и церемоний, практикуемых в иудаизме, без чего, как они утверждали, никто не может быть спасен.
Здесь нам важно вспомнить, на каких «столпах» стоял иудаизм во времена, когда писалось послание Павла. «Столпов» иудаизма я назову три: соблюдение субботы; обре´зание; законы, связанные с чистотой пищи (кашрут), ритуальной чистотой.
Собственно, эти три «столпа» всегда вызывали вопросы у тех, кто жил рядом с иудеями. У граждан Римской империи, которые действовали по велению кесаря, субботы быть не могло. Обре´зание воспринималось у них как мини-кастрация и вызывало отвращение. Что же касается пищи, то это было предметом насмешек римлян и других народов над евреями. В Риме ходила даже поговорка, как пишет об этом Лион Фейхтвангер в романе об Иосифе Флавии: «У вас любая свинья может быть спокойнее за свою жизнь, нежели порядочный нееврей».
Суббота
Нам важно уточнить, что суббота здесь имеется в виду не только еженедельная, но и праздничная, в этот день не работали, вне зависимости от того, на какой день недели пришелся праздник. Иудаизм очень трепетно относился к субботам, связанным с годовым праздничным циклом. И когда в посланиях Павла мы находим что-то о субботе, то речь идет в первую очередь о праздничных днях, соблюдаемых в иудаизме. Вот одно из таких показательных мест: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол 2:16).
Если быть точнее, то здесь говорится даже не о субботе, а о субботах, а далее в стихе 17, что они (так же как храмовые праздники или празднования начала нового месяца) — тень будущего, а это будущее во Христе обрело свое настоящее, уже исполнилось.
С приходом Христа временные установления, связанные с храмовым служением, потеряли всякий смысл, теперь их соблюдать было не обязательно.
Но еженедельная суббота не имеет отношения к временным храмовым установлениям, она была установлена в честь сотворения мира: Бог творил этот мир шесть дней и как памятник творения установил празднование субботнего дня. Павел не имеет в виду еженедельную субботу: она часть Десяти заповедей как неизменного Закона Божьего.
Обрезание
С обре´занием дело обстоит сложнее. Это признак правоверного иудея, знак принадлежности к Божьему народу. Мальчиков обрезали на восьмой день после рождения. Для взрослых эта процедура болезненна, и она нередко становилась препятствием для тех, кто пришел к вере в единого Бога.
В Послании к Галатам Павел рассказывает историю своего обращения и во второй главе говорит о встрече с «особо знаменитейшими», то есть с теми, кто имеет вес среди христиан, так вот, они «Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться» (2:3). И этого достаточно.
У некоторых возникает вопрос в связи с обрезанием, что это относится, мол, только к мужчинам. А что должны были делать женщины? Женщины совершали ритуальное омовение в микве (водной емкости)*. И по сию пору в Израиле при заключении брака требуется две справки из раввината: мужчина приносит справку о том, что он обрезан, а женщина — справку о том, что она совершила ритуальное омовение по всем правилам, под руководством опытной наставницы.
Кстати, именно омовение в микве стало в христианстве обрядом вхождения в общину, оно называется крещением.
О пище, то есть кашруте
Иерусалимский собор постановил, что нельзя есть мясо животных, убитых некошерным способом (задушенных), а также употреблять в пищу кровь. Иерусалимский собор не мог разрешить есть нечистых животных (свиней, верблюдов, зайцев. См.: Лев 11), то есть об этом просто не могло быть и речи. Оставался вопрос о мясе животных, забитых в языческих святилищах (это мясо посвящалось Зевсу или другим богам греческого и римского пантеона). Есть или не есть такое мясо — здесь выбор был за человеком. Павел разъяснит этот вопрос в другом послании, указав, что лично предпочтет не есть такого мяса, чтобы не смущать никого своей свободой во Христе.
В своем послании Павел сразу приступает к делу. Он говорит, что существует единственное и неизменное Евангелие, к которому ничего добавить нельзя. Образно говоря, это Божественная ткань спасения, в которой нет ни одной человеческой нити.
Что сделал Иисус? Он «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал 1:4). Ключевое слово тут «избавить», то есть освободить от власти злого века. Освобождение — суть Благой Вести Христовой. Люди становятся угодными Богу не потому, что пытаются достичь праведности своими собственными усилиями и точным исполнением обрядов, предписанных Законом, а лишь благодаря их вере в Иисуса Христа.
Гал 5:1 суммирует весть Послания: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Эта мысль уточняется чуть ниже: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (стих 13).
В иудаизме есть 613 заповедей, расписывающих подробно отношения человека и Бога. В исламе есть пять столпов веры. А что должен делать христианин, чтобы быть угодным Богу и заслужить спасение?
Павел говорит, что есть два способа. Один — через закон.
«А закон не по вере; но кто исполняет его (закон), тот жив будет им» (Гал 3:12). Говоря иначе: исполняя требования закона (то есть письменной и устной Торы, предания иудаизма), можно стать угодным Богу, то есть получить от Него оправдание. Но этот способ не приводит к желаемому результату.
Второй способ — это вера в Иисуса Христа.
«Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2:16).
Иисус умер за наши грехи. В это надо верить. Что мы можем к этому добавить?
Некоторые говорят: верь — это хорошо, но нужно еще обрезаться. Или: верь — это хорошо, но в иудаизме есть много нужных и полезных правил, которые обязательны к исполнению. Но Павел говорит: нет, все это не относится к спасительной Благой Вести.
«Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2:21).
Нужно только верить и жить во Христе. Всего два пункта.
Вера — это начало пути. Павел приводит в пример Авраама. «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Гал 3:6–7). Свобода предполагает свободный выбор. И когда у нас есть прощающий Бог и чуткое сердце, в котором Он живет, тогда этот выбор становится легким.
Нам легче жить, когда у нас есть свод неких правил, которые надо исполнить, но мы не исполняем все эти правила безупречно. Мы мучимся, когда не соответствуем идеалу. И в этом нет свободы, есть одно мучение. А Христос дает подлинную радость в Своей свободе.
Павел противопоставляет веру и закон, разделяя их хронологически. До Христа был закон, он был «детоводителем» (то есть воспитателем, слугой, который водил детей в школу), а после прихода Христа мы можем быть свободными, то есть обрести новое качество жизни.
Цель Закона — дать человеку знание о грехе, сообщить ему о том, чем ему грозит его греховное состояние. Закон диагностирует грех, но не лечит его. Это роль справедливого, но немилосердного судьи.
Пришло время веры. Статус христиан мы приобретаем через крещение.
«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:26–28).
Правоверный еврей молился утром так: «Благословен Бог, потому что Он не сотворил меня язычником; благословен, что не сотворил меня рабом; благословен, что не сотворил меня женщиной». Мы знаем о разделениях в различных сферах: тут идет речь о разделениях по религиозному признаку, по социальному статусу, по гендерному признаку. Во Христе эти важные для жизни в обществе вещи теряют свое значение. Христос спасает всех. После того как люди поверили в Христа, крестились в Него, оделись в Него, стали сынами и дочерями Бога, смешно и нелепо вспоминать об этих разделениях.
Те качества, которые возникают как плод Духа, мы не можем обрести собственным хотением. Всё изменяется, если мы видим, что все они воплощены во Христе. Поэтому, чтобы этот плод возрос, нужно соединить свою жизнь с жизнью Христа. Мы должны знать, любить, помнить Его и подражать Ему. Человек, богатый плодом Духа, исполняет закон во много крат совершенней, чем тот, кто соблюдает правила. Апостол Павел призывает нас к подлинной свободе во Святом Духе.
«Забег вы начали хорошо, а теперь вас остановили. Кто это был? Не Божье это дело. И так мало нужно закваски, чтобы всё тесто взошло. Тот, кто сбивает вас с толку, будет осужден Богом. Я проповедую крест, а не обре´зание, и за это меня преследуют. А те, кто подстрекают вас к обре´занию, пусть у себя отрежут не только крайнюю плоть» (Гал 5:7–12. Пересказ мой, ПЛ. — И. Л.).
«А у Духа растут другие плоды: любовь, радость, спокойствие, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, выдержка. Закону таких людей осуждать не за что» (Гал 5:22– 23, ПЛ).
*Ритуальное омовение в микве называется твилой (прим. ред.).
Фото: gettyimages.ru