Искусство

История одного портрета

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 102/История одного портрета

История одного портрета

В Новгородском музее-заповеднике хранится портрет лютеранского пастора Германа Дальтона. Он написан известным русским художником, признанным мастером портрета Валентином Серовым (1865–1911). В галерее портретов художника — знаменитые писатели и артисты, аристократы и купцы-меценаты, представители царской семьи и сам император Николай II.

Портрет пастора Дальтона довольно крупного размера — 149 на 100 см. На темном фоне изображен человек в черной мантии с белым пасторским воротником, в руках он держит Библию. Седовласый, с бакенбардами, обрамляющими серьезное сосредоточенное лицо. Проницательные глаза, спокойно и внимательно смотрящие на зрителя. Над головой пастора арка, позади него колонна — это явно элементы церковного здания. Художник изобразил пастора выходящим на проповедь, которую тот готов произнести с амвона церкви.

Кто же такой пастор Дальтон? Герман Фридрих Дальтон (1833–1913) известен как богослов, историк, мемуарист, проповедник и общественный деятель. Он родился в Германии в городе Оффенбах-на-Майне в земле Гессен. Образование получил в университетах Марбурга, Берлина и Гейдельберга. В 1858 году приехал в Россию и возглавил немецкую реформатскую общину Санкт-Петербурга.

До второй половины XIX века немецкая реформатская община совершала службы в здании Французской реформатской церкви. Но с ростом количества прихожан возникла необходимость построить свой храм, с чем главы общины и обратились к столичным властям. Ответ на прошение был дан положительный, и общине выделили участок земли на пересечении Большой Морской улицы, набережной реки Мойки и Почтамтского переулка. В 1865 году по проекту архитектора Гаральда (Юлия) Боссе (1812–1894) здесь была построена кирха в неороманском стиле. Строительством руководил архитектор Давид Гримм (1823–1898), который и завершил его 29 июня 1864 года. Здание с высокой колокольней величественно смотрелось на набережной реки Мойки. Стены кирхи были сделаны из красного кирпича, а отдельные элементы выкрашены белой краской. На первом этаже размещались школа и квартира пастора, а на втором — непосредственно храм с большими витражными окнами и органом.

В 1872 году в кирхе случился пожар, и ее пришлось восстанавливать. Архитектор Карл Рахау постарался сохранить прежний облик церкви, перестроив лишь колокольню и увеличив высоту потолков. А вот советская власть не пощадила красивого здания: в 1929 году, когда реформатскую общину ликвидировали, кирху перестроили в стиле конструктивизма, убрав колокольню, украсив фасады рельефами и навесив балконы. В бывшей кирхе разместился Дворец культуры работников связи. Сегодня трудно догадаться, что это здание было кирхой.

Но память об инициаторе строительства кирхи на Большой Морской пасторе Германе Дальтоне осталась. Осталась память и о его большой благотворительной и просветительской деятельности в Петербурге: пастор Дальтон учредил городскую миссию, заботившуюся о больных и бездомных протестантского вероисповедания. После начала русско-турецкой войны он основал евангелический полевой госпиталь и рабочий клуб «У пальмы».

Герман Дальтон был женат на Саре Брандт, дочери петербургского купца Вильгельма Брандта. Супруги были бездетными, но Дальтон много заботился о чужих детях. Он курировал гимназию для детей реформатского вероисповедания, летнюю школу. В 1881 году учредил детский приют в Парголово, причем детей в приют принимали независимо от конфессии или национальности. Приют существовал на добровольные пожертвования.

История одного портретаЗдание Немецкой реформатской церкви до революции. Архитекторы Геральд Боссе, Карл Рахау

Дальтона волновали различные социальные вопросы. Так, зимой 1882 года на заседании евангелической городской миссии зашел разговор о проституции. Дальтон углубился в изу­чение этого социального недуга и 23 марта 1883 года прочел на эту тему лекцию в зале училища св. Петра и Павла (Петришуле). Впоследствии эта лекция легла в основу брошюры, которая была издана в Санкт-Петербурге и Москве в 1884 году под названием «Социальный недуг. К вопросу о проституции и о приютах св. Магдалины».

Наряду с пасторскими трудами Дальтон занимался активной церковно-литературной деятельностью. По его инициативе был составлен и издан «Сборник статей по внутреннему миссионерству» (СПб, 1864). В 1865 году в Готе было издано сочинение Дальтона, посвященное истории реформатской общины в России, Geschichte der reform. Kirche in Russland. В 1876 году он опубликовал составленную им биографию пастора Иоганна фон Муральта, своего предшественника на немецком реформатском приходе.

Имя Дальтона было широко известно за пределами России и Германии. Круг его общения был весьма широк, он дружил с многими видными деятелями своего времени. Так, он переписывался с Константином Победоносцевым (1827–1907) по вопросам свободы совести. Дальтон, в частности, встал на защиту протестантов в Прибалтике, критиковал политику царских властей в отношении лютеранских и реформатских общин, где протестантов часто записывали православными. Если в Петербурге и Москве инославные пользовались «неприкосновенностью», то на окраинах Российской империи местные власти проводили политику прозелитизма. И об этом пастор Дальтон писал обер-прокурору Святейшего синода Победоносцеву.

После ухода с должности Герман Дальтон жил в Германии. Он отказался от предложенной ему должности профессора в Бонне или Марбурге. Ему предлагали также место придворного проповедника в Берлине после получения в 1883 году степени доктора теологии. Но Дальтон решил посвятить себя литературному труду.

В 1913 году в возрасте 80 лет он умер в Берлине, где и был погребен.

История одного портретаКлуб профсоюза работников связи, 1938. Архитекторы Павел Гринберг, Григорий Райц

Но в Петербурге пастора Дальтона не забыли, ведь более 30 лет он служил здесь пастором и представлял интересы реформатов в Генеральной консистории евангелическо-лютеранской церкви. Он был выдающимся проповедником и разносторонним писателем. Сохранились его научные работы, апологетические лекции, исследования проблем внутренней миссии и многочисленные проповеди. На Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге стоит памятное надгробие, и под именем Германа Дальтона — надпись: «Ин 12:27–28» — отсылка к Евангелию от Иоанна: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю».

Портрет Дальтона Валентин Серов написал в 1889 году, неза­долго до отъезда пастора в Германию. Этот человек много потрудился в России во имя Христа. В своем письме к Победоносцеву он писал: «Вы знаете, что Россия не моя родина, но я провел в ней более половины моей жизни и успел сродниться с нею. Во время моей распространенной деятельности для меня было истинной отрадой углубляться в изучение душевных особенностей того народа, среди которого мне, волею Всевышнего, суждено было жить и действовать; за особую милость почитаю я, что имел возможность вникнуть в особенности Греко-Российской Церкви и уразуметь ее место и значение в Царствии Божием»*.

*Открытое послание обер-прокурору Правительствующего Синода К. П. Победоносцеву от Германа Дальтона. Лейпциг, 1890. С. 4–5.

 

Фото: ru.m.wikipedia.org, commons.wikimedia.org, citywalls.ru

Работает на Cornerstone