Я несколько раз посещал евангельские встречи, когда день за днем проповедник призывает людей к покаянию. Это такой призыв выйти вперед к тем, кто, испытывая духовную жажду, чувствует, что Сам Бог зовет его. Эти мероприятия сопровождались пением хора, солистов и игрой на музыкальных инструментах. Все это создает определенный настрой. Проповедник бывает очень убедителен и настойчив. Звучит его призыв — и не можешь, кажется, не выйти. Это общее покаяние, когда десятки тысяч вокруг тебя, а сотни выходят и каются. И явно ощущаешь действие Святого Духа.
Но ведь этому заключительному действию что-то предшествовало. Что это такое? Что такое покаяние? Что об этом говорит Библия?
О покаянии впервые в евангельских описаниях говорится в связи со служением Иоанна Крестителя, пророка Нового Завета, который предвозвестил пришествие Мессии (греч. — Христа) в этот мир. Поэтому его и называют Предтечей. Вот как говорит об этом евангелист Марк: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк 1:4). Мы замечаем, что покаяние связано с крещением и, как правило, после общего покаяния следует служение крещения (греч. «баптисма» — «омовение», «погружение», «окунание»). Напомним, название конфессии «баптизм» связано с учением верующих этой церкви, что крещение человек должен принимать в сознательном возрасте (не в младенчестве) и только полным погружением в воду. Крещение, в свою очередь, является свидетельством того, что Бог простил грехи человека.
Далее мы читаем в Евангелии, что Иисус призывает к покаянию в начале Своего служения: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5:32), а также перед Своим вознесением: «…и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк 24:47).
Итак, само покаяние предполагает решение жить иначе. Это событие замечательно передает призыв апостола Павла: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…» (Флп 2:5). Слово «чувствование» (здесь это отглагольное существительное) в греческом — глагол: «думайте», «устремляйтесь мыслями», «ощущайте». Речь идет о полном преображении сущности человека и образа его мыслей, его устремлений. Человек становится подобным Христу. Далее в этом послании говорится об умалении Христа, образа (греч. «морфэ» — «природа», «форма») Божьего, Который равенства Своего с Богом не чуждался, но принял образ (морфэ) раба, уподобился человеку, собственно, стал человеком внешне (греч. «схэма»). Этот кеносис (умаление, опустошение, переход от Божественного к человеческому) приводит к последующему превознесению Христа, а как следствие, и к превознесению людей. Как сказал наш Господь: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12:32).
Не понятно, когда же начинается этот «путь наверх». Где эта точка, начиная с которой мы становимся другими? Надо вспомнить о двух вещах: рождении свыше и преображении. Первое — это рождение свыше. И тут христиане вспоминают разговор Иисуса с ученым по имени Никодим, когда Ии сус прямо говорит, что без рождения свыше нельзя увидеть Божьего Царства.
Вот как выглядит их разговор в пересказе (см.: Ин 3:1–9):
«Уважаемый человек, ученый, Никодим принадлежал к самой авторитетной религиозной партии фарисеев (евр. “перушим” — “чистые”), влиятельный иудейский старейшина. Он решил побеседовать с Иисусом, но без урона для чести, ночью.
— Уважаемый Учитель, мы знаем, что Тебя послал Бог, потому что Ты показал много знаков, и это доказывает, что с Тобой Бог.
— Тебе нужно перерождение, ты не о том говоришь.
— Какое перерождение? Я уже стар, в утробу матери не вернуться, во второй раз не родиться.
— Поверь, дражайший Никодим, кто не переродится от Духа, что в образе воды открыт, тому при воцарении Бога не жить. Земное рождает себе подобное, а вот духовное начало от Духа приходит. Не удивляйся Моим словам о перерождении. Вот ветер, его не видно, но он подул — и склонились деревья, затрепетали листочки, и где он будет завтра, не знаешь, он дует, где хочет. И рожденный от Духа станет таким же.
— Но как? Что нужно для этого?»
Рождение свыше, или новое рождение, — вот где начало духовной жизни. Оно не зависит от знаний, учености, это первейшая нужда любого человека. Просто не каждый чувствует эту нужду, буквально жажду. «Так что же нужно?» — повторим вопрос Никодима.
Приведу Ин 3:10–16 в моем пересказе:
«— Ты давно уже сам учитель народа, а это сейчас поясню. Я рассказываю, как и вы, о том, что знаю, правда, вы, ученые люди, Меня не слушаете. И если не верите Мне в земных вещах, поверите ли, когда расскажу о небесных? Нет, конечно. На небе никто из вас не бывал, а Я бывал, ведь Я оттуда и сошел. Ты помнишь историю о бронзовом змее, которого Моисей по велению Божьему поднял на шесте над станом Израилевым, чтобы ужаленные ядовитыми змеями могли взглянуть с верой на это изваяние и исцелиться, жизнь обрести? Так и со Мной. Бог из любви к этому миру пожертвовал Мной, Своим одним-единственным Сыном, чтобы всякий, кто поверит в Меня, не погиб, но обрел вечную жизнь».
Иисус напоминает Никодиму странную историю об исцелении народа Израильского. Тогда люди снова возроптали, и Бог убрал защиту: в стан заползли ядовитые змеи, стали жалить людей, а для исцеления нужно было сделать образ змея, водрузить его на шест. Всякий, кто с верой посмотрит вверх, на шест, оторвет взгляд от земли, где ползают змеи, обретал исцеление. Теперь это спасение можно обрести, взглянув с верой на крест Христов.
Речь не о магизме, не о том, что нужно повесить крест на грудь как амулет, как оберег или припадать к кресту в руках священника. Нет, нужно признать, что мы не можем обрести спасение своими собственными силами, изучая доктрины, ходя в церковь, совершенствуясь в добродетелях, раздавая милостыню (как бы ни было хорошо само по себе все названное). Единственное, благодаря чему мы обретаем спасение, — это смерть нашего Господа Иисуса Христа на голгофском Кресте. Это событие, совершенное в прошлом, — вне времени. Оно действует в каждом верующем человеке.
И еще одно, о чем скажем, — это последовательность событий в духовной жизни. Покаяние — это то, что должно произойти обязательно, мы принимаем решение жить с Иисусом, но работа Святого Духа происходила до этого момента, она приводит к покаянию и продолжается после него, поэтому, когда именно происходит рождение свыше, мы не можем сказать наверняка, ведь не всегда признание в любви знаменует начало этого удивительного чувства.
О рождении свыше говорится уже в начале Евангелия от Иоанна (см.:1:6– 14):
«Верный Свет входил тогда в этот мир, Он озаряет каждого человека.
И был Он в мире, и мир был обязан Ему своим существованием, но не знал Его.
Пришел Он к Своим, избранникам, а Свои Его не признали и не почтили, отвергли.
А вот те, кто на это пошел, другом Ему стали, поверили Ему, им право дано стать детьми Его Отца.
Они рождаются вновь, но уже не от горячих объятий, не от токов слияния, не от страсти, а по воле Божьей.
Воплотился Логос, обитал среди нас, мы сияньем Его упивались, Славой Отца, у Которого Сыном Он был единственным, полным доброты и верности».
Мы должны признать, что Божья благодать (эта Его бесконечная доброта и сила) изменяет каждого человека, который согласен с Божьей волей и говорит: «Боже, я не знаю и не понимаю, как Ты меня спасаешь (от греха, страха, смерти), но верю, что Ты это совершаешь. Прими меня в число детей Твоих, дай мне право стать Твоим сыном (или дочерью)». В этот момент исповедания веры и происходит то чудо, которое называется рождением свыше.
Преображение — второе событие, которое последует однажды, когда наш Господь придет во второй раз, тогда наше смертное тело изменится, потому что мы уже вручены Богу в акте рождения свыше, в акте покаяния, мы уже Божьи, осталось удостоверить это чудесным изменением нашего тела.
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”» (1 Кор 15:51–54).
Вся глава в этом послании Павла посвящена вопросу: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (1 Кор 15:35).
В Евангелии ответ на этот вопрос — это описание Преображения Господнего в трех синоптических Евангелиях (см.: Мф 16:28–17:9, Мк 9:1–13 и Лк 9:27–36). Но Преображение — уже совсем другая история.
Фото: