«Тем, кто, постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь» (Рим 2:7, НРП), — пишет апостол Павел, и в тексте своего письма к церкви он использует слово «постоянно», обращая наше внимание на то, что добрые дела делаются не от случая к случаю. Такие добродетели, как терпение, любовь, воздержание, кротость, щедрость, — это не то, что происходит с нами иногда, это качества, которые протянуты из настоящего в вечность. Но обретаем и развиваем их мы здесь, на земле, готовясь к вечности.
Когда мы говорим о щедрости как об одной из важнейших характеристик благочестия, то подразумеваем бескорыстную помощь нуждающемуся, регулярную и уместную. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак 1:27), — пишет апостол Иаков. Он называет здесь сирот и вдов — самую незащищенную категорию людей. Читая этот текст, мы можем увидеть в нем прямое указание служить в детских домах, приютах, домах-убежищах, приемных семьях. Каждый может решить для себя, какую часть своей жизни и сердца он может посвятить сироте и вдове: может быть, взять в семью ребенка или нескольких детей из приюта, может быть, купить подарки к празднику детям из неблагополучных семей или принять участие в концертной программе для людей с ограниченными возможностями.
Но и каждый из нас может иногда оказаться таким «сиротой» или «вдовой» — в духовном плане. Иногда мы переживаем одиночество, несостоятельность, бедность. Что мы можем сделать, осуществляя свое благочестие на практике, если рядом такой человек? Быть внимательными к водительству Духа Святого, молиться о желании угодить Ему и исполнить волю Божью. И тогда Бог обязательно покажет, о каком человеке нужно позаботиться. Мы увидим, в чем нуждается ближний: это могут быть внимание, время, объятие, поддержка, доброе слово, финансы, физическая помощь. Отражая славу Господа как того, кто щедро дает нам все необходимое, бескорыстно и полностью отвечает на наши нужды, мы сможем восполнить нужду ближнего, сироты и вдовы.
Главное, что нужно, — чтобы щедрый Господь проявлялся через нас, это наше желание. «…именно Бог вызывает у вас желания и поступки, которые угодны Богу», — пишет Павел в Послании Филиппийцам (2:13, пер. WBTC). А предваряют этот стих такие слова: «… со всем уважением и страхом, так же продолжайте трудиться, чтобы завершить свое спасение» (Флп 2:11, WBTC). Иными словами, Господь уже вложил в нас угодные Ему желания и силы для их выполнения и ожидает нашего послушания. Он дал нам все необходимое для того, чтобы Его любовь и доброта отражались в наших поступках и желаниях. Когда мы живем в постоянном общении с Духом Святым, наш взгляд обязательно остановится на том, кому мы можем оказать помощь и поддержку.
«Вы ведь знаете, что на стадионе в соревновании по бегу много участников, но только один становится победителем. Поэтому бегите так, чтобы получить награду. Каждый участник при подготовке к состязаниям отказывается от всего и делает это ради получения тленного венка. Мы же стремимся к венку нетленному» (1 Кор 9:24 – 25, НРП). В этом отрывке апостол Павел сравнивает человека, посвятившего себя Господу, со спортсменом. Все мы с интересом наблюдаем за выступлениями гимнастов, фигуристов, тяжелоатлетов, бегунов. Нам нравится видеть, как человек может выполнить невозможную растяжку, поднять неподъемное, лететь по беговой дорожке как стрела. При этом мы осознаем, что он смог это выполнить не сразу, отлично понимаем, что за всеми достижениями стоит отказ спортсмена от «нормальной» жизни: в его ежедневном расписании — строгие диеты, многочасовые тренировки, полное подчинение своего (и не только своего) режима дня спорту, победе, успеху. Павел подчеркивает, что на все эти жертвы спортсмены идут ради «тленных венков», и призывает нас так же трудиться для получения венков нетленных. Такие качества спортсменов, как целеустремленность, сосредоточенность, посвящение, мы можем развивать в себе, практикуясь в доброделании.
Бог показывает нам, что щедрость тоже можно развивать. Когда у нас есть желание быть щедрыми, мы видим, что именно мы можем дать ближнему. И нашего согласия действовать Богу достаточно — нашего «да» Господу хватает, чтобы через нас давать людям утешение и поддержку.
Добрые слова и улыбка имеют очень мощное действие: «Веселое сердце благотворно, как врачевство...» — написано в Книге Притчей (17:22). Радость, которая исходит от нас, имеет исцеляющую силу. Она не только повышает настроение, но и способна изменить атмосферу как в церкви, так и на наших рабочих местах, в институтах, школах, в наших семьях. Некоторым людям не нужно прилагать усилия, чтобы быть радостными, другие же могут начать тренироваться, щедро делясь атмосферой радости и возрастая в этом.
Объятия, прикосновения тоже могут быть поддерживающими. Я помню, как однажды стояла на богослужении в церкви и плакала, а рядом со мной сидел парень из психоневрологического интерната — особых ребят специально привозили на служения. Он вел себя как пятилетний, на лице у него были жуткие наросты. В какой-то части проповеди со сцены раздался призыв сказать соседу что-то доброе, и этот парень приобнял меня за плечи. В тот же момент я пережила ощущение, что это меня обнимает Сам Бог, грусть ушла, Дух Святой наполнил меня в тот раз очень сильно. Мы не можем сказать точно, когда Господь через нас прикоснется к другому человеку. Но можем предоставить наши тела и души для разумного служения Господу, ожидать, быть готовыми, тренироваться в этом.
В нынешнем оцифрованном мире можно получить огромное количество разнообразной информации. Вместе с тем растет дефицит реального общения, люди нуждаются в том, чтобы быть выслушанными и услышанными. Мы также можем развивать эти навыки, ведь Господь всегда нас выслушивает и слышит. И в поместных церквах, и на работе, и в школе всегда найдется тот, кому мы можем уделить время, выслушать не между делом, а беседуя глаза в глаза. И Дух Святой может в это время исцелить человека, ответить на его запрос, сказать ему что-то важное.
Наконец, наши финансы и реальная помощь — это то, благодаря чему люди могут увидеть щедрость и внимательность Господа. Чувствительность к действию Духа Святого в нас поможет нам понять, кому нужно просто дать денег, кому помочь с переездом, кого позвать в гости на чай, а кому предоставить ночлег. Все это не только позволяет своевременно поддержать человека и засвидетельствовать ему любовь Господа, но и тренирует наше сердце, делает его способным принимать других людей так же, как и Господь принимает нас.
Что же делать, если мы не находим в своих поступках щедрости, если у нас не получается замечать нужду ближнего или нам не хочется восполнять ее? Мне видятся такие пути роста. Во-первых, необходимо приблизиться к Господу, наладить или восстановить отношения с Ним, проводить время в молитве и чтении Его Слова. Если все это когда-то было, а сейчас потерялось — время возобновить дружбу с Богом. Он даст и силы, и желание делать добро всем, а особенно своим по вере. Во-вторых, нужно благодарить Его — за все благодеяния. Мы можем тренироваться в этом. Начни видеть, за что можно сказать спасибо Богу в этот день, что Он сделал для тебя сегодня. Заодно вырастет и благодарность ближнему — жене, мужу, матери, детям, коллеге, другу. Сердце станет шире и радостнее. В этом состоянии быть щедрым легче: «Добрый человек милует и взаймы дает...» — говорит нам псалом 111:5. В-третьих, начни (или продолжи) общаться с щедрыми людьми. С теми, кто дает бескорыстно другим и время, и поддержку, и финансы. Обращай на них внимание, читай о них. Ведь вместе весело не только шагать по просторам, но и служить, делиться любовью Господа, благотворить. Вместе и гореть веселее — любовью и щедростью Бога. И наконец, начни делать то малое, что можешь. Как пишет Екклесиаст, «Все, что может рука твоя делать, по силам делай...» (Еккл 9:10). Так мышца сердца станет натренированной, щедрость будет расти — тогда больше людей сможет в наших постоянных добрых делах разглядеть Господа и довериться Ему.
Фото: gettyimages.ru