Как душепопечителю, служащему в поместной церкви, мне нередко приходится сталкиваться с депрессивными состояниями у христиан. Они не всегда обозначают свое состояние этим словом. Нет радости, эмоциональное выгорание, сложное время, ничего не хочется, нет сил, все надоело, ничего не могу с этим сделать, все время плачу — все это об одном и том же, только сила эмоционального состояния может быть разной. И если это не тяжелая клиническая депрессия, которая полностью выбивает человека из колеи, то зачастую человек не всегда даже осознает, что происходит, и не понимает, что можно попросить о помощи. Масла в огонь подливает еще и то, что у многих христиан бытует ошибочное представление, что депрессия — это всегда грех, что христиане должны быть только радостными (Библия же говорит: «Всегда радуйтесь»!), значит, долго унывать нельзя, с тобой что-то не так, и от этого становится еще хуже. И ладно если действительно все в жизни было бы плохо, как у Иова, например: потеря имущества, здоровья, детей, положения в обществе, богатства, и друзья нападают, пытаются выяснить, где ж ты так нагрешил, — так у тебя же может быть все слава Богу: нет смертельных болезней, есть достаток, семья, служение, есть отношения с Христом, спасение, а жить не хочется. И порой просто попросить молиться за такое состояние страшновато, скажут: заелись, веры маловато.
А если это уже клинический диагноз, и человек не может полноценно функционировать: есть, спать, работать? Нужно ли нам отправить его к врачам, или поддерживать исключительно молитвой, или можно как-то еще ему помочь?
Так что же такое депрессия и как помогать людям, у которых нет сил и желания жить? Для начала давайте определимся с терминами. «Википедия» говорит нам, что депрессия (лат. deprimo — «давить (вниз), подавить») — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное (угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное) настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие. Обычно также присутствуют некоторые из следующих симптомов: сниженная самооценка, потеря интереса к жизни и к привычной деятельности, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации внимания, усталость или отсутствие энергии, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжелые формы депрессии характеризуются так называемой депрессивной триадой: снижением настроения, заторможенностью мышления и двигательной заторможенностью.
Симптомы и причины могут быть очень разными, и крайне важно разобраться, как человек попал в эту яму. А еще более важно понять, что он в ней делает и где Бог во всем этом. И только потом думать, как помочь из нее выбраться.
Наверное, это и отличает светский подход к депрессии от библейского: светские специалисты все усилия направляют на решение проблемы, на то, чтобы понять, где корни депрессии, и что-то предпринять, чтобы прошли симптомы и человек начал функционировать, появился интерес к жизни, радость, силы. И вроде бы это хорошо, это же помощь! Однако есть одно большое «но»: мнение Бога на этот счет вообще никак не учитывается. Ни Его мотивы, почему Он депрессию у конкретного христианина допустил (ведь мог же не допустить? Это в Его силах), ни Его цели, ни то, что Он хочет открыть через это состояние Своему ребенку, ни то, как Бог хочет, чтобы христианин действовал, когда ему так плохо и ничего не хочется, или как христианин может прославить Бога в своей конкретной депрессии? Светские специалисты априори не могут озаботиться такими вопросами. Хотя, надо отдать им должное, в решении проблем депрессии (как симптомов) у них часто хорошие результаты. Но вот большой вопрос: а хочет ли Бог, чтобы мы решали свои проблемы (не только проблемы депрессии, а вообще любые) без Него? Не учитывая Его мнения? На мой взгляд, ответ очевиден.
Итак, возвращаясь к причинам депрессии, они могут быть очень разными, и, чтобы решать проблему, нужно понять, откуда она берется. Среди основных причин:
1) физиологические. Нехватка важных микроэлементов, таких как цинк, железо, могут привести к упадку сил, потере настроения и другим депрессивным симптомам. Также это может быть гормональный сбой (связанный с рождением ребенка, например, или другими изменениями в организме), заболевания щитовидной железы, надпочечников, инсульт, опухоли головного мозга, боли, связанные с онкологией или другими заболеваниями, — этот список далеко не полный;
2) тяжелые потери, кризисные ситуации. Война, смертельная болезнь, стихийные бедствия, смерть родственников. Это ситуации, которые переворачивают нашу жизнь, и мы не можем спокойно их пережить. Мы все так или иначе проходим через такие ситуации. Они нас угнетают;
3) восприятие и оценка жизненной ситуации, основанная на небиблейском мировоззрении. Речь идет о том, что практически все христиане знают, как думать «правильно», по-библейски, но, когда начинаешь с человеком разговаривать на душепопечительских встречах, задавать ему конкретные вопросы относительно его обстоятельств, его восприятия ситуации, его поступков и мотивов, спрашиваешь, чего он ждет от себя, окружающих, от жизни в целом, от служения, от отношений, то выявляются совсем другие стандарты. То есть практика жизни и учение, изложенное в Писании, очень часто расходятся, либо человек может искаженно воспринимать какие-то библейские истины, и это тоже влияет на его мировоззрение. И не то чтобы христианин делал это сознательно, просто процесс освящения — это и есть изменение мировоззрения, восприятия и поведения, и это процесс длиною в жизнь. Бог постепенно открывает нам, в чем же Его мышление, Его пути и цели. Его понимание счастья, правильного и неправильного отличается от нашего. Бог открывает нам Себя через разные обстоятельства. И одним из таких обстоятельств как раз может быть депрессия. Вспомним Иова и заключительную мысль книги: «Раньше я слышал о Тебе краем уха, теперь глаза мои видят тебя». То есть через очень сложные, мучительные переживания Иов пришел к глубокому познанию Бога, хотя Писание говорит, что Иов был праведником. То есть целью таких жизненных обстоятельств было не исправление Иова, не покаяние в грехе. Но дьявол смог действовать в жизни Иова, и он прошел через сильное страдание именно для того, чтобы еще глубже познать Бога.
Возвратимся, однако, к теме мышления (мировоззрения), которое может привести христианина к депрессии. Одной из проблем является такой взгляд на жизнь: я сын (дочь) Царя, у меня должно быть все самое лучшее — деньги, здоровье, принятие, внимание, восхищение со стороны людей, успех (в карьере, в служении, в спорте), хорошая семья, дом — полная чаша, послушные (в идеале покаявшиеся) дети, список можно продолжать бесконечно. И, когда что-то идет не по плану, наступает разочарование в Боге, в церкви, в детях, в себе. Каждое маленькое разочарование, или гнев, или страх, когда в этих сферах жизни что-то идет не так, ведет к пониманию, что жизнь дала трещину. То, что должно было принести счастье, радость, покой, удовольствие, не складывается. Человек борется, чтобы все это (или хотя бы часть, в какой-то одной сфере) у него было, а Бог не дает, и жизнь лишается смысла. И радость уходит. И каждый новый день приносит все новые разочарования. Несбывшиеся надежды погружают человека в пучину уныния, которое может перерасти в депрессию. Я сейчас представляю это в утрированном виде, чаще у опекаемых завышенные ожидания в одной - двух сферах жизни.
Или другое мышление, с которым я как душепопечитель сталкиваюсь гораздо чаще: я должен (должна) быть идеальным христианином или бесконечно стремиться к идеалу; мы же должны все делать от души, как для Господа; будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный. На этих и других вырванных из контекста стихах Писания строится подобная модель мировоззрения. Я не должен грешить, церковь должна быть сообществом людей, которые любят друг друга, — мягких, принимающих, жертвенных, богословски подкованных. Пасторы должны говорить такие-то (дополните сами) проповеди, вести себя по отношению к пастве так-то — это делать, а этого не делать. Ну и все остальное — кто чего и сколько «должен», чтобы «все было по-библейски» и «правильно». Надо ли говорить, что совершенные отношения возможны только на Небесах, а на земле это недостижимая цель.
Наверное, читая про такое мировоззрение, вы думаете: «Где все эти люди? Ну это же глупо — так думать!» Но фактически мы все в какой-то степени так думаем, только часто сами этого не замечаем. И такое мышление всегда защищает что-то, что нам особенно дорого и в чем мы видим наше счастье, радость и удовольствие, но это тема отдельной большой статьи.
Одновременно с таким мирским мышлением у каждого из нас есть и другое мировоззрение, где в центре — Бог, Его цели, Его понимание главного и второстепенного, где Он фокусируется не на «делах» и их качестве, а на возрастании в любви к Нему и людям вокруг, когда интересы ближних становятся важнее собственных из любви к Христу. И вот если второго мировоззрения больше, чем первого, если мотивом наших поступков, целей и жизни является личность Христа и отношения с Ним, то у христиан гораздо меньше причин впадать в депрессию.
Есть еще одна причина, она как бы дополняет третью, но я бы рассматривала ее как отдельную. Это неверное представление о характере Бога и, как следствие, отдаление от Него. Да-да, мы все прекрасно знаем еще со времен воскресной школы, что Бог добрый, Святой, Всемогущий и т. д. Но, когда начинаешь спрашивать человека, а где Бог в его ситуации, что Он делает, как Он относится к тому, что происходит, о чем человек с Ним разговаривает, как просит Его о помощи, — вот тут-то и выясняется, что на самом деле человек воспринимает Бога совсем не так. Очень часто Бог предстает далеким, безразличным, отстраненным, жестоким (не убирает мою проблему!), несочувствующим, наказывающим, осуждающим. И конечно, к такому Богу не хочется идти, ведь Он не поможет. Не хочется изливать Ему душу, на Него не будешь надеяться, Его цели не видятся важными, с Ним не хочется строить отношения. А это значит, что в Нем и с Ним невозможно пережить радость и счастье. Нельзя быть счастливым с тем, кого не любишь. А значит, нужно искать счастье в чем-то еще. Мир предлагает много разных вариантов этого «счастья», которое разочаровывает, и мы снова приходим к депрессии...
Этот список причин далеко не полный — перечислены только основные, наиболее часто встречающиеся. На практике в каждом случае депрессии, угнетенного состояния или уныния сочетается несколько причин. Они взаимосвязаны — одна усиливает другую, развивается так называемая спираль депрессии. Например, у христианки умирает от рака ребенок. Это большое горе. Она скорбит, и вся семья скорбит вместе с ней. Проходят годы, но она не хочет утешиться. Ни муж, ни другие дети, ни Христос не могут восполнить потерю. Отношения с Христом не утешают. Он видится далеким и жестоким: «Бог не мог так со мной поступить! Я же всю жизнь служила Ему! Все отдала!» Потеряна не только радость, но и ориентиры, смысл жизни. Такое состояние влияет на тело. Писание говорит, что «унылый дух сушит кости». Появляются слабость, бессонница, головные боли, потеря аппетита. Все перечисленные симптомы усиливают угнетение и депрессию: когда мы испытываем немощь, болезнь в теле, уныние усиливается даже у тех, кто его до этого не испытывал. Депрессия выходит на новый виток.
В свете вышеизложенного задача душепопечителя — помочь человеку разобраться, что привело его к состоянию депрессии, и увидеть, чего хочет Бог в этом непростом для христианина периоде жизни. Возможно, перед нами праведный Иов, любящий Бога, который проходит сложный период испытаний и которому нужны поддержка, слова ободрения и утешения, реальная осязаемая помощь в житейских вопросах и в том, чтобы учиться проходить этот путь с Христом, находя утешение в Нем. Но, может быть, у человека есть несколько причин, вызвавших депрессию. И тогда нужно понять, в чем человеку, возможно, нужно покаяться и что изменить, а в чем его поддержать, дать библейскую надежду. И конечно, каждому нужно помочь пройти по этому пути, чтобы человек смог достигнуть библейских целей освящения.
Фото: gettyimages.ru