Портрет

Томас Скотт: преображение священнослужителя

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 100/Томас Скотт: преображение священнослужителя

Томас Скотт: преображение священнослужителяПортрет Томаса Скотта (1747–1821). 1824

Томас Скотт (1747– 1821) — англий­ский священнослужитель, проповедник и автор известного комментария ко всей Библии. Он родился в деревне Братофт (графство Линкольншир) в семье скотовода и был одиннадцатым из тринадцати детей. В десять лет его отправили в школу в деревне Скортон (графство Ричмондшир) в 150 милях от дома. Через пять лет подающий надежды мальчик стал учеником хирурга в городе Алфорд. Для деревенского юноши открывались широкие возможности. Однако, как это часто бывает в молодости, он ими не воспользовался: хирург выгнал его за плохое поведение.

Томас не оправдал надежд родителей, и разгневанный отец заставил его работать батраком на своей ферме. Бесперспективность угнетала Скотта — ферма должна была достаться старшему брату, да и не мог юноша не чувствовать, что его способности и дарования позволяют ему претендовать в жизни на большее. И тут Скотту приходит мысль о доходной и почетной должности священника.

Со свойственной ему энергией Скотт взялся за дело — обратился к местному священнику. Тот юношу поддержал, но епископ отнесся к Скотту критически, заявив, что для того, чтобы стать священнослужителем, требуется получить образование в Оксфорде или Кембридже. Нужно было действовать в обход епископа, и Скотт, пользуясь своими родственными связями, обратился к архидьякону города Линкольна. Заручившись его поддержкой, Скотт поехал в Лондон. Молодому кандидату на рукоположение сначала не повезло: ему отказали, поскольку не было положенного в этом случае согласия отца и некоторых необходимых бумаг. Но настойчивый юноша выполнил все условия, в 1773 году наконец был рукоположен в священники и получил свое первое назначение в приход в графстве Бакингемшир. Еще через год он женился на гувернантке Джейн Келл.

Казалось бы, у Скотта все сложилось так, как он хотел, к своим обязанностям он относился рачительно (за год выучил биб­лейский иврит и читал Писание в оригинале). И все же было одно «но»: Скотт не был подлинно верующим. Как уже было сказано, он стал священником, для того чтобы вырваться из нищеты.

Томас Скотт: преображение священнослужителяЦерковь Св. Петра и Павла в Олни (графство Бакингемшир, Англия), где служили Джон Ньютон и Томас Скотт

Размеренная и благополучная жизнь Скотта вдруг закончилась, когда он познакомился с Джоном Ньютоном, автором знаменитого гимна «О, благодать!» (Amazing Grace). Ньютон служил в соседнем приходе, и из любопытства Скотт как-то пришел послушать его проповедь. Ньютон разбирал отрывок из Деяний святых апостолов 13:9–10 («Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?»). Грозные слова потрясли Скотта, он почувствовал себя обманщиком. Скотт начал общаться с этим поразительным проповедником, хотя, как и многие церковные функционеры того времени, с презрением и подозрением относился к евангелизму — так называли движение церковного обновления в англиканстве.

Ньютон стал заботливым и любящим другом. Во время болезни Скотта он поддерживал и его, и двух его умирающих прихожан. Любовь и преданное служение Ньютона тронули Скотта, а их постоянные беседы заставили серьезно задуматься. В результате фактически неверующий священник пережил обращение к Богу. На Страстную пятницу 1777 года Скотт проповедовал на тему: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53:6) — и публично исповедовал появившуюся у него веру во Христа как личного Спасителя. Свой опыт обращения он описал в книге «Сила истины», которая вышла через два года.

В 1781 году Ньютон уехал в Лондон, и Скотт получил его приход. Еще через четыре года Скотт переехал в столицу и стал капелланом в больнице для больных сифилисом. Каждое воскресенье неутомимый священник проходил около 14 миль, проповедуя и служа в разных приходах. Несмотря на деревенское происхождение и грубоватые манеры, Скотт как проповедник покорял людей своей страстной убежденностью.

С 1788 года Скотт начинает публиковать труд всей своей жизни — «Комментарий ко всей Библии», который стал настольной книгой для многих поколений верующих. Такие разные люди, как Уильям Кэри, основоположник протестантской миссии в Индии, и Джон Генри Ньюмен, впоследствии ставший католическим кардиналом, единодушно хвалили этот комментарий, и каждый из них считал его для себя важным.

Томас Скотт: преображение священнослужителяВитражный портрет Джона Ньютона в церкви Св. Петра и Павла в Олни (графство Бакингемшир, Англия)

Начало 1790-х годов было для Скотта тяжелым: умерла его жена, обанкротился издатель, печатавший его библейский комментарий, и Скотт оказался обремененным долгами, несмотря на успех книги. Но, невзирая на все невзгоды, Скотт продолжал служить Богу и людям, в частности вместе со своим старым другом Джоном Ньютоном он стал одним из основателей и первым секретарем Церковного миссионерского общества — одной из первых миссионерских структур англоязычного мира, которая занималась обучением будущих проповедников. Чтобы как можно лучше готовить миссионеров к их работе, Скотт освоил арабский язык. Работа в Церковном миссионерском обществе продолжалась до 1814 года, затем Скотт оставил эту деятельность по болезни.

В 1803 году Скотт стал настоятелем больничного храма в деревне Астон-Сэнд­форд (графство Астон-Сэндфорд). Скотт служил там до конца жизни и оставался популярным проповедником: перед церковью, где он служил, ставили палатку, чтобы вместить всех желающих послушать бескомпромиссного священника.

Когда Скотт умирал, один из собратьев-священников стал говорить проповеднику о том, какую пользу он принес церкви. Скотт ответил ему, что эти слова ему только повредят — перед смертью важно исповедовать то, во что он верил после обращения: он — кающийся грешник, который надеется лишь на милость Бога.

Томас Скотт оставил после себя солидное наследие. Помимо создания своего знаменитого «Комментария ко всей Биб­лии» и иных богословских сочинений Скотт воспитал троих сыновей, также ставших служителями церкви. Но самое главное — это пример его жизни: равнодушный к вере человек, из прагматических соображений ставший священником, переживает обращение, становится пламенным проповедником и толкователем Библии и до конца жизни ощущает себя «человеком в пути», которому необходимо покаяние. «Рост — вот единственное доказательство того, что ты жив»*, — говорил Скотт. А рост христианина предполагает трезвый анализ личной жизни, желание оставить старые грехи и двигаться к новому и более глубокому пониманию Бога и людей.

* Cit. on: Newman J. H. Apologia Pro Vita Sua. — L., 1946. P. 32.

Фото: commons.wikimedia.org

Работает на Cornerstone