Острое ощущение неудовлетворенности, нереализованности своих сокровенных желаний, то есть фрустрация, встречается в нашем мире довольно часто. Она сопровождала человечество, видимо, с времен грехопадения. Человек тоскует по неудавшейся карьере, по нереализованной мечте, закончившейся любви или дружбе; верующие люди нередко переживают ощущение, что Бог их оставил. Как христиане прошлого осмысляли фрустрацию и депрессию, которой нередко заканчивалась затяжная тоска? Какие видели причины этого явления? Что предлагали делать?
Об этом размышляли уже ранние христиане. Христианский писатель Тертуллиан (160–240) указывал, что фрустрация возникает из-за привязанности к земному; епископ Киприан Карфагенский (III век) полагал, что сама жизнь после грехопадения полна печали и неудовлетворенности, никто без острого разочарования прожить ее не может. Что можно с этим делать? Во-первых, по-другому посмотреть на свою ситуацию: «Случающиеся с тобою (печальные) обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает» (раннехристианские наставления Дидахе, II век)1. Во-вторых, запастись терпением. В-третьих, как замечает священник Климент Александрийский (ок. 150–215), помнить, что неудовлетворенность использует Бог для того, чтобы вразумить нас и обратить к Себе.
Острая печаль осмыслялась христианами и в период масштабных богословских споров. Неудовлетворенность, замкнутость на себе, не приводящая к Богу, — это «житейская», мирская печаль, утверждал епископ Василий Великий (IV век). Она возникает в том числе потому, что обычно человек настроен на то, чтобы больше помнить плохое и грустное, чем хорошее и радостное, указывал великий проповедник Иоанн Златоуст (IV век). Любая греховная страсть ведет к скорби, поскольку всегда обманывает наши ожидания, был уверен духовный писатель Нил Синайский (V век); в частности, гнев и жажда реванша над ближним порождают печаль, указывает Иоанн Кассиан (360–435), ученик Иоанна Златоуста.
Что же делать, если наша печаль «житейская»? Когда человек не привязан к земному, он и не печалится, писал Нил Синайский; чем больше мы молимся и благодарим, тем больше преодолеваем грусть. Пение псалмов помогает от печали, вторит ему Иоанн Лествичник, как и милосердие (обращенность к другим людям и их бедам), и спокойное отношение к материальным благам.
Ричард Бакстер (1615–1691), пуританский богослов и общественный деятельКакая же печаль может быть для нас полезна? Та, которая учит нас состраданию к ближним, считал Блаженный Августин (354–430), и та, которая возникает из покаяния и понимания своего несовершенства, указывал Иоанн Кассиан. Впрочем, здесь важно сохранять меру, предупреждал Иоанн Златоуст; печального и сокрушенного человека нужно утешить, как больного, поскольку «печаль есть рана души»2.
В высокое и позднее Средневековье печаль - фрустрация стала осмысляться как то, что человек должен излить перед Богом и прожить. Так, армянский духовный писатель Григор Нарекаци составил «Книгу скорбных песнопений», где открыто жаловался на свою хроническую грусть; а православный епископ Григорий Палама писал, что человеку нужно столкнуться со своим бессилием, дойти до дна и научиться полагаться на Бога.
Особое внимание «скорби по Богу» уделялось во времена Реформации, начиная с Лютера: это его знаменитый «опыт в башне», когда после долгих переживаний он ощутил Божье присутствие и осознал, что спасение достигается только верой. Лютер же вводит термин Anfechtungen, который означает страдания и отчаяние, в результате которых обретается вера. Среди англоязычных пуритан3 был в ходу термин «духовная опустошенность» (англ. spiritual desertion), который означал состояние богооставленности и печали по этому поводу, и они его подробно разбирали.
Прежде всего — как к этому относиться? Значит ли это, что Бог бросает преданную Ему душу? Уильям Перкинс, авторитетный пуританский писатель, указывал, что Бог может оставить душу, но никогда не против ее воли (сразу вспоминается, как Эммануил из аллегории «Духовная война» Джона Баньяна оставляет город Душа, когда видит, что жители Им пренебрегают). Бог может наказывать таким образом за грехи (например, за неверие или привязанность к мирским удовольствиям), может испытывать Своих служителей, чтобы они увидели, что наполняет их души, насколько они преданы Богу — не только в духовном изобилии, но и в скудости, насколько способны предотвращать какие-то будущие грехи. Этот период может продлиться довольно долго, предупреждает Перкинс; и в это время как будто бы ничего не получается: не радуют хорошие проповеди, не греют душу ни молитва, ни причастие; человек искренне хочет угодить Богу, но у него ничего не выходит. К этой ситуации стоит отнестись как к длительному испытанию, запастись терпением и ждать, когда этот кризис минует и Бог, когда сочтет нужным, вернется в душу. Важно, испытывая такую духовную фрустрацию, стремиться к Богу и оставаться верным тем откровениям о Нем и Его милости, которые были открыты тогда, когда христианин ясно ощущал Его присутствие.
Уильям Перкинс (1558–1602), пуританский протестантский богословПуритане, впрочем, не сводили длительную печаль, меланхолию, только лишь к духовной сфере. Перкинс указывал, что у меланхолии могут быть и «земные» причины: например, нездоровая деятельность мозга и больная фантазия; пуританский писатель Ричард Бакстер указывает также на сильную физическую боль. Причиной меланхолии могут быть сильный испуг, тяжелая новость, потеря близкого человека, переутомление и выгорание, в том числе из-за церковной активности. Пуритане стремились развести духовное и душевное на примере укоров совести: совесть указывает человеку на конкретный грех, а человек в «меланхолическом» состоянии винит себя вообще во всем; муки совести, в отличие от меланхолии, не лечатся медицинским путем или разговорами, поскольку это вопрос духовный, а только покаянием, прощением грехов и упованием на Божью милость. Нельзя сказать, однако, что духовное и душевное не связаны: так, муки совести, если человек не исправляет свою жизнь, могут привести к меланхолии.
Для душепопечения важно сразу понять, не имеет ли служитель дело с меланхолией, чтобы предоставить человеку комплексную помощь. Признаки депрессии, возникшей на фоне богооставленности, указывали и Ричард Бакстер, и Уильям Перкинс. В целом они сводятся к следующему:
— хроническая и непроходящая тревожность;
— неспособность к радости;
— зацикленность на себе и своем воображении (это может вести и к тому, что человеку кажется, что он получает откровения от Бога или что он одержим дьяволом);
— бесконечные сомнения и спутанность мыслей;
— склонность все преувеличивать и драматизировать;
— постоянное самокопание и самообвинение;
— неверие в Божью милость;
— невозможность управлять собой и своими мыслями;
— последовательное избегание общения с другими людьми;
— отказ от своих дел и бесконечное созерцание;
— попытка наложить на себя неумеренную и неразумную аскезу;
— суицидальные мысли.
Если служитель понимает, что имеет дело с меланхолией, то он старается помочь человеку не только духовными советами, как было указано выше, но и направляет его к врачу за медицинской помощью, предлагает больному постоянно общаться с тем, кому он доверяет и кто сможет за ним постоянно наблюдать, а также рекомендует по возможности заняться каким-то делом и нагружать себя посильными обязанностями.
Ларри Крабб (1944–2021), американский христианский консультант-душепопечительВ XVIII – XIX веках в христианской среде продолжалось осмысление фрустрации. Она может быть связана с сомнениями в Боге, неблагодарностью Ему и отказом подражать Христу в Его терпении (православный епископ Игнатий, Брянчанинов), с высоким мнением о себе и своих добродетелях и отсюда невозможностью без лишнего драматизма отнестись к своим грехам (православный духовный писатель Никодим Святогорец), с естественным ростом христианина (реформат Вильгельм а Бракель), с очищением нас Богом от формального благочестия и гордыни (реформат Герхард Терстеген). Не стоит, как пишет Терстеген, пытаться поправить это состояние внешними действиями и внешней активностью, нужно продолжать молиться, не зацикливаться на себе, а сосредоточиться на Боге.
ХХ век с его потрясениями и разрушением человеческих связей сопровождался в том числе и депрессиями. Состояние разочарования заставляет нас смотреть на мир глазами человека неблагодарного; стоит впустить в себя эту отраву, как она высосет из человека все силы и приведет к физическому и душевному недомоганию, предупреждал православный духовный писатель Паисий Святогорец.
В современных исследованиях депрессий и фрустраций объединяют свои усилия и светские, и христианские специалисты. Один из известных современных авторов Ларри Крабб предупреждает, что можно решить физические и душевные проблемы, но остается человеческий дух, тоскующий по Богу, который только Им и лечится.
Итак, на протяжении веков христиане осмысляли печаль, случившуюся как разочарование в чем-то желаемом и его недостачу, указывали как духовные, так и душевные, и физические причины такого состояния. Но человеку необходимо пройти и преодолеть эти состояния, понять, почему они случились и для чего были допущены в его жизни. Как говорил Билли Грэм, «согласно законам Царствия Божьего, человек опускается в долину плача, прежде чем будет вознесен на гору духовной славы»4.
1 Дидахе. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 22 октября 2024 года).
2 Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 2. Ч. 1. О статуях. Беседа шестая. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 22 октября 2024 года).
3 Англоязычные кальвинисты.
4 Мудрость Билли Грэма для всех поколений. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 22 октября 2024 года).
Фото: commons.wikimedia.org, ru.wikipedia.org, en.wikipedia.org