Что такое благочестие? Как христианину быть благочестивым и в то же время не стать фарисеем? Эти вопросы всегда волнуют христиан. Посмотрим, как развивались практические представления о посвященной Богу жизни.
В общем смысле благочестие — это образ жизни, реализующий религиозный идеал. О практике христианского благочестия говорит одно из древнейших христианских произведений — «Дидахе» (II век), которое совмещает моральные требования, богослужебные установки и советы для повседневной жизни христианина. Христианский апологет Тертуллиан (160 –240) настаивал на том, чтобы христиане отличались от язычников своим поведением, и писал трактаты, критикующие некоторые привычки язычников (например, посещение зрелищ, связанных с идолопоклонством).
После принятия христианства богословы продолжили размышлять о благочестивой жизни и о том, как ее вести. Григорий Богослов отмечал: «Благочестие состоит не в маловажных вещах и в любомудрии, не в угрюмости, но в твердости души и чистоте ума и в искренней наклонности к добру»1. Все люди разные, и исполнение Божьего Закона тоже выглядит по-разному, например, для ремесленника и для царя. «... Невозможно подвести под одно правило всех находящихся в училище благочестия»2, — писал епископ Василий Великий (IV век).
В Высокое Средневековье на христианском Западе были проведены клюнийская и григорианская реформы, которые должны были способствовать массовому благочестию. В этот же период возникли еретические сообщества катаров и вальденсов. Катары провозгласили повседневный труд служением Богу, вальденсы настаивали на переводе и чтении Писания. В противовес этим движениям внутри католической церкви появились сообщества францисканцев и доминиканцев, провозгласившие возврат к евангельской простоте; общины бегинок и бегардок объединяли христиан для совместной молитвы и дел милосердия.
В Позднее Средневековье больше внимания стало уделяться внутреннему благочестию. Фома Кемпийский в трактате «О подражании Христу» указывает, что богоугодная жизнь — это не столько исполнение внутренних правил, сколько любовь к Христу и постоянное с Ним общение в уединении. Этот трактат стал настольной книгой движения Devotio moderna (лат. «новое благочестие»), возникшего в Нидерландах. Миряне читали Евангелия и обсуждали их, занимались школьным образованием и просветительством.
В Англии оппозиционное движение лоллардов ассоциировало себя с идеями Джона Уиклифа. Они отвергали продажу индульгенций, вводили строгие правила для духовенства. Образ такого священника-нестяжателя мы видим в «Кентерберийских рассказах» Джефри Чосера. В Чехии гуситы, последователи Яна Гуса, сделали благочестие общинной практикой. Так, у таборитов, радикального крыла гуситов, были запрещены азартные игры, музыка, пляски, кабаки, бордели, деятельность шутов и знахарей. До обеда таборитские священники проповедовали, исповедовали, причащали, а в полдень совершали братскую трапезу.
Джон Уэсли (1703–1791)В раннее Новое время под влиянием протестантизма произошло кардинальное переосмысление понятия «богоугодная жизнь». Радикальная Реформация, потерпев политическое поражение во время крестьянских войн, предложила категоричный вариант благочестия — уход из развращенного мира и создание своих общин, как это сделали меннониты, амиши и гуттериты. Однако это, очевидно, не могло быть правилом для всех, и магистральная Реформация предлагала другие пути. Стоит особо рассмотреть немецкий, английский и нидерландский опыт.
Насаждению повседневного благочестия в лютеранстве служили так называемые постиллы — сборники проповедей на события церковного года. Самому Лютеру принадлежит, в частности, «Домашняя постилла», где каждый отрывок из Писания он трактует как руководство к действию для родителей и детей, хозяев и слуг.
Огромное влияние на лютеранский образ благочестия оказала идея рождения свыше, которую сформулировал пастор Валентин Вайгель. Идеи Вайгеля развивал богослов Иоганн Арндт в своей книге «Об истинном христианстве», где подробно описал возможные состояния души и дал рекомендации, как вести благочестивую жизнь. Его книгу изучали прихожане пастора Филиппа Якоба Шпенера во Франкфурте-на-Майне. Их собрания стали называться училищами благочестия, а сторонники Шпенера — пиетистами (лат. pietas — «благочестие»). Чуть раньше Шпенера такие же малые группы основал реформатский пастор Теодор Ундерэйк.
Английские пуритане, желающие реформировать Церковь Англии, оставили много пособий, касающихся благочестивой жизни: «Практика благочестия» Льюиса Бейли, «Трактат о призвании» Уильяма Перкинса, посвященный труду во славу Божью; руководством по семейному благочестию стал трактат «О семейных обязанностях» Уильяма Гоуджа. Пуритане создали особую практику самоанализа: подробное, тщательное и отстраненное исследование души. В практику его внедрили знатные женщины-пуританки, которые вели дневники, или журналы самонаблюдения. Самой же известной и популярной «методичкой» по духовной жизни стало «Путешествие пилигрима» Джона Баньяна.
Впрочем, формальные вещи для пуритан тоже были важны — так, они настаивали на строгом соблюдении святости воскресного дня. Эти правила соблюдались пуританами и в эпоху Английской республики, и в колониях Новой Англии. Само основание колоний в Новом Свете виделось пуританам делом благочестия: между Богом, обществом и отдельным человеком заключался «ковенант», завет — человек обязывался служить Богу и обществу, а общество обязывалось следить за благочестием каждого человека.
Луиза Мэй Олкотт (1832–1888)В Нидерландах в XVII веке началась так называемая вторая Реформация — движение за строгое благочестие. Вдохновленный примером пуритан, Гисберт Воэций выступал против роскоши и ростовщичества, настаивал на соблюдении воскресного дня.
Важной частью протестантского благочестия были песни и гимны. К числу выдающихся лютеранских гимнографов относятся Филипп Николаи и Пауль Герхардт; видный нидерландский проповедник Йодок Лоденстейн часто обращался к пастве в песнях и гимнах; английский священник Джон Донн известен как автор духовных стихов.
Движение также происходило и в католической среде: свои пособия о том, как жить благочестиво, оставили известные проповедники Игнатий Лойола и Франциск Сальский. Во второй половине XVII века под влиянием протестантизма появилось целое движение благочестивых католиков — квиетизм, которое настаивало на практиках молчания, уединения и скромного образа жизни. Один из квиетистов, Франсуа Фенелон, настаивал на образовании для женщин, чтобы они смогли вырастить благочестивых сыновей; Смольный институт в Петербурге, созданный Екатериной Великой, восходит к этим идеям.
Ряд священнослужителей проповедовали среди простого народа, как, например, Жан-Франсуа Реги, который создавал приюты для бывших проституток и нес служение среди крестьян, общество лазаристов, проповедующее среди бедняков и помогающее священникам получить качественное образование, общество урсулинок, создающее женские школы и приюты. Возвращение к старым идеалам простоты жизни и посвященного служения происходило во многих орденах, например у знаменитых капуцинов, вернувшихся к строгому францисканскому уставу.
В XVIII–XIX веках продолжали возникать движения благочестия, оппонирующие равнодушию к религии. Немецкий проповедник Герхард Терстеген подробно разъяснял, что охлаждение к формальной стороне веры может быть добрым знаком, если человек идет дальше — переживает внутреннее перерождение. Английский священник Джон Уэсли создал Клуб святых, который подготовил подробные рекомендации о том, как посвятить все области жизни Богу. Из Клуба святых выросло целое евангелическое движение внутри Церкви Англии, впоследствии оформившееся в новую деноминацию — методизм.
В Северной Америке Первое и Второе великие пробуждения были связаны с протестом проповедников против формального отношения к вере и призывом к пастве начать христианскую жизнь заново, приняв Христа как своего личного Спасителя. Требование духовного возрождения стало важным пунктом в ряде американских конгрегаций, где только «рожденные свыше» могли быть допущены к причастию. Образы повседневного протестантского благочестия мы видим и в классических произведениях для юношества, например в «Маленьких женщинах» Луизы Олкотт и цикле об Энн из Зеленых Мезонинов Люси Мод Монтгомери.
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1899)
В Северной Европе массовые движения лютеранского благочестия, связанные с норвежцем Хансом Хауге и датчанином Николаем Грундтвигом, соединили для тысяч людей служение Богу с практической трудовой и общественной деятельностью.
Важной частью благочестия по-прежнему оставались песни и гимны. Выдающимися гимнографами были американская методистка Фанни Кросби и шведский лютеранский епископ Юхан Валлин.
В православной традиции подробные «методички» духовной жизни писали епископы Тихон Задонский и Феофан Затворник. Практическое благочестие переживало расцвет в старообрядческих общинах, чьими виднейшими представителями были купцы.
ХХ век принес серьезные изменения в жизнь людей и поставил вопрос, как быть благочестивым человеком в современном мире. Об этом говорили и говорят христианские проповедники всех конфессий, указывая на то, что наше стремление к Богу должно быть ежедневным и повседневным.
1 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 2. — М.: типография Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии, 1844. С. 278.
2 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 5. — Сергиев Посад: изд-во Троице-Сергиевой лавры, 1901. С. 119.
Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org