В Библии есть немало примеров праведной жизни людей, преданных Богу, — это и пророки, и цари, и герои. В Евангелии это Иоанн Креститель, Дева Мария. Безусловно, образец праведности и святости явил Сам Иисус Христос, призывавший и учеников Своих к высоте духовной жизни: «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Однако есть один человек, о котором в Евангелии сказано не так много, но за немногими фразами встает образ верной Богу души, одновременно смиренной и мужественной. Это Иосиф, муж Марии. Он стал для Иисуса отцом, хотя не был им по плоти. Но Бог повелел ему принять Марию и ее младенца, и Иосиф взял на себя заботу о них. Этот человек как будто на втором плане евангельского повествования, хотя участвует во всех событиях детства и отрочества Иисуса.
Что мы знаем об Иосифе? Из Евангелий известно, что он происходил из рода царя Давида. Господь обещал своему пророку и псалмопевцу, что не оставит и прославит его род. Но прошла почти тысяча лет после смерти Давида, девятьсот с лишним — со смерти его сына, царя Соломона. Менялись цари и династии, возвышались и гибли царства, и потомки царя Давида утратили престол Израиля. Но память о Божьем обетовании хранилась в этом роде. Хранил ее и Иосиф.
Два евангелиста — Матфей и Лука — приводят родословную Христа. Но там есть несовпадения: по одной из них, Иосиф был сыном Илии, по другой — Иакова. Некоторые исследователи объясняют это распространенным в те времена обычаем левирата, когда овдовевшую женщину в жены брал брат умершего, чтобы продолжить его род, а отцом детей считался покойный. Такое вполне могло произойти и в семье Иосифа. Также возможно, как предполагают богословы исторических церквей, что Иосиф был вдовцом, и от первого брака у него были дети — братья и сестры Иисуса, которые неоднократно упоминаются в Евангелиях. Несмотря на то что Иосиф происходил из царского рода, он был простым плотником и зарабатывал на хлеб своим трудом.
Иосиф был благочестив и праведен, чтил и соблюдал Закон, но он также был великодушен. Последнее проявилось в том, что, когда он узнал, что обрученная ему девушка ждет ребенка, к появлению которого он не был причастен, он хотел тайно отпустить ее. Да, Иосиф знал все древние правила и предписания, но по своей доброте был готов нарушить закон, не желая опозорить Марию или причинить ей боль, ведь по законам иудаизма неверную женщину могли побить камнями. Именно в момент сомнений ему во сне явился Ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1: 20–21). И Иосиф, доверяя Богу, безоговорочно и смиренно принял Марию и все, что было уготовано для него.
Второй раз ему явился Ангел, чтобы сообщить, что царь Ирод хочет погубить Младенца. Тогда Иосиф взял маленького Иисуса и Марию и поспешил с ними в Египет, где царю было не найти их. Надо было обладать большой смелостью и так полагаться на волю Божью, чтобы отправиться в столь далекий путь, где их ждала полная неизвестность.
Третий раз Ангел Господень явился Иосифу, когда Ирод уже умер, и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (Мф 2:20 – 21).
Рембрандт Харменс ван Рейн. Бегство в Египет. 1627
Не столь уж много людей в Евангелии, да и во всей Библии, которым так часто являлся Ангел Господень. Отсюда мы можем сделать вывод, что сердце Иосифа было открыто Богу, и он готов был слушать голос Божий, а потому Бог доверил ему великую миссию — быть опекуном и воспитателем Спасителя мира, когда Иисус находился в нежном возрасте и нуждался в этом.
Можно представить себе будни Святого семейства в Назарете: Мария хлопочет по дому, а Иосиф учит маленького Иисуса молитве, чтению Торы и самым простым бытовым вещам. Когда Ребенок подрос, отец учил Его и плотницкому делу. Но главное, что изо дня в день Иосиф жил с осознанием своей миссии — Бог доверил ему Своего Сына. Наверное, быт в Назарете и жизнь этой семьи мало чем отличались от жизни людей вокруг. Но внутренне каждый день Иосифа, конечно, был наполнен служением Богу, пусть это и проявлялось в бытовых мелочах.
Джеймс Тиссо. Иисус, найденный в Храме. 1886–1894Однако случались и неординарные происшествия, например бегство в Египет, о котором уже упоминалось. Или случай в Иерусалимском храме. Можно представить, что чувствовал Иосиф, когда, возвращаясь из Иерусалима, куда семейство ходило на праздник, они с Марией не обнаружили рядом Иисуса, которому, как говорит Писание, в то время было 12 лет! Он мог заблудиться, не найти дороги, в конце концов, его могли украсть работорговцы (такое на Востоке случалось). Все эти мысли, конечно, проносились в голове Иосифа. И какова же была его радость, когда Иисус был найден в Иерусалимском храме среди учителей! Евангелист Лука так передает тревогу Марии: «... Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя» (Лк 2:48). Иосиф не стал упрекать Иисуса, возможно, он просто прижал Его к себе и порадовался, что Иисус жив и здоров и семейство снова вместе.
Дальнейшее евангельское повествование ничего не говорит о судьбе Иосифа, так же как ничего не говорит и о его возрасте. В восточнохристианской традиции считают, что он был преклонных лет и вскоре умер, на Западе — что Иосиф был среднего возраста и прожил еще довольно долго. Возможно даже, что он увидел, как Иисус стал взрослым и вышел на Свое общественное служение. И если это так, то можно представить, как радовалось его сердце, что Сын вырос, а значит, он, Иосиф, выполнил то, что поручил ему Бог.
Художники Запада и Востока по-разному изображали Ио сифа: и как седобородого старца, и как человека средних лет с черной бородой. Но в любом случае, когда изображают Путь в Вифлеем, Рождество Христа, Сретение, Бегство в Египет, эпизод в Иерусалимском храме, — всюду рядом с Марией и Иисусом присутствует Иосиф. Он всегда занимает скромное место, но мы понимаем, что его миссия была великой и он достойно ее исполнил. Изо дня в день в самых простых житейских делах, а порой и в трудных обстоятельствах Иосиф совершал свой жизненных подвиг. И мы можем с полным правом назвать его праведником. Сам бы он, наверное, удивился, что кто-то назвал его жизнь подвигом, ведь он просто исполнял волю Бога. Но смирение, послушание, благочестие и верность — это и есть праведность перед Богом.
Изображение Иосифа в разных сценах со Святым семейством появляется в христианском искусстве с V века. Но особое внимание на Иосифа обратили художники Возрождения, когда в европейской культуре возросло внимание к человеку, к отдельной личности. Это заметно в картинах художников Северного Возрождения, где протопротестантские движения и затем Реформация ставили акцент на вере в повседневной жизни человека, на его служении Богу, которое освящало самый простой труд. Иосиф-плотник, Иосиф—отец семейства стал героем многих картин. Но и художники в католических странах не обходили вниманием Иосифа. В 1955 году папа Римский Пий XII даже учредил праздник 1 мая — День Иосифа Труженика как покровителя всех трудящихся. Почитают Иосифа и в других церквах, православных и древне-восточных, и там также изображают его рядом с Марией и маленьким Иисусом.
Роберт Кампен. Алтарь Мероде (Триптих Благовещения). Ок. 1427–1432. Справа — Иосиф в мастерской
Сегодня образ Иосифа, как мне кажется, становится особенно актуальным, потому что его пример показывает, как в самых простых обстоятельствах жизни мы встречаемся с Богом и каждый наш день может быть освещен Его светом и Его словом. Для того чтобы исполнить Божью волю, не нужно бежать в пустыню, восходить на вершины гор или совершать что-то сверхъестественное, нужно просто слушать Его голос, говорящий в нашем сердце, и стараться исполнить то, что Он говорит.
Фото: commons.wikimedia.org, ru.m.wikipedia.org, ru.wikipedia.org