Интервью

«Близость Бога дает импульс для благочестивой жизни»

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 101/«Близость Бога дает импульс для благочестивой жизни»

«Близость Бога дает импульс для благочестивой жизни»

О благочестии, молитве, общинном измерении Церкви размышляет Дэвид Уэстрам, пастор Салтыковской церкви ЕХБ, один из руководителей движения «Город в молитве»

— Что вы вкладываете в понятие «благочестие»?
— Благочестие соответствует ветхозаветному понятию жизни в страхе Гос­поднем. Это хождение перед Богом с пониманием того, что наши поступки действительно влияют на нашу жизнь и на жизнь окружающих. Благочестие больше связано с нашим поведением и осознанием того, что страх Господень не абстрактное понятие.

Понять, что это такое, мне очень помогла моя мама. Она говорила: «Христос — мой командир». Я возражал, что это не библейское слово, но она отвечала: «Мне так легче понимать». И, наверное, благочестие зарождается тогда, когда мы испытываем, с одной стороны, семейное, родственное чувство к Богу как Отцу, а с другой — осознаем Его власть. Некоторые церкви называют Иисуса Царем, чтобы мы помнили, кем Он является. Конечно, прежде всего Он наш Спаситель, и эту миссию Он уже выполнил. И теперь Он наш Царь в Царстве Божием. Благочестие — это то, что нам необходимо практиковать, чтобы быть гражданином Царства и соответствовать идее этого Царства.

В условиях современного индивидуализма благочестие понимается как сосредоточенность на собственной личности, стремление правильно поступать в своей, отдельно взятой, жизни. Но если следовать идее Царства Божьего, то важно помнить: мы движемся вместе как народ, как Божье Тело, как семья Христова. Понятие благочестия связано с этими новозаветными образами. Когда человек слишком сосредоточен на себе и своих поступках, это вредит его благочестию, хотя он и очень старается. Христианство предполагает общинный подход к жизни, и жить благочестиво означает являть пример христианской жизни, прежде всего в своей общине, а не просто идти своим путем к Богу. Благочестие неразрывно связано с пониманием общности Церкви.

— Принято считать, что хорошо начинать свой день с молитвы. Вы следуете этому правилу?
— Если я не начинаю утро с Иисусом, мой день обречен на провал. Раньше я не отдавал себе отчета в том, насколько это серьезно и важно. Мы, конечно, знаем, что Иисус много молился, но в Новом Завете не написано, как часто Он это делал. Зато в Ветхом Завете есть текст, в котором Исаия говорит о Христе следующее пророчество: «...каж­дое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтоб Я слушал, подобно учащимся» (Ис 50:4). Меня сильно впечатлили эти строки. Если Иисусу приходилось каждое утро начинать с общения с Отцом, то и нам не обойтись без этого.

В XIX веке жил евангелист Джордж Мюллер. Каждое утро он читал Биб­лию и первые пятнадцать-двадцать минут усиленно старался настроиться на общение с Богом, найти Его. Так продолжалось довольно долго, но однажды все изменилось. Прочитав первые строки, он сразу вышел на диалог с Богом — без всяких усилий. С тех пор общение с Богом стало для него сладостным и желанным, а не тяжелой работой. Я часто использую этот пример, когда учу молитве.

Благодать — это Божье благоволение, нам не нужно тратить много усилий, чтобы достучаться до Бога. Дверь всегда открыта, мы можем сразу начинать общение с нашим Небесным Отцом. Однажды я практиковал такую молитву сто дней, не пропуская ни одного, это было сладостное время.

Известен и такой случай из жизни Джорджа Мюллера. Он был директором приюта в Бристоле (Англия). Однажды, сидя за пустым столом, он благодарил Бога за пищу, которой на самом деле у него не было. В этот момент на улице остановилась машина молочника, в ней что-то сломалось. Молочник постучал в дверь приюта и предложил: «Не возьмете себе молоко, а то оно испортится?» Вот такая вера была у Мюллера, он часто повторял, что для верующего имеет значение живое общение с Богом, а не общение ради «галочки».

— Хотеть достучаться — это очень по-человечески! А на самом деле? Нужно просто сказать: «Доброе утро, Гос­поди!» — и слушать?
— В моем опыте самое упоительное общение с Богом бывает тогда, когда у меня есть вопросы к Нему. Если у меня нет предмета для разговора, то я стараюсь найти его. Но когда я прихожу к Богу с вопросом, то диалог получается очень интересным.

В последние годы у меня было много вопросов, касающихся богословия, а иногда я просто приходил с просьбой: «Гос­поди, открой мне что-то новое о Себе сегодня». Тут-то все и начиналось. У меня есть книга Lösungen (нем. — «Решения»), ее издают лютеране в России. Там сопоставляются стихи из Ветхого и Нового Заветов, и эта связь стихов дает пищу для размышлений. Иногда я просто следую плану чтения Библии и удивляюсь, насколько ситуации в биб­лейских историях совпадают с моими сегодняшними проблемами и ситуациями. Просто непостижимо! Библия не в мое время была написана, но ее сюжеты отвечают на мои сегодняшние переживания. Меня восхищает, как же Бог все удивительно устраивает!

Раньше я думал, что Бог управляет только макроситуациями, то есть участвует в значительных моментах жизни людей. Но я увидел, что Его волнуют и микроэлементы моей жизни. Он часто проявляет знаки Своей любви и поддержки. Однажды мы с женой шли по городу, как вдруг все небо заволокло черными грозовыми тучами. И неожи­данно в них появился небольшой просвет, и солнце осветило нас. Господь словно хотел сказать: «Я не бросил вас, Я с вами!» И в такие моменты особенно ощущаешь близость Бога и желание снова и снова общаться с Ним.

Ответы Бога часто связаны с библейскими текстами. Как-то раз я ехал по МКАД, и Бог положил мне на сердце остановиться и открыть Книгу Малахии. Казалось бы, и сам этот момент не располагал к чтению Библии, и место для остановки было неподходящим. Но когда я открыл этот текст, то его содержание дало мне пищу для размышлений на следующие пару лет. Я хотел понять, какое количество пророчеств Исаии о Христе можно отнести к Его Первому пришествию, а какое — ко Второму. У меня сложилось впечатление, что примерно 50 на 50. Но оказалось, что это не так. Девяносто процентов пророчеств Исаии связаны с Первым пришествием Христа. Он дал нам задание, чтобы мы трудились в настоящем, а не строили теории о том, что будет. И все эти открытия начались во время той моей остановки на МКАД!

Одно из самых впечатляющих качеств Бога, которое я открыл для себя, — это Его имманентность. То есть Он близко — среди нас. Это очень утешает и дает мощный импульс жить благочестиво. И, возможно, все творение существует благодаря только тому, что Господь не оставил его. Евангелие, Ии сус — это доказательства того, что Бог близко, Он хочет быть рядом с нами.

— Какие качества отличают благочестивого человека? Благочестие — это врожденное или приобретенное качество?
— Я думаю, что благочестие — качество приобретенное. Больше всего оно связано с тем, насколько человек понимает Бога. Или Бог действительно для нас есть Бог, и с этим надо считаться, или Он на периферии нашего сознания. Благочестивый человек отдает себе отчет в том, что все серьезно. Такого человека отличает постоянство: Бог с ним и на работе, и в отпуске — в каждый момент жизни. Возможно, в какой-то момент такой человек пережил некое откровение, и он был потрясен величием Божиим. Это откровение могло прийти к нему в общении с родителями, во время проповеди, при чтении книги. Такое откровение о Боге становится источником благочестия. Дальше человек уже поступает в соответствии со своим уровнем познания Бога. По мере того как он растет в этом познании, в нем развивается и зреет благочестивый характер.

— Как вы понимаете слова Христа из Нагорной проповеди «Блаженны нищие духом» (Мф 5:3)?
— Я думаю, что нищий духом — это тот, кто подчиняет себя Богу. Если я ставлю волю Бога над своей, то мои желания отойдут на второй план. Сокрушенное сердце смиряется и говорит: «У Бога совершенное знание, поэтому я пойду за Ним». То есть я не настаиваю на своем.

— Бывает, что родители вкладывают много сил в духовное воспитание ребенка, а он вырастает и отказывается от веры… Какова роль семьи в формировании благочестия?
— Я вырос в миссионерской семье, мои родители жили в Индонезии и переводили Новый Завет на язык маленького народа — берик. И до 18 лет я жил с ними. Я видел, как одни дети остаются с Христом, а другие уходят в мир. С детства меня мучил вопрос — почему так происходит?

Иисус неоднократно повторял, что самое опасное для христианства — это лицемерие. Я слышал молитвы разных миссионеров: одни роптали на сложные условия работы в Индонезии, а другие прославляли Бога, несмотря на проблемы, благодарили за честь участвовать в Его деле. Слыша недовольные молитвы родителей, дети, конечно же, отдалялись от такого «ужасного» Бога, который обрек их семью на трудности. Дети же родителей, которые славили и благодарили Бога, оставались христианами.

Когда мы с женой стали родителями, я очень беспокоился о том, получится ли воспитать детей в вере. Нашему сыну уже двадцать пять лет, дочери — двадцать три, и они живут с Гос­подом. Так что, слава Богу, нам это удалось.

В Новом Завете мы читаем наставление апостола Павла о том, что служитель должен в первую очередь управлять своей семьей. Я очень переживаю, когда дети уходят из церкви из-за того, что не видят настоящего примера христианской жизни. Это очень страшно.

Хотя иногда, видя плохой родительский пример, дети принимают решение от противного и хотят жить иначе. Единого алгоритма не существует, но благочестие родителей очень помогает детям сделать правильный выбор.

— Кто для вас является примером благочестивой жизни?
— Конечно, лучший пример для меня — это мои родители. Мой отец жил для людей, все делал для народа, которому служил. Помню, когда мы уезжали из Индонезии, он раздал все свои рубашки и сам ходил в последней, пока мама не купила ему новые. Моя мама написала автобиографию, которая переведена на русский язык и называется «Лучшая жизнь». Это название противопоставлено понятиям «хорошая жизнь», «американская мечта». То есть она хотела сказать, что жизнь жены миссионера, занимавшейся переводом Библии на язык небольшого индонезийского народа, превосходнее «американской мечты».

Я никогда не забуду, как в воскресной школе нам предложили расшифровать как акроним короткое английское слово joy («радость»): j — Jesus («Иисус»), o — other («другие»), y — yourself («ты сам»). Если мы предоставляем Иисусу главное место в своей жизни, второе — другим и последнее себе, это действие приносит великую радость. Я могу подтвердить. Когда Бог видит, что мы переживаем о других, то Он переживает о нас. И когда мы следуем этой иерархии в жизни, то наши финансы, наше время и решения служат расширению и интересам Его Царства.

— Вы стали инициатором движения «Город в молитве», которое объединило поместные церкви в молитве о Москве. Расскажите, пожалуйста, об этой инициативе.
— Иисус создал Церковь — это Тело Христово, народ Божий. Я думаю, что очень важно вернуться к общинному пониманию жизни Церкви. Молитва бывает личной, семейной, церковной, но церкви редко выходят на уровень города, совместной молитвы о нем. А ведь мы не просто поместная церковь, мы часть огромной городской семьи, и мир в этой семье важен для нас.

Духовным пробуждениям в истории всегда предшествовали молитвенные движения. Должен быть какой-то внешний знак единства.

В 2013 году в магазине христианской книги «Филадельфия» я купил справочник «Москва евангельская» и начал звонить пасторам, встречался с ними, предлагая церквам объединиться в молитве о нашем городе. В 2022 году мы создали молитвенную цепочку, и с тех пор у каждой городской церкви есть возможность выбрать себе час в неделю и стать звеном в постоянной круглосуточной молитве о городе и о его пробуждении. Для этого нужно согласие 168 церквей.

Половина молитвенных часов уже распределена между церквами. Пока в этом движении участвуют лишь протестантские церкви. Возможно, вскоре мы начнем приглашать и православные приходы участвовать в этой молитве. Церковь созидается там, где действует Святой Дух, а Он действует во всех деноминациях.

О чем мы молимся? Прежде всего мы возносим хвалу Богу; молимся о единстве церквей в городе, об образовании, кинематографе, чтобы они несли христианские ценности, о закрытии букмекерских заведений в городе, о разных нуждах участников движения, об участниках цепочки, чтобы они могли с дерзновением рассказывать окружающим о Царстве Божием.

Мы считаем, что разные христианские деноминации подобны разным коленам Израилевым. Завоевывая Обетованную землю, все они сражались вместе. Единственный способ одержать сегодня победу в духовной брани — это вместе преклонить колени в молитве.

Многие сегодня говорят о скором Втором пришествии Христа и радуются этому. Но мне кажется, что такие ожидания преждевременны и не соответствуют библейскому духу: Бог не отправит в ад так много людей, живущих сегодня во тьме. По­этому, я думаю, что нас ждет еще не одно пробуждение.

Когда христиане мечтают как можно скорее попасть к Богу и ждут скорейшего Пришествия Христа, это своего рода эгоизм. Такие взгляды свидетельствуют о том, что они не понимают смысла Великого поручения. В Откровении Иоанна Богослова написано, что Церковь должна приготовить себя к Его Пришествию (см.: Ин 19:7). А разве она готова, если еще не выполнено Великое поручение? Более того, Церковь еще не пришла к единству. Так что существует целый ряд причин, которые не благоприятствуют близкому Пришествию Иисуса. Благочестивый человек осознает то, как он смотрит на мир, понимает дух и сердце Божии, и он действительно готов спасать людей. И пусть Церковь Христова будет ему лучшим помощником в этом деле.

С Дэвидом Уэстрамом беседовала Мария Романова
Фотографию предоставил Дэвид Уэстрам

Работает на Cornerstone