Роберт Бёртон (1577 – 1640) — ученый и богослов Церкви Англии. Родился в Линдли (графство Лестершир) в многодетной и уважаемой дворянской семье. Мальчик ходил сначала в гимназию короля Эдуарда VI1 в Нанитоне (графство Уорикшир), затем в гимназию епископа Веси2 в Саттон-Колдфилде (графство Уэст-Мидлендс). Способности позволили ему уже в пятнадцать лет поступить в Брасенос-колледж Оксфордского университета. Однако дальше начинается провал — прошло шесть лет, а Бёртон так и не получил степень. В 1599 году он избран членом совета колледжа Крайст-Чёрч, но и там он получил степень бакалавра только через три года.
Почему юноша так долго не мог защититься? Самое вероятное предположение, что он тяжело страдал от «меланхолии», как тогда называли целый спектр депрессивных расстройств. Через год после защиты бакалаврской диссертации Бёртон решил попробовать свои силы в писательстве. Он сочинил и поставил пьесу, используя античные сюжеты. Постановку видел король Яков I и отнесся к ней негативно. Неудача, впрочем, не сильно повлияла на Бёртона. Через два года он получил степень магистра искусств, еще через год написал новую пьесу «Философ-шарлатан». Доработанная им в 1615 году пьеса в 1618-м была поставлена на сцене колледжа Крайст - Чёрч и воспринималась современниками как едкая сатира на псевдофилософствование, характерное для интеллектуальных кругов.
Гилберт Джексон. Портрет Роберта Бёртона. 1635Защитившись в Оксфорде, Бёртон связал с ним жизнь, полностью посвятив себя ученым занятиям. В 1614 году он стал бакалавром теологии, а еще через два года был рукоположен и назначен викарием3 церкви Святого Томаса Бекета в Оксфорде. В 1624-м влиятельная покровительница предложила Бёртону стать настоятелем в деревне Уэльсби (графство Линкольншир). Тогда же в колледже Крайст - Чёрч Бёртону предложили должность библиотекаря, на которую он с радостью согласился. В 1632 году еще один покровитель Бёртона, лорд Джон Беркли, устроил его настоятелем в поместье Сигрейв (графство Лестершир). Умер Бёртон в Оксфорде, который стал для ученого - затворника родным домом, и был похоронен в соборе колледжа Крайст - Чёрч.
Дело жизни Роберта Бёртона — это фундаментальная книга «Анатомия меланхолии», которая вышла в 1621 году и считается первым психологическим трудом в протестантизме. Бёртон очень трепетно относился к своему детищу, переписывал, дописывал и расширял книгу, которая была при его жизни издана четыре раза. Энциклопедический труд был издан под псевдонимом, как это было принято в ученых кругах, Бёртон взял греческое имя Демокрит Младший, отсылающее к древнегреческому философу.
Бёртон считал своим долгом дать подробнейший анализ «меланхолии», то есть депрессии, мучившей его в течение жизни. В первой части своей работы Бёртон описал целый спектр причин депрессии, во второй предложил разные варианты лечения, в третьей описал тяжелую фрустрацию от любовных переживаний, в четвертой — от переживаний религиозных.
Прежде чем перечислить причины «меланхолии», Бёртон указывает, что грустить время от времени — это нормально, люди — существа непостоянные и зависимые, которые беспокоятся и нервничают даже по незначительному поводу, и к такой ситуации лучше быть готовым. Удовольствие и боль в жизни сменяют друг друга естественным путем, и нужно отнестись к этому, указывает Бёртон, терпеливо и великодушно. Недостаток спокойствия и терпения может превратиться в привычку, и вчерашняя обычная грусть может стать затяжной депрессией.
Если депрессия случилась, то почему? Каковы ее причины? Бёртон начинает с причин духовных: «меланхолия» может быть «оцепенением сердца» (см.: Втор 28:28), наказанием Божьим за нарушение Его заповедей. По допущению Божьему человека могут атаковать демонические силы — как Саула после разрыва с Самуилом. К духовным причинам можно отнести также человеческие пороки, чьим следствием может быть чувство глубокой неудовлетворенности. Грех, который однозначно приводит к депрессивному состоянию, — это праздность: «В тех государствах, где у народа нет открытого врага, возникают войны гражданские, и он обращает свою ярость против самого себя; вот так и наше тело: когда оно праздно и не знает, на что себя тратить, оно начинает само себя изнурять и изводить заботами, горестями, ложными страхами, недовольством и подозрениями; оно мучает и терзает свои собственные органы и не знает ни минуты покоя»4.
Книга Роберта Бёртона «Анатомия меланхолии». 1621Наказание несет в себе не только праздность — человека доводит до депрессии гнев, выжигающий душу; честолюбие, которое никогда не довольно тем, что есть, и повергает человека в отчаяние, если что-то не получилось; тщеславие, которое делает человека чрезвычайно уязвимым к мнению других; жадность, которая зажигает в душе вечную неудовлетворенность; любовь к азартным играм, которая приманивает человека временным подъемом, а затем оставляет опустошенным.
Но помимо духовных причин действуют причины физические и психические. Физические причины многообразны. На человека могут действовать внешние факторы, например движение небесных светил и отравленный воздух. Очень влияют также физиологические процессы: питание (недостаточное или слишком обильное, тяжелая пища), связанная с ним работа желудочно-кишечного тракта, сон (бессонница или чрезмерная сонливость), а также воздействие на организм через физические нагрузки — отсутствие их приводит к застою энергии и депрессии, чрезмерные нагрузки — к истощению и нехватке нужной энергии. На состояние человека также влияет наследственность — насколько психически устойчивы были его родители, не было ли стрессов у матери во время беременности. «Меланхолия» может подстерегать человека в старости: если человек был активен, деятелен, включен в общество, а потом в силу возраста оказался лишен привычной деятельности, это вызывает сильную фрустрацию.
И здесь Бёртон переходит к собственно психологическим причинам «меланхолии». Чрезмерная фантазия рисует яркие эмоциональные образы, усиливает страх и печаль, она же вкупе с постоянной неуверенностью в благости Божьей и тягой к самокопанию приводит к отчаянию и уводит от Бога в духовной жизни. Перфекционизм вообще довольно часто приводит к «меланхолии» — ученый, постоянно ищущий истину и недовольный результатом, может быть подвержен депрессии. Острые и сильные переживания, особенно любовные, имеют оборотной стороной печаль, особенно если человек переживает неразделенные чувства. Не забывает Бёртон и про социальные причины депрессии: человек переживает фрустрацию, если он одинок и лишен общения; социальная незащищенность, в том числе ученых людей, зависимых от влиятельных покровителей, ведет к чувству постоянной неуверенности и тревоги, которые могут привести к депрессивному расстройству.
«Анатомия меланхолии» была очень популярна в XVII веке и повлияла на одного из основоположников психологического романа Лоренса Стерна, английских поэтов - романтиков Джона Китса и Сэмюэля Кольриджа, американского политика и ученого Бенджамина Франклина, а в ХХ веке — на фантаста Герберта Уэллса и аргентинского поэта и писателя Хорхе Луиса Борхеса.
Для нас Бёртон и его книга интересны тем, что депрессия предстает большой комплексной проблемой, которую, по Бёртону, необходимо лечить также комплексно, устраняя ее физические, социально-психологические и духовные причины.
1 Сейчас — Колледж короля Эдуарда VI
2 Сейчас — школа-академия епископа Веси (это означает, что она не зависит от местных властей и финансируется напрямую департаментом образования).
3 Священник — помощник настоятеля (руководителя прихода) в Церкви Англии
4 Бёртон Р. Анатомия меланхолии. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. С. 412.
Фото: commons.wikimedia.org, en.wikipedia.org