Ранним утром пастушок как обычно вывел своих овец на пастбище, они медленно двигались в поля. Взойдя на один из холмов, пастух увидел под кущей подозрительного человека. Мальчик приблизился к нему и понял, что перед ним пришелец. Тот что-то шептал себе под нос, жестикулировал, грозил кулаком в небо, горестно плакал — в общем, вел себя как безумец. Он показался пастуху знакомым. Ну конечно, это был тот самый пророк, который бегал по улицам их города и возвещал жителям гнев Божий и грядущее наказание. Он поставил на колени и бедных, и богатых — даже царь устрашился. Семья пастушка каялась в грехах, отец посыпал голову пеплом — все молились и плакали. Стада стояли в загонах, и голодные животные жалобно взывали к небесам. Так было сорок дней и ночей.
Казалось, время остановилось. Люди боялись, что все они будут уничтожены. Но каково же было их ликование, когда Бог оставил Свой гнев и даровал им жизнь! С тех пор прошло всего несколько дней, и каждый момент жизни казался теперь счастьем — радость переполняла людей. Парню повезло — перед ним могущественный пророк, благодаря которому они остались живы. Но с пророком было что-то неладное. Трудно поверить, что человек, сидящий в пыли и теребящий свою шевелюру, — пророк Самого Бога.
— Что-то случилось? — спросил мальчик.
— Бог спас город, который собирался разрушить.
— Ты не рад? Ведь ты сам проповедовал искупление для тех, кто оставит злые пути?
— Да, так я говорил.
— Мы поверили тебе, все постились и молились Богу сорок дней, чтобы наказание за грехи нас миновало.
— Вы молились? И ты?
— Да, отец не выпускал овец и коров на поле, они мычали и блеяли, бедные. Я закрывал уши, чтобы не слышать их вопль.
— Я слышал все это даже здесь… Это была настоящая молитва! Но я также ожидал раскатов грома и Божьего гнева, но ничего не случилось.
— Да-да, Бог помиловал нас, и теперь город спасен!
— Милость… иди, мальчик, не мешай мне!
Миссия Ионы была невероятно успешной, но сам пророк был предельно разочарован. Глядя на спасенный город, он не хотел жить. Отчаяние Ионы — парадокс, в котором заключен главный урок книги, названной его именем. Чему же нас учит история Ионы? У каждого в жизни бывают минуты, когда на душе так тошно, что жить не хочется, при том, что всё как бы в порядке. Книга Ионы говорит нам, что Бог понимает человека, когда тот потерян и неудовлетворен жизнью, и знает, как на это ответить.
Отчаянию Ионы предшествовали события, описанные в первых трех главах книги. Бог послал Иону на миссию, которую тот принял без восторга. Иона должен был возвестить ассирийцам, жителям Ниневии, пророчество о Божьем гневе и наказании, которое постигнет город за их грехи.
Во многих книгах Ветхого Завета мы читаем о посланиях Бога людям, но почти нигде не сказано, какую цену пророк платит за исполнение Божьего поручения. Миссия дается пророкам непросто: Моисей и Гедеон сомневались в своем призвании, Илия и Иеремия, столкнувшись с оппозицией, пережили глубокий эмоциональный упадок.
История Ионы особым образом раскрывает то, что происходит в сердце пророка, призванного к высокой миссии. В ответ на призыв Бога идти в Ниневию Иона, не проронив ни слова, направляется в противоположную сторону и отплывает в Фарсис (см.: Иона 1:3). Поднимается буря, и пророк провоцирует моряков бросить его в море (см.: Иона 1:12, 15), решив, что лучше умереть, чем исполнить Божье поручение. Он немногословен и возвышает голос только в критические моменты: во чреве рыбы (см.: Иона 2) и возле Ниневии, безуспешно ожидая исполнения своего пророчества (см.: Иона 4:1–3, 8–9). Наконец, в нем возгорается гнев, переходящий в отчаяние. Слово, которое здесь использует автор книги, описывая состояние пророка, на иврите означает «сгорел» от гнева. Его ярость была подобна Божьему пылающему гневу, который должен был обрушиться на Ниневию (см.: Иона 3:9). Весть о Божьем гневе вылилась в пламенную проповедь Ионы горожанам Ниневии, затем Иона ждал сорок дней, когда город будет разрушен. В то же время, будучи пророком Божиим, Иона подозревал, что милующий Бог может отменить Свой приговор (см.: Иона 4:2), но, когда именно это и произошло, он «взорвался». Иона был возмущен и расстроен (см.: Иона 4:3)! Автор книги с иронией подчеркивает драматизм его реакции. Исследователи книги предложили разные объяснения такому поведению пророка.
Однако при всех возможных объяснениях мотив недовольства Ионы кажется странным. Пророку Илии в ходе его миссии не удалось призвать людей вернуться на путь Божий (см.: 1 Цар 19:4), и его расстройство было ожидаемо. Иона же, напротив, успешно справился со своей миссией, и можно было думать, что это принесет ему облегчение и радость. Ведь, как пророк Божий, Иона знал, что Бог действует в душах ассирийцев, но предсказать их покаяния не мог. В его отношениях с Господом прослеживается двойной парадокс. Пророк знает о милости Божьей, но не согласен с ней, когда она распространяется на ниневитян. Иона не понимает величия милости Господней и не разделяет ее, чтобы действовать в соответствии с любовью Бога ко всем людям.
Моисей молился, чтобы понять Бога: «…молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих...» (Исх 33:13). Давид молился: «Испытай меня, Боже, и узнай мое сердце; испытай меня и узнай мои помышления. Посмотри, не на опасном ли я пути, и веди меня по пути вечному» (Пс 37:23 – 24, НРП). В противоположность смирению Моисея и Давида Иона бунтует против милости Бога, обращенной на ниневитян. Невыразимое страдание Ионы — это страдание ограниченного человека при соприкосновении с безграничным Богом. Однако в своем отчаянии он нашел единственно правильный выход: возопил к Богу, выразив свою боль и несогласие с Всевышним в искренней молитве. Бог принимает его эмоциональный всплеск и игнорирует просьбу о смерти. Он отвечает Ионе, раскрывая Свое отношение к Своему творению и к ассирийцам в том числе, а затем задает вопрос о его чувствах: «Неужели это огорчило тебя так сильно?» (Иона 4:4). Вот как Его вопрос звучит в других переводах: «Много ль правды в гневе твоем?» (ВТI), «Стоит ли тебе гневаться?» (НРП). Вторично Бог задает тот же вопрос после того, как появляется и гибнет приносящее тень растение, а отчаяние Ионы усиливается. Бог уточняет — не из-за растения ли огорчился пророк? Иона подтверждает, что огорчился даже до смерти именно из-за этого. В этот момент становится очевидным драматизм и несоразмерность его реакции на эту потерю. И тогда Бог обращается к сердцу Ионы: что движет Ионой — ненависть или любовь? Бог говорит о Своем сострадании к городу и к его невежественным жителям, сравнивая его с состраданием Ионы к погибшему растению. Бог проявляет милость к Ионе несмотря на его отчаяние.
Сальватор Роза. Иона проповедует жителям Ниневии. 1630–1661Парадоксальную реакцию Ионы можно сравнить с реакцией старшего брата на милость отца к младшему брату из Притчи о блудном сыне. Гнев и зависть к тем, кому явлена Божья милость, мешают увидеть ее и принять. В этой милости нуждаются и ассирийцы, погрязшие в жестокости и грехе, и Иона, балансирующий в своем пророческом служении между жизнью и смертью. Убегая от лица Божьего, он бежит от собственной жизни, Бог же продолжает говорить со страдающим пророком в круговерти обстоятельств и событий, описанных в Книге Ионы, призывая его к милосердию и спасению людей, к полноте человеческого достоинства.
Фото: gettyimages.ru, commons.wikimeda.org