Тема

Иуда: что пошло не так?

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 102/Иуда: что пошло не так?

Иуда: что пошло не так?

Колено Иуды — одно из племен, чьим прародителем стал один из сыновей Иако­ва-Израиля (второе имя ему дал Сам Бог). Это славное колено: из него вышли царь Давид и великий потомок Давида Mессия, по-гречески Христос. По имени Иуды названо было Южное царство, Иу дея. Кстати, интересно, что в немецком языке der Jude (юде) — «еврей».

В русском это имя стало нарицательным, обозначающим предателя. Главный герой романа Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — воплощение предательства и злодейства — прозван Иудушкой. Из Библии нам известен Иуда Искариот, который предал Своего Учителя за тридцать сребреников. Как сообщает евангелист Матфей: «Тогда один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф 26:14– 16).

Цена предательства составляла цену раба. Пророк Захария предсказал судьбу этих денег: «Взвесили они мне плату — тридцать сребреников (330 г серебра). Господь сказал мне: „Брось их гончару — высокую цену дали они за Меня!“ Я бросил это серебро гончару в Доме Господнем» (Зах 11, пересказ Лобанова (ПЛ). — И. Л.). После того как Иисус был приговорен к распятию, Иуда бросил эти деньги в Храме.

Cудьба Иуды в Писании представлена довольно кратко. Он стал учеником Христа, одним из Двенадцати апостолов. Петр скажет после вознесения Гос­пода об Иуде: «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего…», а затем, говоря о новоизбранном апостоле, добавит, что он должен «принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда...» (Деян 1:16, 25).

Сам Иисус избрал его для этого служения. Лука, сообщая об избрании Двенадцати, называет его Иуда Искариот, «который потом сделался предателем» (Лк 6:16), то есть изначально он не был предателем, а стал им потом, несколько позже. Тот же Лука, отмечая совпадение интересов местной элиты и Иуды, пишет: «И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк 22:2– 4). Наступил момент, когда сатана овладел сердцем Иуды.

Подробности представлены евангелистом Иоанном. Когда Мария помазала ноги Иису­са нардовым маслом, послужив Ему, Иуде это не понравилось — а все потому, что он был вором, а точнее, казнокрадом. «Мария взяла фунт чистого нардового масла, чуть менее пол- литра, ценного благовония, умастила им ноги Иисусу и отерла волосами своими. Весь дом сразу же наполнился сильным ароматом, а Иуда Искариот задохнулся от возмущения: „Какие деньги на ветер! Триста денариев! Это ж сколько нищих можно было одарить!“ Не то чтобы он пекся о нищих — он носил ящик с пожертвованиями и запускал в него руку, крал деньги» (Ин 12:3– 6, ПЛ. — И. Л.).

Возможно, этот случай и подтолкнул Иуду к предательству. Триста денариев — это годовой заработок поденщика, который в день зарабатывал по денарию, отдыхая только по субботам. Говоря о сумме в тридцать серебреников, мы имеем в виду, что «каждая из этих серебряных монет эквивалентна примерно четырем драхмам. Драхма была основной стандартной греческой монетой, [она] была равноценна по стоимости римскому денарию... Вполне вероятно, что это та монета, в которой Иуда получил свои „тридцать сребреников“, или сто двадцать денариев (см.: Мф 26:15)» (McDonald, The World of the New Testament: Cultural, Social, and Historical Contexts, p. 573, 574).

Евангелист Иоанн замечает, что во время Вечери, когда Ии сус склонился перед учениками, чтобы омыть им ноги, с Иу дой что-то произошло: «Накануне праздника Песах во время ужина Ии сус, зная, что настало время перейти из этого мира к Отцу, явил любовь Своим ученикам, доказав, что готов идти до конца в этой Своей любви. (А дьявол внушал Иуде, сыну Симона Искариота, мысль предать Иисуса.) … Иисус встал, снял накидку, повязал по поясу полотенце, налил воду в кувшин и, склонившись, начал по очереди мыть ноги ученикам…» (Ин 13:1– 5, ПЛ).

Иуда: что пошло не так?Игнацио Джакометти. Поцелуй Иуды. 1854. Церковь Св. Иоанна Латеранского (Рим)

Внушенная сатаной мысль окрепла после того, как Иисус — Тот, Кто должен был править миром, — послужил рыбакам, унизился до рабского служения. Вот что по этому поводу пишет шотландский комментатор Библии Уиль­ям Баркли (1907– 1978): «В собрании друзей Иисуса в тот памятный вечер не было слуг, и потому услуги, которые обычно в богатых домах оказывали слуги, они разделяли между собою. Весьма возможно, что в тот вечер они так увлеклись своим состязанием, кто из них будет большим в Царстве Иису­са, что никто не позаботился о том, чтобы были вода и полотенце для омовения ног у входа в горницу. И потому Иисус Сам поправил это упущение самым ярким и наглядным образом» (Баркли У. Толкование на Евангелие от Иоанна. Scottdale: Всемирный союз баптистов, 1985. Т. 2. С. 45).

Совершая омовение, Иисус замечает, что ученики «чисты, нужно вымыть только запылившиеся ноги. Вы чисты, но не все». А Иоанн поясняет: «Это Он о предателе сказал, что не все чисты, зная, кто Его предаст» (Ин 13:10, 11, ПЛ). Через какое-то время в «сильном душевном волнении добавил: „Прямо вам говорю: один из вас Меня предаст“» (Ин 13:21, Кул.).

Но, давая Иуде возможность одуматься, Иисус не называет его по имени, Он делит с ним хлеб. Иоанн спрашивает: «„Гос­поди, кто это?“ — „Я сейчас подам ему кусок лепешки“. Обмакнув кусок, Он протянул его Иуде, сыну Симона Искариота. Тот взял его, съел, и вселился в него с тем куском сатана. Иисус же сказал ему: „Заканчивай то, что начал, скорее!“ Никто не понял этих слов. Думали, что речь идет о том, чтобы купить что-то к празднику или нищим подать, ведь Иуда отвечал за общие деньги. Иуда тотчас вышел. Была ночь» (Ин 13:25– 30, ПЛ).

Последним знаком предательства Иуды стал поцелуй — обычный знак приветствия на Востоке среди близких друзей: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из Двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк 22:47– 48).

Осталось описать, чем закончилась жизнь Иуды. Переводчик и исследователь Биб­лии Ирина Левинская пишет в своем комментарии на книгу Деяния апостолов: «Существует три версии смерти Иуды. Согласно первой, в Мф 27:5, он повесился…» (Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I– VIII. Историко-филологический комментарий. М.: Библейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 1999. С. 99).

Вот как об этом говорит Евангелие: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф 27:3– 5).

«Вторая версия, по которой Иуда упал и лопнул, содержится в Деян 1:18 [Иуда приобрел участок за плату за нечестие и, упав ничком, лопнул посередине и излились все его внутренности. — Пер. И. Левинской]. Третью версию приводит Папий (епископ из Иераполя в первой половине II века) в своих „Толкованиях изречений Господа“: „Иуда не умер от удушения, но продолжал жить, снятый до того, как задохнулся. Это показывают Деяния апостолов… Как великий пример нечестия, прошел по этой жизни Иуда. Его тело [из-за водянки] раздулось настолько, что там, где легко проходила повозка, ни он сам не мог пройти, ниже его раздувшаяся голова. Говорят, что его веки настолько распухли, что он совершенно не видел света… Рассказывают, что после многих мучений… он умер на своем участке. И остался участок… пустым и незаселенным вплоть до нашего времени“…» (Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I– VIII. Историко-филологический комментарий. М.: Биб­лейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 1999. С. 104, 105).

Далее она приводит толкование, что «Иуда предал Иисуса из любви к деньгам, но был уверен, что Иисус, как это часто бывало, избегнет рук иудеев» (Там же. С. 105).

Итак, мы видим, что один из тех, кто слушал Иисуса, находился рядом с Ним и выполнял ответственное служение казначея, предал Его, став косвенной причиной смерти нашего Господа. Евангелисты приводят Его слова: «Вечером Иисус вместе с Двенадцатью сел за трапезу. Когда они ели, Он сказал: „Говорю прямо: один из вас Меня предаст“. Сильно опечалились они, стали спрашивать у Него: „Ведь не я это, Господи?“ А Он сказал им: „Кто ест со Мной, предаст Меня. Сын Человеческий исполняет предсказанное в Писании, но жаль предателя Сына Человеческого! Он пожалеет, что родился!“ Тогда Иуда, предатель, сказал: „Неужели я, Равви?“ Иисус говорит ему: „Ты сам признался!“» (Мф 26:20– 25, ПЛ).

Этот отрывок поясняет апостол Ио анн, цитируя слова Иису­са: «Помните эти слова: слуга не больше его господина, посланец не больше того, кто дал ему поручение. Зная это, порадуетесь, когда будете поступать так же. Не о всех вас говорю, Я вас знаю, но Писание должно исполниться: „Тот, кто делит со Мною хлеб, восстанет против Меня“ (Пс 40:10). Говорю это вам заранее, чтобы, когда сбудется это, вы поверили Мне — Я Тот, Кем Себя называю» (Ин 13:16– 19, ПЛ).

Кажется, что Иуда исполнял предсказание, так должно было быть. Иисус в Гефсиманском саду молился: «Когда Я был с ними, Я их хранил силой имени Твоего и уберег: никого не потерял, кроме того, кто к гибели сам идет, так Писание и исполнится» (Ин 17:12, ПЛ). Но Иисус, по свидетельству Матфея, сожалеет о гибели этого Своего ученика.

Итак, последовательно рассмотрим, что привело Иуду, изначально неплохого человека, к гибели. Сначала он входит в число учеников Мессии. Затем он тайно начинает тратить деньги общины учеников на себя, возмущается и восстает в своей душе против Мессии якобы за бесполезную растрату добра. Иуда недоумевает по поводу того, что будущий Царь унижается перед учениками, омывая им ноги. Его раздражение растет, переходя в ожесточение и презрение, он замыкается на своих интересах и совершает предательство.

Можно только сожалеть, что Иуда ожесточился и его личное раскаяние не привело к истинному покаянию. Чем можно объяснить это? Апостол Павел пишет, правда, по другому поводу, в Послании к Евреям: «Нельзя вернуть к покаянию тех, кто все знает, имеет опыты с Богом, обрел дар Святого Духа, познал Слово Божье и сверхъестественное, но при этом отступил от веры. Они своими делами пригвождают Сына Божьего ко кресту, на позор. Земля, политая обильными дождями, дает урожай, приносит благословения, а если на ней растут сорняки, ее проклинают, пусть горит она огнем» (Евр 6:4–8, ПЛ). К этому можно добавить и слова Иису­са: «… если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:32).

Иуда прошел точку невозврата и не смог покаяться, измениться. Это обстоятельство должно побуждать нас к состоянию духовной бодрости и постоянной живой молитвенной жизни в Господе, чтобы не отступиться, не пойти путем Иуды и быть с Иисусом всегда — здесь и в вечности.

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone