Тема

Что такое благочестие

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 101/Что такое благочестие

Что такое благочестие

В Писании мы встречаем слова, смысл которых понимаем приблизительно, поскольку они используются в сугубо религиозном контексте. К числу таких слов можно отнести слова с первой корневой частью «благо-»: «благовествование», «благодать», «благословение», «благочестие». Если рассматривать части этих слов, то это даст не много, разве что в первом из них угадывается греческое «евангелие». Благодать — это сила Божья ко спасению, Его милость. А благословение — то, без чего не может быть счастливой жизни в Боге, оно включает участие Божье в жизни человека, творческое слово Божье.

На русский язык словом «благочестие» переведены два греческих слова. Одно из них «эусэбэйа». Его перевели буквально: «благо + чествование/почитание». Благочестие — это качество, которое Павел советует развивать: «… упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим 4:7, 8). А боговоплощение названо великой тайной благочестия (см.: 1 Тим 3:16), то есть благочестие можно понимать еще и как богопочитание, богобоязненность, а также набожность и способность веровать. Ведь Бог и есть высшее благо в религиозном монотеистическом контексте.

В Послании Иакова словом «благочестие» переведено греческое «трэскэйа» (богопочитание или религия). Апостол объясняет своим адресатам, что это такое в практическом смысле: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак 1:26, 27). Собственно, здесь Иаков говорит о традиционных для верующего человека ценностях: следить за тем, что ты говоришь, заботиться о находящихся в нужде сиротах и вдовах, стараться жить в чистоте и непорочности.

Поясним. В основе этики благочестивого человека лежат Десять заповедей, одна из которых, девятая, может звучать так: «Словами не причиняй вреда людям, не наговаривай, не клевещи, не лги на них». Спросят, дай ответ, если знаешь его, но прежде задай себе вопрос: не навредит ли это ближнему? И лишь тогда отвечай. Не знаешь ответа, не выдумывай, лишь бы сказать. Даже если есть у тебя мнение, не высказывай его сразу же, а только когда это необходимо или когда это может удержать от беды. Слово может быть полезным, так что действуй словом во благо другому.

Верующим надо заботиться не только о членах своих семей и единоверцах (о них в первую очередь; см.: 1 Тим 5:8; Гал 6:10), но и о самых слабых и незащищенных в социальном плане людях: чужеземцах, сиротах и вдовах. «Господь, Бог ваш, — всех богов Бог, Владыка всех владык; Бог великий, могучий и всех в трепет благоговейный повергающий. Чужд Он пристрастий людских и неподкупен. Заботится Он о том, чтобы с вдовой и сиротой справедливо обходились. Любовь Свою являет Он и к живущим среди вас переселенцам, даруя им хлеб и одежду. Потому-то и вы должны любить переселенцев, помня, что и сами вы были когда-то переселенцами в Египте» (Втор 10:17 – 19).

Что же касается жизни в чистоте, то здесь говорится о принципе совершенствования мира под управлением Бога (см.: раби Йосеф Телушкин. Еврейский мир. — М.: Лехаим, 1997; Иерусалим: Гешарим, 5757. С. 465). Кратко об этом говорится у пророка Михея: «Человек, тебе показали, что такое добро, чего Господь от тебя ожидает: в поступках своих всегда держаться справедливости, ко всем относиться с любовью и жить смиренно, в общении с Богом своим» (Мих 6:8, пересказ мой. — И. Л.).

Хочу также привести в современном прочтении одно из наставлений Павла, адресованное ученику Тимофею, в центре которого — вопрос о подлинном благочестии. Павел пишет: «Быть благочестивым выгодно, как сказали бы торговцы; благочестивый человек богат, если не будет переживать о том, что ему чего-то недостает. У нас ничего не было при рождении, и умрем — тоже ничего не возьмем с собой. Но каждый день нам нужно что-то съесть, что-то надеть на себя, где-то переночевать.

Если же мы погонимся за престижем или пустимся в любовные похождения, это обернется бедами и даже гибелью. А уж если кто до денег жаден, эта страсть станет корнем всех его злоключений, отвратит от веры, мучить будет страшно.

Божий человек, избегай этого! Что важно? Воспитание чувств: стремись поступать правильно, веруя в Бога, люби всех, где-то потерпи, смолчи, не спеши с ответом на все злое. Подумай о том, что принесет пользу твоей душе и приведет к вечной жизни. К вечному стремись! Это призвание Божье, и ты об этом уже не раз свидетельствовал» (см.: 1 Тим 6:6–12; пересказ мой. — И. Л.).

Как видите, говоря о значении слова, мы вникаем в контекст, где оно используется.

В тексте, где Павел рассуждает о последних временах, он сетует, что тогда люди будут иметь видимость благочестия, но при этом у них не будет привычки поступать благочестиво (см.: 2 Тим 3:5).

Что такое благочестие

Но Петр утверждает, что нам, людям верующим, «от Божественной силы Его даровано… все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию», но нам нужно удалиться «от господствующего в мире растления похотью», приложить к этому все старание, чтобы в нас проявились многие добродетели, в том числе «в терпении благочестие, а в благочестии братолюбие» (2 Пет 1:3–7).

Получается, что благочестие есть одно из важнейших христианских качеств. И женщины должны украшать себя добрыми делами, посвящая себя благочестию (см.: 1 Тим 2:10), и Божьему человеку необходимо преуспевать в благочестии (см.: 1 Тим 6:11), и необходимо молиться за начальствующих, чтобы «проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:2). Чистота тут, конечно, не означает совершенной безупречности, ведь лишь один был без греха — наш Господь Иисус Христос. Скорее, тут можно говорить о желании жить благочестиво перед Богом, об искренности, прямодушии, нежелании все мерить земными мерками.

Однажды Иисус встретил Филиппа и предложил ему стать Его учеником, а тот, в свой черед, разыскал Нафанаила. Нафанаил сидел в тени смоковного дерева, размышляя над Писанием. Филипп поделился с ним радостью: «Слушай, мы нашли предсказанного Моисеем и пророками Мессию! Это Иисус, сын Иосифа, из Назарета». «Из Назарета? — недоверчиво переспросил Нафанаил. — Разве в этом городе есть учителя, школа? Вряд ли это что - то стоящее». Филипп не стал спорить: «Идем со мной, убедишься!» Иисус увидел Нафанаила и сказал: «Смотрите, настоящий израильтянин, человек прямодушный!» Тот удивился: «Разве Ты знаешь меня?» — «Я видел, ты сидел под смоковным деревом перед тем, как Филипп тебя позвал». Нафанаил вскричал: «Ты точно Учитель, даже Сын Божий, Ты точно Царь Израиля!» Иисус остановил его: «Веришь ты, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковным деревом? Заверяю вас: увидите Небо открытым и ангелов Божьих, что будут вверх спешить от Сына Человеческого и спускаться к Нему, как однажды это видел Иаков ночью в Бет-Эле» (пересказ мой. — И. Л.).

Больше всего в этом отрывке меня занимает, как охарактеризовал Иисус Нафанаила: «Вот настоящий израильтянин, человек прямодушный, искренний». Разве недостаточно быть евреем и родиться в Израиле, чтобы быть настоящим израильтянином? И что значит быть человеком прямодушным, искренним, открытым? Не являются ли эти качества врожденными, как, например, одни люди рождаются с карими глазами, а другие — с голубыми? Есть люди открытые, общительные, а есть люди закрытые, более нацеленные на размышления. Но в Нафанаиле интересен его отклик. Иисусу достаточно было привести только один факт из его жизни, и тот признал Его и Сыном Божьим, и Царем Израиля.

Благочестие начинается с желания услышать, в чем состоит воля Божья. Затем такой человек ищет, где бы можно было об этом узнать. Израильтянам была дана возможность читать и изучать священные книги, которые вошли в состав Библии. В нынешнюю Биб­лию входят так называемый Ветхий Завет (Пятикнижие Моисеево, пророческие книги, Псалтырь и др.) и Новый Завет (Евангелия, Деяния апостолов, апостольские письма и Книга Откровение). Верующие собираются вместе, читают Библию и лучше узнают Гос­пода Иисуса, учатся благочестию в своих собраниях, на богослужениях. Нужно только иметь желание жить благочестиво. Да поможет вам в этом Бог!

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone