Что такое исповедание? Это рассказ, свидетельство человека. Кто-то сказал, что исповедовать — значит вытащить сокровенное изнутри наружу. В христианском контексте у этого слова есть два основных значения. Во-первых, это провозглашение своей личной веры в Иисуса Христа, свидетельство о ней. С этого начинается христианская жизнь человека. Кроме того, исповедание понимается как раскрытие своих грехов, рассказ о них Богу или человеку. В обоих случаях главной целью исповедания является покаяние и следующее за ним примирение человека с Богом. Грех разрушает отношения с Богом, с ближними и самим собой. Исповедь, или свидетельство о внутренних движениях сердца, — это путь к восстановлению этих отношений.
Как правило, человек свидетельствует о своей вере, или исповедует ее, в молитве и в ней прямо или косвенно признает то, что Иисус родился от Духа Святого, умер за наши грехи, воскрес для нашего оправдания, был вознесен на небеса и воссел по правую руку Бога. Согласитесь, это хороший аргумент для того, чтобы каждый из живущих признал Его своим Господом.
Апостол Павел пишет молодому служителю Тимофею, чтобы тот сражался в вере как добрый воин, держался вечной жизни, к которой он был призван, что он уже «хорошо свидетельствовал о своей вере (Синод. пер. “исповедовал свою веру”) в присутствии множества людей перед Богом, дающим жизнь всему существующему, и перед Мессией Иисусом» (1 Тим 6:12–13; Еврейский Новый Завет, далее — ЕНЗ). В своем письме Павел ободряет Тимофея, чтобы тот совершал свой путь служения.
Автор Послания к Евреям призывает верующих неуклонно держаться своего исповедания: «Давайте и дальше без колебаний держаться (Синод. пер. “исповедать”) за признанную нами надежду, поскольку давший обещание заслуживает доверия» (Евр 10:23; ЕНЗ).
Нам надлежит не просто помнить о моменте, когда мы исповедали свою веру, но, как можно прочесть в этом послании чуть раньше, мы должны «твердо держаться признанной нами истины (Синод. пер. “исповедания нашего”)» (Евр 4:14; ЕНЗ).
В Священном Писании также сказано, что каждый человек должен признать, или исповедовать, Иисуса Господом: «…Бог превознес Его и дал Ему имя выше всех остальных имен; чтобы в знак уважения к имени, данному Иисусу, преклонилось всякое колено, на небесах, на земле и под землей, и всякий язык признал (Синод. пер. “исповедал”), что Мессия Иисус — Господь, во славу Бога Отца» (Флп 2:9–11; ЕНЗ).
Вот как исповедует, или свидетельствует, о Христе апостол Петр: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16). Вот что говорит Фома после того, как увидел раны Иисуса: «…Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28). И апостол Иоанн пишет, что «исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин 2:22–23). Иисус для того и пришел на землю, чтобы разрушить преграду между нами и Богом.
Евангелист Матфей говорит о важности исповедания Иисуса Христа Господом в нашей христианской жизни, потому что Иисус сказал: «…всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф 10:32–33). Во-вторых, свидетельствовать о своей вере необходимо для других братьев и сестер, и это будет признаком нашего единства и веры в Иисуса Христа. И в-третьих, это необходимо для свидетельства перед неверующими.
Существует также исповедание как покаяние, когда человек свидетельствует, что готов оставить свой грех. Такое исповедание ведет человека к рождению свыше, переходу в новую жизнь с Господом. Предполагается, что после такого исповедания человек отступит от неправедного образа жизни: «Всякий, говорящий о себе (Синод. пер. “исповедующий”), что он принадлежит Господу, пусть удержится от зла» (2 Тим 2:19; ЕНЗ). Так случилось с уверовавшими в Эфесе. Апостол Павел пришел в этот город и на протяжении нескольких месяцев учил людей. В Библии сказано, что Бог совершал чудеса руками Павла: «…об этом стало известно жителям Ефеса… имя Господа Иисуса было в большом почете. Многие из тех, кто раньше заявлял о своей вере, стали приходить и открыто признаваться в своих преступлениях; и довольно много людей, занимавшихся колдовством, собрали все свои свитки и при всем народе сожгли их. Они подсчитали стоимость свитков, и оказалось, что она составляла пятьдесят тысяч драхм. Таким образом, весть о Господе стала приобретать все большее влияние» (Деян 19:17–20; ЕНЗ).
Однако и после покаяния человек не может жить абсолютно безгрешной жизнью. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1:8, 10). Если это так, то, может быть, в нашем покаянии не было чистоты и не было искренности в нашем исповедании веры? А может быть, мы еще не рождены свыше? Что же тогда произошло во время нашего покаяния?
В момент покаяния мы обретаем новое рождение и переходим из смерти в жизнь. Мы оставляем свою старую, греховную, природу, и Бог дает нам новую природу, как говорит Писание: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 3:9). Возможно, раньше, совершая какой-либо проступок, мы считали, что поступили правильно, например нас обидели — мы ответили тем же, и т. п. Но после обращения к Богу человек ищет примирения с Богом, с людьми и, конечно же, с самим собой. Грех противен новой природе рожденного свыше, потому что грех противен Богу, он ведет к разлуке с Ним и в конце концов к смерти. Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы все обратились и были живы. Он для этого и дал нам Свое Слово, чтобы мы, исследуя и изучая его, укрепляли наши с Ним взаимоотношения и жили полноценной христианской жизнью. Исповедание грехов — это то, что помогает нам поступать по Божьему замыслу.
Исповедуемся мы в первую очередь перед Богом. Царь Давид молился так: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (Пс 31:1–7).
В момент исповедания Бог снимает с нас вину за грех, прощает нас. Нам не всегда удается разобраться с грехом, и тогда на помощь приходит молитвенная исповедь перед Господом. Как понять, что человеку нужна исповедь не только перед Богом, но и перед братством и соответствующая помощь? В том случае если он снова и снова возвращается к своему «любимому» греху, не знает, как поступить, не может самостоятельно принять правильное решение. Грех Иуды в том и заключался, что он постоянно совершал одно и то же преступление — воровал деньги (см.: Ин 12:6). Возможно, каждый раз, доставая из ящика с деньгами монеты, он говорил себе: «Это в последний раз, при случае все возмещу». Чем опасно повторяющееся одно и то же преступление? Рецидив греха создает мощную преграду между человеком и Богом. В таких случаях, конечно же, нужна помощь служителей. Прощает ли Бог согрешающих снова и снова? Бог не был бы Богом, если бы не прощал нам прегрешения; в Писании сказано, что и нам прощать надо до «седмижды семидесяти раз». Но проблема иногда заключается в том, что тот, кто согрешает раз за разом, не может принять прощение Бога.
Исповедь должна восприниматься как добрый инструмент для восстановления отношений с Богом, разрушенных грехом. И обязанность служителей — помочь человеку принести покаяние, получить прощение грехов, освободиться от вины и осуждения и обрести мир.
Иисус дал возможность прощать грехи церкви: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23). Исповедь в церкви должна восприниматься как победа и освобождение от греха. Когда человек обращается за помощью, молитва совершается вместе со служителем перед Богом при условии сохранения тайны исповеди. Писание говорит также, чтобы мы исповедовались друг перед другом (см.: Иак 5:16).
Многие верующие стараются поговорить о своем грехе с пастором или старшим служителем. Однако протестантские церкви в большинстве своем признают священство всех верующих, как написано в 1 Пет 2:9–10: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», поэтому исповедь может принять любой верующий, и тогда получается, что, с одной стороны, человек исповедуется перед другом, с другой — перед священником. Хорошо, когда друг — священник и священник — друг. Тогда точно грех будет оставлен и общение с Богом будет восстановлено.
Как пастор, я бы отметил две крайности в исповедании грехов: с одной стороны, стремление постоянно исповедаться (выискивание греха), с другой — полное отсутствие исповеди. В первом случае обесцениваются личные отношения с Господом, притупляется стимул к духовному росту и поиску ответа от Господа. Во втором случае пренебрежение исповедью становится серьезным препятствием на пути к плодотворной христианской жизни.
Восстановление человека иногда может занять не один месяц. Проходя это поприще, обе стороны — и тот, кто нуждается в помощи, и тот, кто помогает человеку восстановиться, — должны проявлять терпение. И самое главное — двое или трое в согласии должны все это время молиться об избавлении человека от укоренившегося в нем греха, ибо «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18:14), и «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3:9).
Фото: gettyimages.ru