Портрет

Льюис Бейли и его великая книга

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 101/Льюис Бейли и его великая книга

Льюис Бейли и его великая книга

Льюис Бейли (1575–1631) — епископ Церкви Англии и известный духовный писатель. По одной версии, он родился в городе Кармартен (графство Кармартеншир, Уэльс), по другой — в городе Биггар (округ Южный Ланаркшир, Шотландия). О его детстве и юности ничего не известно. Молодой человек стал священником в Ившеме (графство Вустершир, Англия), и оказалось, что он обрел свое призвание.

В тогдашней церковной среде было много отвлеченных богословских дискуссий, но мало практических наставлений. Кроме того, Церковь Англии, созданная в том числе и по политическим причинам в XVI веке, не провела протестантскую реформу до конца. Это положение дел критиковали церковные оппозиционеры — пуритане (от латинского слова purus — «чистый»). Пуритане помимо всего прочего настаивали на том, что благочестие должно быть заметно не только во время богослужений, но и в повседневной жизни человека. Очевидно, так же считал и Бейли.

Слава о красноречивом священно­служителе распространилась далеко за пределы Ившема, и в 1604 году Бейли переехал в Лондон. Талантливый проповедник, видимо, считал, что ему для полноценных занятий богословием нужно образование, и в 1611 году получил степень бакалавра в Оксфордском университете.

Двор благоволил к Бейли, и он стал капелланом принца Уэльского Генри. В 1612 году принц Генри умер, и Бейли прочел проповедь, в которой не только выразил почтение к своему покровителю, но и собственные пуританские взгляды, которые, в частности, состояли в обвинении некоторых высокопоставленных чиновников в «папизме», то есть в данном случае в тайной склонности к католичеству. Это вызвало большое недовольство в определенных кругах, однако не сильно помешало дальнейшему карьерному росту Бейли: в 1613 году он получил степень доктора теологии, еще через три года стал архидьяконом1 Сент-Олбанса (графство Хартфордшир, Англия), а затем и епископом Бангорским2. И наконец, король Яков I сделал Бейли своим капелланом.

Близость к королевскому двору предполагала определенную дипломатичность, однако епископ-пуританин был явно ее лишен и активно выражал свое мнение по поводу внешнеполитических дел. В то время противоречия между католическими и протестантскими государствами были очень острыми и грозили перейти в гражданскую войну как в Габсбургской монархии (Австрия), куда входила Чехия, так и в Священной Римской империи3. Бейли поддержал брак принцессы Елизаветы Английской с курфюрстом Фридрихом V Пфальцским, лидером немецких протестантов. Когда курфюрст принял предложение чешских протестантов, недовольных господством католиков Габсбургов, стать королем Богемии (Чехия), Бейли горячо поддержал Фридриха. Такая позиция вызвала раздражение у английского короля, который по политическим соображениям не хотел поддерживать собрата-протестанта, и в 1619 году Бейли получил выговор.

Однако Бейли оставался принципиальным: когда в следующем году начались переговоры о браке наследника престола Карла с испанской принцессой, епископ Бангорский выступил решительно против, считая недопустимым союз с Испанией, оплотом католичества. Кроме того, Бейли критиковал указ Якова I о допустимых и недопустимых занятиях в воскресный день. Бейли, как строгий пуританин, считал, что в воскресенье все мирские занятия недопустимы, и прямо выразил свое мнение. Неудобный епископ был заключен на короткое время в тюрьму.

Не пришелся Бейли ко двору и новому королю Карлу I. Уиль­ям Лод, будущий архиепископ Кентерберийский, обвинил Бейли в том, что тот находится в оппозиции церковному начальству; а в 1630 году его попрекнули тем, что он якобы рукополагает духовенство, которое не полностью придерживается ортодоксальных взглядов. Бейли опровергал обвинения и указывал, что он со всем усердием управлял епархией, тщательно следил за чистотой учения и жизни священников и тратил свои личные деньги на то, чтобы восстановить церковный собор, где служил. Бейли сетовал, что постоянные нападки королевского двора и церковного начальства выматывают его и лишают сил. Судя по всему, прихожане и пасторы в Уэльсе также смотрели на своего епископа косо — пуритан за их строгость и требовательность не жаловали. В 1631 году Бейли умер в Бангоре.

В историю протестантизма Льюис Бейли вошел как автор книги «Практика благочестия» (The Practice of Piety). Точно не известно, в каком году она впервые увидела свет, но в 1613 году вышло уже третье ее издание.

В своей книге Бейли показывает благочестие как путь, который человек проходит в течение жизни, преодолевая то, что мешает этому пути, и развивая то, что ему способствует. Благочестию препятствует ложное учение — а это все доктрины, как указывает Бейли, которые не основаны на Божьем Слове. Большой соблазн — это дурной пример, который могут подавать выдающиеся люди; поэтому всегда и во всем необходимо ориентироваться только на совершенного Человека — Христа. Бог далеко не сразу наказывает грешников, и у людей складывается иллюзия, что можно делать что угодно. Тут надо помнить, что всеведущий и праведный Бог не карает нас из Своего милосердия, которым не стоит зло­употреблять: «Разочарование в Божьей милости обрекло на проклятье тысячи, но безрассудная надежда на Божью милость привела к погибели десятки тысяч и быстро отправила их в ад, где теперь они остаются в вечных муках, без всякой помощи или надежды на искупление»4. На нас очень влияют люди, с которыми мы общаемся, и мы должны помнить, что дурная компания непременно и зачастую незаметно отвратит нас от Бога.

Льюис Бейли и его великая книга

Есть также заблуждение, указывает Бейли, будто благочестие просто делает нас унылыми и тревожными людьми, и поэтому люди его избегают. Надо помнить, что следование за Богом приносит людям и радость, и надежду. И наконец, людям кажется, что у них вся жизнь впереди — в то время как никто не знает своего смертного часа.

Есть у Бейли и «позитивная программа». Он указывает, что крайне важны наше усердие в благочестии и искреннее желание добра, которые проистекают из благодарности Богу. Сатана не всегда толкает нас на явное зло, ему достаточно, чтобы мы были ленивыми и расслабленными. Царство Божие достигается постоянной и ежедневной работой над собой. Мы смиренно просим Бога изменить наше сердце, без чего нет истинного благочестия, и работаем над нашим поведением.

В книге Бейли есть конкретные советы, которые касаются молитвы, чтения Биб­лии и размышлений над ней, соблюдения воскресного дня и каждодневного испытания своей совести. Бейли, как пастор-практик, советует, как следует себя вести, когда нас настигают тяжелые испытания и болезни.

«Практика благочестия» была одной из самых популярных книг в протестантском мире: в XVII веке она была самой продаваемой книгой в Нидерландах; под ее влиянием обращение к Богу пережил Джон Баньян, автор «Путешествия пилигрима». Книга была переведена на многие европейские языки, включая итальянский и польский; на чешский язык ее перевел реформатор образования Ян Амос Коменский; пуритане Новой Англии даже перевели книгу для индейцев Массачусетса.

Книга Бейли и пример его жизни могут быть полезны и для современных христиан, поскольку это важное напоминание о том, что жизнь с Богом — каждодневный и методичный труд.

1 В Церкви Англии архидьяконы осуществляют надзор за епархиями, то есть являются заместителями епископа.
2 Бангор — город в Северном Уэльсе.
3 Европейское государство с центром на территории современной Германии.
4 Bayly L. The Practice of Piety. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 24 июля 2024 года). Пер. О. Куропаткиной.

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone