Слова из псалма 22 давно уже стали описанием самого пронзительного из всех страхов человеческих — страха смерти. Сам псалом представляет Господа пастырем, заботливым пастухом, который водит Свое стадо на сочные луга, к месту водопоя, где тихо течет вода.
«Если Господь — мой пастух, не нуждаюсь ни в чем: луга зелены, вода чиста и тихо струится, воздух свеж и прохладен — отдыхаю душой, а куда идти, это Он решает: Его выбор верен, Его имени слава» (здесь и ниже переложение Пс 22 мое; далее ПЛ. — И. Л.).
Но, если путь пролегает через долину зловещей мглы, «долину смертной тени», тот, кого ведет Добрый пастырь, не убоится зла: «А если путь по долине пройдет, где не видно ни зги? Мне не страшно, ведь со мною Ты. В руках Твоих крепкий, надежный посох, и потому я спокоен» (ПЛ).
Нам нечего бояться в этом мире. Не нужно бояться врагов, которые увидят, как Бог благословляет нас в нашей жизни. Так об этом пишет Давид. Не нужно бояться пути, проходящего по долине смертной тени, ведь с нами Господь. Он обещал быть там, где двое или трое молятся во имя Его. Он пребывает вовек с преданными Ему учениками.
Страх смерти, небытия пугает человека. И, как все неизвестное, манит своей загадкой. Один из предельных вопросов философских изысканий: что там, за гранью человеческого бытия?
Древнегреческий философ Платон (V–IV века до Р. Х.) и его последователи всех столетий приветствовали смерть как друга. Ведь смерть, по их мнению, освобождала бессмертную душу от бренного тела. Смерть — не закат жизни, а просто переход в другое состояние. Кто покидает этот мир, тому открывается мир лучший.
Мы видим, что вера в бессмертную душу или неумирающий дух существует у всех народов и во всех религиях. Как само собой разумеющееся считается, что этому учит и Библия. Насколько же велико бывает удивление, когда выясняется, что Библия не воспринимает смерть как избавление, но, как и человек, видит в ней врага. В Новом Завете мы читаем: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор 15:26).
С беспощадным реализмом говорит Библия о быстротечности человеческой жизни. Вот, например, слова одного из псалмов: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: „Возвратитесь, сыны человеческие!“ Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Ты как наводнением уносишь их; они как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает... Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс 89:4–6, 9–12).
Смерть здесь не есть нечто безобидное или приятное. Человеческое «я» не часть Божественного космоса. Но пораженные грехом человек и земля отделены от Бога. И когда псалом говорит о том, что блекнет трава, то речь идет и о человеке тоже.
Фреска. Иисус, успокаивающий бурю. Церковь Сан-Фердинандо, Бари (Италия)«Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота ее как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис 40:6–8).
Эти слова являются полной противоположностью платонической и идеалистической философии. Именно по этому поводу высказался знаток Ветхого Завета Франц Розенцвейг: «Со смерти начинается всякое познание вселенной. Отбросить страх земного, отнять у смерти ее отравляющие стрелы, у ада — дыхание гибели, — в этом так самонадеянна философия... Она отрицает страхи земли. Она рвется вперед поверх гробов, раскрывающихся под ногами перед каждым шагом. Она позволяет телу распадаться в земле, а свободной душе — ускользнуть от этого. А то, что страх смерти ничего не знает о таком разделении тела и души, это их не интересует: они выкрикивают „Я, Я, Я“, их не занимает страх, зависимый от „тела“, — какое до этого дело философии. Не стоило бы занимать себя философией прошлых времен, если бы она не была причиной ложного понимания Библии и последствия этого не проявляли бы себя, по сей день действуя в христианстве» (Цит. по: Konrad Edel. Leben, sterben — und was dann? Berlin, 1978; пер. мой. — И. Л.).
Смерть — следствие греха. Она не была задумана при творении. Бог не сотворил человека для смерти. И, как мы читаем в Священном Писании, после сотворения Земля была совершенна. Не было ни болезней, ни старости, ни смерти. Все было иначе до тех пор, пока человек не решил стать на путь непослушания. С тех пор как зло получило доступ к нашему миру, все живое обречено на смерть. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме. — И. Л.) все согрешили» (Рим 5:12).
Смерть — это самое горькое последствие греха, враг жизни, подаренной Богом, но никак не дверь в новую жизнь. В противном случае она была бы наградой за грех.
В саду Эдема, в раю, у Адама и Евы были все возможности для полного раскрытия всех своих способностей. Одно им было запрещено — есть плоды с определенного дерева: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16, 17).
Дерево было испытанием их послушания. Человек должен был добровольно показать, что он признает авторитет Творца и хранит Его закон. Когда за проявленное непослушание человеку грозила смерть, это удерживало его одновременно от того, чтобы потерять и себя, и все, что ему было вверено. В Книге Бытие (2:15) мы читаем, что ему было поручено не только возделывать сад, но и «хранить» его. Из этого можно заключить, что Адам знал о сатане, восставшем ангеле.
Вскоре сатана совершил хитроумную вылазку против человека и одержал победу. Вот что сообщает Библия о первой лжи: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3:4, 5).
Человек послушался искусителя и пренебрег заповедью Божьей. Так он сам поставил себя на сторону сатанинского мятежа против святого и праведного Бога. Отбросив Божественный порядок, человек утвердил свой собственный авторитет и перестал подчиняться Богу, своему Творцу. Таким отныне стало внутреннее состояние каждого человека. И до сего дня корень греха всякого рода и проступков — это желание своего и возвышение собственного «я».
Андреа Мантенья. Моление о чаше (фрагмент). 1455Это надменное самовозвышение человека было сутью греха, ошибкой, изъяном, который неминуемо приводил к смерти. Бог предупредил об этом. И теперь люди должны умирать. Так смерть стала проклятием для всего творения, концом жизни, а не новым началом.
Парадоксально, но именно через Свою смерть Христос открыл для нас путь вечной жизни. Лишь благодаря тому, что Он пожертвовал Собой, была уничтожена причина смерти — наш изъян, наш грех. Они разделяли нас и Бога навсегда. Христос, будучи безгрешным, на кресте принял на Себя наказание за все наши грехи.
Кто поверит в Бога и искупление от греха, совершенное Христом на кресте, тому Бог дарует вечную жизнь. Любовь Божия нашла путь, чтобы погибающий человек избежал смертной участи. Вера в Добрую Весть, Евангелие, связана с искренним обращением к Богу. Когда человек признает, что он был бессмысленно строптив и своеволен, лишен любви, он больше не мятежник, он дитя такого Отца, чье величие не вмещают небеса. Смерть потеряла свое ядовитое жало для него, потому что он смирил свое «я» и даже смерть принимает из рук своего Творца. Он знает, что и смерть не сможет разлучить его с Искупителем.
Георг Гендель в своей оратории «Мессия» придал особое звучание словам Священного Писания: «Я знаю, Искупитель мой жив!» Эти слова, исполненные веры, принадлежат страдальцу Иову: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25, 26).
Основание нашей надежды на вечную жизнь — в Иисусе Христе, который сказал: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин 5:26).
Иисус не просто утверждал это, Он это доказал. Он исцелял многих больных: слепорожденный смог прозреть, парализованные начали ходить. Но в величайшей степени это проявилось тогда, когда Он воскрешал мертвых: недавно умершую двенадцатилетнюю девочку, юношу, которого несли хоронить, и человека, который четыре дня пребывал во гробе, Лазаря. Собственное Его воскресение из мертвых на третий день после того, как Его распяли, подтвердило триумф над властью смерти:
«Поглощена смерть победою.
Смерть! где твое жало?
ад! где твоя победа?» (1 Кор 15:54, 55).
«Христос воскрес!» — так звучит радостный возглас христиан всех веков. Только с Ним можно победить разочарование, страх перед смертью и саму смерть. Веришь ли ты этому?
Фото: gettyimages.ru, ru.m.wikipedia.org