История

Посвящение Богу каждый день: как это было в истории

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 101/Посвящение Богу каждый день: как это было в истории

Посвящение Богу каждый день: как это было в историиЭдгар Банди (1862–1922). Пуритане


Что такое благочестие? Как христианину быть благочестивым и в то же время не стать фарисеем? Эти вопросы всегда волнуют христиан. По­смотрим, как развивались практические представления о посвященной Богу жизни.

Посвящение Богу каждый день: как это было в историиДжон Беньян (1628–1688)

В общем смысле благочестие — это образ жизни, реализующий религиозный идеал. О практике христианского благочестия говорит одно из древнейших христианских произведений — «Дидахе» (II век), которое совмещает моральные требования, богослужебные установки и советы для повсе­дневной жизни христианина. Христианский апологет Тертуллиан (160 –240) настаивал на том, чтобы христиане отличались от язычников своим поведением, и писал трактаты, критикующие некоторые привычки язычников (например, посещение зрелищ, связанных с идолопоклонством).

После принятия христианства богословы продолжили размышлять о благочестивой жизни и о том, как ее вести. Григорий Богослов отмечал: «Благочестие состоит не в маловажных вещах и в любомудрии, не в угрюмости, но в твердости души и чистоте ума и в искренней наклонности к добру»1. Все люди разные, и исполнение Божьего Закона тоже выглядит по-разному, например, для ремесленника и для царя. «... Невозможно подвести под одно правило всех находящихся в училище благочестия»2, — писал епископ Василий Великий (IV век).

В Высокое Средневековье на христианском Западе были проведены клюнийская и григорианская реформы, которые должны были способствовать массовому благочестию. В этот же период возникли еретические сообщества катаров и вальденсов. Катары провозгласили повседневный труд служением Богу, вальденсы настаивали на переводе и чтении Писания. В противовес этим движениям внутри католической церкви появились сообщества францисканцев и доминиканцев, провозгласившие возврат к евангельской простоте; общины бегинок и бегардок объединяли христиан для совместной молитвы и дел милосердия.

В Позднее Средневековье больше внимания стало уделяться внутреннему благочестию. Фома Кемпийский в трактате «О подражании Христу» указывает, что богоугодная жизнь — это не столько исполнение внутренних правил, сколько любовь к Христу и постоянное с Ним общение в уединении. Этот трактат стал настольной книгой движения Devotio moderna (лат. «новое благочестие»), возникшего в Нидерландах. Миряне читали Евангелия и обсуждали их, занимались школьным образованием и просветительством.

В Англии оппозиционное движение лоллардов ассоциировало себя с идеями Джона Уиклифа. Они отвергали продажу индульгенций, вводили строгие правила для духовенства. Образ такого священника-нестяжателя мы видим в «Кентерберийских рассказах» Джефри Чосера. В Чехии гуситы, последователи Яна Гуса, сделали благочестие общинной практикой. Так, у таборитов, радикального крыла гуситов, были запрещены азартные игры, музыка, пляски, кабаки, бордели, деятельность шутов и знахарей. До обеда таборитские священники проповедовали, исповедовали, причащали, а в полдень совершали братскую трапезу.

Посвящение Богу каждый день: как это было в историиДжон Уэсли (1703–1791)

В раннее Новое время под влиянием протестантизма произошло кардинальное переосмысление понятия «богоугодная жизнь». Радикальная Реформация, потерпев политическое поражение во время крестьянских войн, предложила категоричный вариант благочестия — уход из развращенного мира и создание своих общин, как это сделали меннониты, амиши и гуттериты. Однако это, очевидно, не могло быть правилом для всех, и магистральная Реформация предлагала другие пути. Стоит особо рассмотреть немецкий, английский и нидерландский опыт.

Насаждению повседневного благочестия в лютеранстве служили так называемые постиллы — сборники проповедей на события церковного года. Самому Лютеру принадлежит, в частности, «Домашняя постилла», где каждый отрывок из Писания он трактует как руководство к действию для родителей и детей, хозяев и слуг.

Огромное влияние на лютеранский образ благочестия оказала идея рождения свыше, которую сформулировал пастор Валентин Вайгель. Идеи Вайгеля развивал богослов Иоганн Арндт в своей книге «Об истинном христианстве», где по­дробно описал возможные состояния души и дал рекомендации, как вести благочестивую жизнь. Его книгу изучали прихожане пастора Филиппа Якоба Шпенера во Франкфурте-на-Майне. Их собрания стали называться училищами благочестия, а сторонники Шпенера — пиетистами (лат. pietas — «благочестие»). Чуть раньше Шпенера такие же малые группы основал реформатский пастор Теодор Ундерэйк.

Английские пуритане, желающие реформировать Церковь Англии, оставили много пособий, касающихся благочестивой жизни: «Практика благочестия» Льюиса Бейли, «Трактат о призвании» Уильяма Перкинса, посвященный труду во славу Божью; руководством по семейному благочестию стал трактат «О семейных обязанностях» Уильяма Гоуджа. Пуритане создали особую практику самоанализа: подробное, тщательное и отстраненное исследование души. В практику его внед­рили знатные женщины-пуританки, которые вели дневники, или журналы самонаблюдения. Самой же известной и популярной «методичкой» по духовной жизни стало «Путешествие пилигрима» Джона Баньяна.

Впрочем, формальные вещи для пуритан тоже были важны — так, они настаивали на строгом соблюдении святости воскресного дня. Эти правила соблюдались пуританами и в эпоху Английской республики, и в колониях Новой Англии. Само основание колоний в Новом Свете виделось пуританам делом благочестия: между Богом, обществом и отдельным человеком заключался «ковенант», завет — человек обязывался служить Богу и обществу, а общество обязывалось следить за благочестием каждого человека.

Посвящение Богу каждый день: как это было в историиЛуиза Мэй Олкотт (1832–1888)

В Нидерландах в XVII веке началась так называемая вторая Реформация — движение за строгое благочестие. Вдохновленный примером пуритан, Гисберт Воэций выступал против роскоши и ростовщичества, настаивал на соблюдении воскресного дня.

Важной частью протестантского благочестия были песни и гимны. К числу выдающихся лютеранских гимнографов относятся Филипп Николаи и Пауль Герхардт; видный нидерландский проповедник Йодок Лоденстейн часто обращался к пастве в песнях и гимнах; английский священник Джон Донн известен как автор духовных стихов.

Движение также происходило и в католической среде: свои пособия о том, как жить благочестиво, оставили известные проповедники Игнатий Лойола и Франциск Сальский. Во второй половине XVII века под влиянием протестантизма появилось целое движение благочестивых католиков — квиетизм, которое настаивало на практиках молчания, уединения и скромного образа жизни. Один из квиетистов, Франсуа Фенелон, настаивал на образовании для женщин, чтобы они смогли вырастить благочестивых сыновей; Смольный институт в Петербурге, созданный Екатериной Великой, восходит к этим идеям.

Ряд священнослужителей проповедовали среди простого народа, как, например, Жан-Франсуа Реги, который создавал приюты для бывших проституток и нес служение среди крестьян, общество лазаристов, проповедующее среди бедняков и помогающее священникам получить качественное образование, общество урсулинок, создающее женские школы и приюты. Возвращение к старым идеалам простоты жизни и посвященного служения происходило во многих орденах, например у знаменитых капуцинов, вернувшихся к строгому францисканскому уставу.

В XVIII–XIX веках продолжали возникать движения благочестия, оппонирующие равнодушию к религии. Немецкий проповедник Герхард Терстеген подробно разъяснял, что охлаждение к формальной стороне веры может быть добрым знаком, если человек идет дальше — переживает внутреннее перерождение. Английский священник Джон Уэсли создал Клуб святых, который подготовил подробные рекомендации о том, как посвятить все области жизни Богу. Из Клуба святых выросло целое евангелическое движение внутри Церкви Англии, впоследствии оформившееся в новую деноминацию — методизм.

В Северной Америке Первое и Второе великие пробуждения были связаны с протестом проповедников против формального отношения к вере и призывом к пастве начать христианскую жизнь заново, приняв Христа как своего личного Спасителя. Требование духовного возрождения стало важным пунктом в ряде американских конгрегаций, где только «рожденные свыше» могли быть допущены к причастию. Образы повседневного протестантского благочестия мы видим и в классических произведениях для юношества, например в «Маленьких женщинах» Луизы Олкотт и цикле об Энн из Зеленых Мезонинов Люси Мод Монтгомери.

Посвящение Богу каждый день: как это было в историиВоспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1899)


В Северной Европе массовые движения лютеранского благочестия, связанные с норвежцем Хансом Хауге и датчанином Николаем Грундтвигом, соединили для тысяч людей служение Богу с практической трудовой и общественной деятельностью.

Важной частью благочестия по-прежнему оставались песни и гимны. Выдающимися гимнографами были американская методистка Фанни Кросби и шведский лютеранский епископ Юхан Валлин.

В православной традиции подробные «методички» духовной жизни писали епископы Тихон Задонский и Феофан Затворник. Практическое благочестие переживало расцвет в старообрядческих общинах, чьими виднейшими представителями были купцы.

ХХ век принес серьезные изменения в жизнь людей и поставил вопрос, как быть благочестивым человеком в современном мире. Об этом говорили и говорят христианские проповедники всех конфессий, указывая на то, что наше стремление к Богу должно быть ежедневным и повседневным.

1 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 2. — М.: типография Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии, 1844. С. 278.
2 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 5. — Сергиев Посад: изд-во Троице-Сергиевой лавры, 1901. С. 119.

Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org

Работает на Cornerstone